Источник: BKG. Практичные решения для эффективного управления компанией /
Сергей Пашутин Управление компанией
Обеспечение устойчивости организации на рынке является весьма непростой управленческой задачей, поскольку поддержание системы на высоком уровне, как правило, достигается путем улучшения одного показателя за счет ухудшения другого, либо сопровождается ощутимыми издержками. Для корректного достижения главного результата необходимо воспользоваться нетривиальными приемами, позволяющими добиться максимальной производительности организации при минимуме затраченных на это усилий.
Создание отлаженной и упорядоченной системы - это лишь одна сторона проблемы повышения жизнеспособности бизнеса. Она самым естественным образом переплетается с другим, ответственным за устойчивость предприятия, принципиально важным моментом. Им является реализация сильных решений, позволяющих избежать негативных последствий или ощутимо сузить рамки обстоятельств, когда происходит что-то непредвиденное.
Существуют специальные приемы, облегчающие нахождение сильных решений и позволяющие предугадать и предсказать динамику событий. Правда, весьма ограниченно - в основном в области техники, и в достаточно узких рамках - на уровне инженерных задач и рационализаторских предложений по улучшению уже имеющихся свойств. Собственно для этого они и разрабатывались и в итоге неплохо себя зарекомендовали при решении чисто технических проблем.
Основополагающие принципы этих приемов впервые обосновал еще в 1935 г. советский авиаконструктор Роберт Бартини, но их засекреченность не предусматривала широкого распространения. Но поскольку идеи витают в воздухе, то методические приемы были вновь "переоткрыты" и творчески дополнены Генрихом Альтшуллером. К 1956 г. комплекс этих методик, в основе которых лежит системно-функциональный анализ, получил название ТРИЗ (теория решения изобретательских систем) и свое дальнейшее развитие. Главная идея достаточно многочисленных методов ТРИЗ направлена на выявление ключевых противоречий в системе и на нахождение решений, соответствующих общим тенденциям развития этих систем.
Для облегчения решения управленческой задачи, можно воспользоваться любым подходящим методическим инструментом, например одним из приемов той же ТРИЗ, весьма уместным и удобным в данной ситуации. В частности, ее исторически первой формой - "совершение действия обратного ожидаемому". То есть мы не ждем, а специально моделируем возникновение нежелательных явлений, чтобы затем, найдя способы их нейтрализации, упредить их реальное возможное появление. Иными словами, сущность подобного "диверсионного подхода" заключается в том, что вместо вопроса: "Какие нежелательные явления возможны в фирме?", задается вопрос: "Как обеспечить получение нежелательных явлений?". По сути, речь идет о придумывании диверсий, отсюда и название подхода.
Рассмотрим эту ситуацию более подробно на гипотетическом примере торговой деятельности оптового отдела фармацевтической компании или ее регионального филиала. Остановимся на небольшом, но значимом участке функционального пространства при взаимодействии клиента и фирмы. Порядок действий:
Функция (установление контактов нового клиента с фирмой)
Как затруднить выполнение задачи
Предложения
Таким образом, даже этот, далеко не полный перечень технологических приемов, демонстрирует принципиальную возможность предупреждения разнообразных нежелательных явлений, способных осложнить и без того непростое существование компании на рынке. Но все эти приемы подходят только компаниям, организационная структура которых еще не исчерпала своего оптимизационного резерва. В противном случае улучшение работы потенциально "умирающей" фирмы с неадекватно функционирующей корпоративной структурой возможно лишь при условии дополнительных финансовых затратах. Если же такое решение не является на данный момент рациональным и жизненно необходимым, т.е. единственно правильным для фирмы, или же у нее еще есть шансы остаться на плаву, то в этом случае имеет смысл прибегнуть к процедуре реструктуризации.