"Ведомости" /
Анатолий Чернов
Молодой человек с ветеринарным образованием, знанием японского языка и опытом работы менеджером по продажам - сочетание поистине пугающее. Получить заказ на такого специалиста - головная боль для рекрутера. Найти - триумф. Между тем практически каждая компания рано или поздно вынуждена искать человека с редким сочетанием знаний и опыта. Старший партнер российского отделения хедхантинговой компании Amrop Hever Group Андреа Уайн, имея 25 лет опыта executive search, говорит, что принципиально методика поиска редкого специалиста ничем не отличается от стандартной. "Она требует только немного более творческого подхода", - говорит Андреа Уайн. Она вспоминает, как 10 лет назад одна золотодобывающая западная компания, выходящая на российский рынок, попросила найти человека с хорошим знанием русского языка (но не россиянина) и опытом добычи золота в холодных условиях. "Нашли мы того человека в Канаде, - рассказывает Андреа Уайн. - Но это вовсе не означает, что его надо было искать в странах с холодным климатом. Он вполне мог оказаться в Африке, но при этом обладать опытом работы в северных странах". Редкий специалист может находиться где угодно и поэтому при поиске не следует сужать рамки, считает Андреа Уайн.
Быть редким специалистом приятно, однако это палка о двух концах. "С одной стороны, человек с редким сочетанием навыков или дефицитной профессией вне конкуренции. Но, с другой стороны, и спрос на них не менее редок", - говорит Ирина Кондратова. Ценность редких специалистов проявляется лишь в случае возникновения заказа. Обратившись в рекрутинговое агентство, такой человек может ждать предложения годами.
Интересно, что для работодателей уникальный специалист - это также палка о двух концах. Нанять такого человека означает и завязать на него часть бизнеса - это безусловный риск. Он всегда "имеет право" попросить повышения зарплаты (грозя увольнением) , может подолгу болеть и т. п. Все это - следствие того, что он и сам чувствует свою уникальность и востребованность. По мнению Андреа Уайн, "кокетство" со стороны редкого специалиста вполне возможно и ничего предосудительного здесь нет. "В капиталистической системе уникальность позволяет кокетничать. Это закон спроса и предложения", - говорит она. Вместе с тем, добавляет она, все зависит от мотивации кандидата. "Если человек хочет, чтобы его уникальные навыки были востребованы, то он не будет чрезмерно требовательным", - поясняет Андреа Уайн.
Тем не менее некоторые консультанты советуют минимизировать подобные риски. Для этого они предлагают компаниям по возможности дробить предъявляемые к позиции требования на несколько составляющих и нанимать не одного человека, а, скажем, двух. В результате вместо журналиста со знанием японского языка нанимают переводчика и журналиста, которые работают в паре, а вместо менеджера по продажам лекарств для домашних животных (от которого требовалось ветеринарное образование) - просто продавца и ветеринара ему в подспорье.
Подобным образом поступила компания "Зеленая улица", выполняя несколько заказов от нефтедобывающих компаний на геологов. В ходе поисков консультанты столкнулись с тем, что геологи "старой гвардии" практически не владеют современными технологиями, с другой стороны, молодые специалисты, выпускники вузов, владея компьютером, не имеют практического опыта. Между тем нефтяная компания предлагала оклад до $5000 в месяц. Тогда хедхантеры придумали хитрый ход. "Мы предложили им за те же деньги нанимать не одного специалиста, а двух - старого опытного и молодого, знающего компьютер. В сумме они представляли собой как раз то, что требовалось от кандидата", - рассказывает Евгений Дремлюга. По его словам, многим заказчикам это предложение пришлось по душе.