Бытует мнение, что столичному менеджеру нужно обладать высокой адаптивностью и тогда он сможет стать "своим" среди "чужих", что заведомо залог успеха. Это очень опасное заблуждение. Задача как раз иная - суметь сохранить дистанцию. Только в этом случае менеджер сможет принести в компанию реальные изменения. Он должен осознавать, что выполняет профессиональную миссию, является носителем корпоративных стандартов и культуры. Удастся ли привить региональной компании эти необходимые бизнесу элементы, зависит от способности менеджера сохранить им верность прежде всего внутри себя. Попытки "смешаться" и вступить в "интимную" дружбу с местными управленцами только повредят его профессиональному статусу.
Еще одно крайне желательное качество - это умение коммуницировать с людьми другой ментальности, культурологической среды и социального слоя. При этом важно не путать понятия "способность устанавливать контакт" и "способность к ассимиляции". Требуется именно первое.
Если проводить параллели с Западом, то уместно вспомнить, что там существует понятие "international staff", это те самые "кочевые" специалисты, которые постоянно перемещаются из региона в регион с вышеописанной миссией. Их главная компетенция - diversity: эффективное взаимодействие с представителями другой среды при сохранении своей несхожести. Как профессионалы, они осознают, что являются проектными людьми, и не страдают от перемены мест.
В отличие от западных нашим специалистам бывает трудно оторваться от привычной среды и условий жизни. Это во многом понятно, поскольку влияет не только сложный психологический климат, но и отсутствие инфраструктуры. Учитывая эти факторы, крупные региональные компании создают для приезжающих менеджеров комфортные социально-бытовые условия, чтобы обеспечить удобства проживания им самим и их семьям.
Предложу несколько советов столичным менеджерам, направляющимся на работу в регион. Следует договориться о главном, будучи еще "на материке". Необходимо иметь четкое представление о результатах, которых ждут акционеры, управленческих полномочиях (своего рода карт-бланш на власть) , зоне ответственности и инструментарии для решения поставленных задач. Непременно нужны встречи со всеми ключевыми менеджерами. Эти встречи прояснят реальную ситуацию в компании, которую, возможно, скроет акционер, и составят предварительное впечатление о потенциальных противниках и союзниках.
Если не пугают вышеописанные трудности, то региональный управленческий опыт принесет помимо материальных значительные профессиональные бонусы. Игра на чужом поле одновременно сложна и азартна, а выигрыш очень почетен.
Автор - партнер компании "Росэксперт"