"Ведомости" /
Екатерина Кудашкина
"Бизнес - это война, - говаривал знаменитый основатель электронной империи Matsushita Electric Коносуке Мацусита. - Все законы войны распространяются на искусство ведения бизнеса". Мацусита знал, что говорил. Историки менеджмента нередко называют его "богом управления".
Японский стратегический менеджмент, как известно, взял на вооружение и традиционно японские принципы военного управления (например, кодекс менеджера довольно близок по духу кодексу самурая) и идеи, изложенные в древнекитайском "Трактате о военном искусстве". Трактат был составлен в V в. до н. э. знаменитым китайским полководцем Сунь-Цзы. Впрочем, конфуцианская философия не возбраняет использовать и чужеродные мысли, если это идет на пользу делу.
"Все слышали, что в построении современного бизнеса японцы используют принципы своей традиционной культуры, - рассказывает Платов, - однако мало кто помнит, что взлет японского бизнеса в 1950 - 1960-е гг. во многом связан с работой в Японии американских консультантов, Деминга и других". Тем не менее японцы не стали вводить у себя американский стиль менеджмента. Они просто взяли из него все, что представлялось им эффективным, смешали с собственной культурой и нанесли тем же американцам несколько поражений на их же собственных рынках.
Одно из ключевых мест в китайском военном искусстве отводилось вопросам "управления персоналом". Огромное значение уделяется анализу ситуации внутри компании. "Находясь в порядке, ждут беспорядка. Находясь в спокойствии, ждут волнений. Это и есть управление сердцем", - учил Сунь-Цзы. Менеджерам хорошо известно, что особую бдительность следует проявлять в периоды взлета и успешной деятельности компаний.
А в моменты кризиса, как и в боевой обстановке, командир должен быть в состоянии принимать решения и брать на себя ответственность за все последствия собственных действий и действий своих подчиненных. Чтобы обеспечить исполнение задач, он должен уметь их четко формулировать. Сунь-Цзы сказал: "Когда полководец слаб и не строг, когда обучение солдат отличается неопределенностью. .. это значит, что в войске беспорядок".
Неизвестно, был ли знаком с этим постулатом легендарный менеджер ХХ столетия Ли Якокка, однако, возглавив в 1979 г. находившуюся на грани банкротства корпорацию Chrysler, он повел себя в точном соответствии с заветом великого китайского полководца. Якокка поставил четкую цель перед руководством и сотрудниками компании, сосредоточил всю власть в своих руках, провел тщательное изучение рынка, сократил операционные расходы, преподнес несколько неприятных сюрпризов конкурентам и в результате менее чем за три года вывел компанию из кризиса.
Но важно не доводить идею до абсурда. Ричард Л. Дафт в своем учебнике менеджмента приводит следующий пример: некоторое время пост президента американской компании Tenneco занимал бывший профессор военной академии в Вест-Пойнте Дэн Мид. Одним из принципов, которым руководствовался Мид в своей работе, был девиз знаменитого американского генерала Джорджа Паттона "Планировать не спеша, исполнять молниеносно". Долгое время в кабинете Мида висела веревка. "Первый же руководитель отдела, который доложит о невыполнении показателей, - говаривал президент Tenneco, - примерит эту веревку на своей шее". Ему явно не хватало гибкости. Веревка исчезла из кабинета только после протестов оскорбленных сотрудников.