Психологи утверждают, что, прежде чем начинать антизвездную терапию, стоит докопаться до причин неадекватного поведения подчиненного. Но существуют экстренные приемы и правила, которые могут помочь любому руководителю.
Иногда срабатывает прием доведения ситуации до абсурда. Надо начать восхищаться "звездой" слишком часто и явно, причем подключить к этому других сотрудников. Адекватный человек после этого перестраивается.
Натравить на "звезду" коллег. Например, из-за его опоздания на совещание наказать всех, объявив, что следующее совещание начнется на час раньше (вместо 9. 30 в 8. 30). Если он снова опоздает, следующую встречу назначить на 7. 30.
"Можно посадить рядом со "звездой" человека с похожим синдромом и посмотреть, кто кого съест", - советует Андрей Серов. Скорее всего, увидев в нем собственное отражение, "звезда" изменит стиль поведения.
Прямолинейная критика и жесткие меры вроде штрафов могут погубить дело. Это приемлемо только в стрессовой ситуации (аврал, выполнение крупного заказа).
Звездные амбиции сотрудника можно направить на пользу компании. Поскольку он стремится быть на виду, можно поручить ему курировать вопросы пиара, выступать на пресс-конференциях, общаться с журналистами.
Звездная болезнь развивается у сотрудников, если потакать их чувству исключительности и незаменимости. Если его функции описать и формализовать технологию его работы, он излечится от синдрома незаменимости.
И наконец, перевоспитание или увольнение "звезды" не решает проблемы: по закону о социальных ролях его место займет кто-то другой.
Елена Горелова Владимир Моторин