Бурцев В.В. Опубликовано в номере: Менеджмент в России и за рубежом №4 / 2002
Введение
Контроль — объективно необходимое слагаемое хозяйственного механизма при любом способе производства. На микроэкономическом уровне, т.е. на уровне управления экономической единицей, различают внешний контроль, осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами управления (органы государства, контрагенты по финансово-хозяйственным договорам, потребители, общественность), и внутренний контроль, осуществляемый субъектами самой организации (собственники, администрация, персонал). От эффективности внутреннего контроля зависит эффективность функционирования хозяйствующих субъектов (экономических единиц), а эффективность функционирования хозяйствующих субъектов в совокупности — одно из условий эффективности всего общественного производства. В современных условиях внутренний контроль как управленческая функция должен осуществляться на всех уровнях управления. Система внутреннего контроля должна ориентироваться на:
1) устойчивое положение организации на рынках; 2) признание организации субъектами рынка и общественностью; 3) своевременную адаптацию систем производства и управления организации к динамичной внешней.
1) устойчивое положение организации на рынках;
2) признание организации субъектами рынка и общественностью;
3) своевременную адаптацию систем производства и управления организации к динамичной внешней.
Место и роль контроля в системе управления организацией
На любой стадии процесса управления неизбежны отклонения фактического состояния объекта управления от планируемого. Для своевременной информации о качестве и содержании таких отклонений необходим внутренний контроль.
Внутренний контроль организации — это осуществление субъектами организации таких действий, как:
а) определение фактического состояния организации (объекта контроля); б) сравнение фактических данных с планируемыми; в) оценка выявляемых отклонений и степени их влияния на аспекты функционирования организации; г) выявление причин зафиксированных отклонений.
а) определение фактического состояния организации (объекта контроля);
б) сравнение фактических данных с планируемыми;
в) оценка выявляемых отклонений и степени их влияния на аспекты функционирования организации;
г) выявление причин зафиксированных отклонений.
Цель внутреннего контроля — информационное обеспечение системы управления для получения возможности принятия эффективных решений.
Особенность внутреннего контроля — в его двойственной роли в процессе управления организацией. В результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления на практике невозможно определить круг деятельности для работника таким образом, чтобы он относился только к какому-либо одному элементу управления без его взаимосвязи и взаимодействия с контролем. Любая управленческая функция обязательно интегрирована с контрольной. Поэтому теоретически рассматривая каждую стадию как отдельный элемент процесса управления, можно допустить, что элемент контроля присутствует на каждой стадии. Для оптимального хода любой из стадий процесса управления над каждой из них необходим контроль.
Настадии планирования реализуются следующие контрольные функции:
Дляобеспечения рациональности и адекватности окружающим условиям самого курсадействий и общей стратегии, для обеспечения соответствия управленческихрешений самой возможности их успешнойреализации (с точки зрения потенциалов организации) также необходим контроль.Если в стадию планирования не «включить» элемент контроля, ошибочностьпланирования в лучшем случае проявится на стадии организации и регулирования.
Настадиях организации и регулирования реализации управленческих решений необходимконтроль правильности хода реализации принятых плановых решений для достижениянеобходимых результатов. Необходимо контролировать и рациональностьосуществления организации ирегулирования принятых решений.
Настадии учета должен быть обеспечен контроль за:
1) наличием и движением имущества; 2) рациональным использованием производственных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; 3) состоянием выданных и полученных обязательств; 4) целесообразностью и законностью хозяйственных операций организации, и т.д.
1) наличием и движением имущества;
2) рациональным использованием производственных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
3) состоянием выданных и полученных обязательств;
4) целесообразностью и законностью хозяйственных операций организации, и т.д.
Данныеучета служат информационной базой для контроля. C другой стороны, необходимконтроль качества самого учета.
Настадии анализа осуществляется оценка информации о результатах выполнения управленческихрешений на основе ее разложения на различные составляющие и их соотнесениямежду собой. Контроль и анализ глубоко интегрированны. Данные контроля частоявляются основой для проведения анализа. На стадии анализа реализуются иконтрольные функции, например контроль уровня обеспеченности запасов и затратисточниками формирования. Методы анализа, используемые на стадиях осуществления контрольной деятельности,оценивают степень приближения фактических результатов к конечному пунктукакой-либо управленческой программы независимо от того, изложена она в общихили конкретных выражениях. Контроль качества проведения анализа — необходимыйэтап при оценке информации относительно результатов выполнения управленческихрешений.
Такимобразом, внутренний контроль организации является:
1) неотьемлемым элементом каждой стадии процесса управления; 2) «обособленной» стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет качества хода процесса управления на всех других стадиях.
1) неотьемлемым элементом каждой стадии процесса управления;
2) «обособленной» стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет качества хода процесса управления на всех других стадиях.
Функция контроля глубокоинтегрированна с другими функциями управления. Вместе с тем существуетинформационная интеграция внутри функции контроля. Интеграция контроля и других функций на одном уровне управления —это горизонтальная интеграция, а информационная интеграция функций контроля наразных уровнях управления (контроль на уровне рабочего места, бригады, участка,цеха, организации) — это вертикальная интеграция.
В результате интеграции погоризонтали достигается согласование отдельных элементов управления с целью решения какой-либо управленческойпроблемы или достижения какой-либо цели управления. При вертикальной жеинтеграции функция контроля реализуетсяна разных уровнях управления, но на базе одной и той же информации,подвергаемой агрегированию (укрупнению). Вертикальная интеграция необходима дляконтроля со стороны вышестоящего звена (системы) управления.
Классификация внутреннего контроля
Чтобы глубже понять сущность контролякак важной управленческой категории,раскрыть механизм функционирования выражаемых ею отношений, выявитьспецифические особенности различных ее составляющих, необходимо егоклассифицировать.
Важнейший классификационныйаспект внутреннего контроля — формальный. В экономической литературе на данныймомент нет общепринятого определения понятия формы внутреннего контроля иобщепризнанных выделений его форм по сравнению, например, с формамибухгалтерского учета — мемориально-ордерная, журнально-ордерная,автоматизированная, упрощенная.
В качестве форм внутреннего контроля организации, по нашемумнению, нужно выделить:
Выбор формы внутреннегоконтроля зависит от:
Организация внутреннегоконтроля в форме внутреннего аудита присуща крупным и некоторым средниморганизациям, в основном обладающим следующими особенностями:
Кроме задач чисто контрольногохарактера внутренние аудиторы могут решать задачи экономической диагностики,выработки финансовой стратегии, маркетинговых исследований, управленческогоконсультирования.
К институтам внутреннего аудитаотносят и ревизионные комиссии (ревизоров), деятельность которыхрегламентирована действующим законодательством. Этот институт в основномраспространен в акционерных обществах, обществах с ограниченнойответственностью и производственных кооперативах.
Во многих организациях нетотдела (сектора, бюро, группы и т.п.) внутреннего аудита и ревизионной комиссии(ревизора). В этом случае для осуществления внутреннего контроля целесообразно использоватьструктурно-функциональную форму внутреннего контроля организации. Понятие «структурно-функциональнаяформа внутреннего контроля» отражает необходимые взаимодействия единицоргструктуры (линейно-функциональной, дивизионной, матричной), соответствующие их контрольным функциям.Например, осуществление контроля, непременно входящее в должностные обязанностилюбого руководителя, должно включаться в функции любого ответственного лица.Данная форма, соответствующая содержанию первичной ступени развития внутреннегоконтроля, применяется всеми организациями наряду с более развитыми формами инезависимо от них.
Кформе внутреннего контроля в некоторой степени приближено понятие контроллинга.Но именно приближено, так как непосредственно к форме внутреннего контроляконтроллинг, на наш взгляд, отнести нельзя.
Контроллингв современной экономической теории и практике — сложное синтезированноепонятие, имеющее много различных определений. Например, Альбрехт Дейли и БеатаШтайгмайер[1]рассматривают контроллинг как предмет деятельности любого менеджера независимоот занимаемой им ступени в иерархической лестнице управления организацией. ВГермании под контроллингом часто понимают систему учета и анализа затрат ирезультатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Один изкрупнейших специалистов в области контроллинга Д. Хан в своей концепции контроллинга первое место отводит задачамобщефирменного планирования и контроля результатов на базе информациивнутреннего производственного учета. Поамериканской концепции (Financial Executives Institute — FEI) к задачамконтроллера относятся внутрифирменное планирование, составление отчетов обисполнении планов, консультирование, разработка налоговой политики, составлениеотчетов для государственных служб, ревизия, народно-хозяйственные исследования.Таким образом, контроллинг обобщающает в себе понятия самых различных элементовуправления; он значительно шире понятия формы внутреннего контроля. Поэтомунепосредственно к форме внутреннего контроля контроллинг отнести нельзя.
Особоеместо занимает классификация по типам внутреннего контроля. В основу типологии,как известно, должен быть положен существенный признак. На наш взгляд, в основутипологии внутреннего контроля должен быть положен существенный признак —уровень автоматизации контроля, определяющий уровень производительности труда(выражается в отношении объема работы по контролю к затраченному времени).Может ли уровень автоматизации определять форму внутреннего контроляорганизации (известно, например, что одна из форм бухгалтерского учета —автоматизарованная)? Форма контроля организации — это способ выражения процедурконтроля всех объектов (в том числе их систем) коммерческой организации, тогдакак автоматизация контрольных процедур возможна лишь на уровне отдельныхобъектов или их систем. Невозможно, например, полностью автоматизировать всестороны контроля качественной и количественной сохранности материальныхценностей предприятия; автоматизацияконтроля взаимоотношений в рабочих коллективах в настоящее время непредставляется возможной. Исходя из этого уровень автоматизации следует рассматриватьопределителем не форм, а именно типов внутреннего контроля.
Известныследующие типы внутреннего контроля:
Неавтоматизированный внутренний контроль осуществляетсянепосредственно его субъектами без применения автоматических средств.
Неполностью автоматизированныйвнутренний контроль осуществляется его субъектами с применением автоматическихсредств регистрации, обработки, измерения и т.п. (например, контроль качестваработы производственного оборудования с помощью технологии штриховогокодирования обрабатываемых узлов и деталей).
Полностью автоматизированныйвнутренний контроль осуществляется полностью в автоматическом режиме подуправлением субъектов внутреннего контроля. Примеры этого типа внутреннегоконтроля: автоматическое обнаружение и исправление ошибки прикладнойкомпьютерной программой; работа программ, обеспечивающих выделение илиперечисление тех пунктов, которые не соответствуют установленным критериям (например, если сумма по счетам на закупку находится вне установленныхпределов); работа антивирусных программ; программные проверки типа подсчета общих сумм для контроляправильности расчетов (например, согласование суммы счетов на закупки с общейсуммой счетов, рассчитанной в результате другой операции); программные проверкина соответствие данных и выдача информации по отсутствию соответствия(например, сравнение неоплаченных счетов-фактур на закупку с файлами записей пополученным товарам, производимое программой перед оплатой счета продавца); работа контрольных модулей корпоративныхсистем; самодиагностика программных средств.
Прежде чем классифицироватьвнутренний контроль в аспекте иерархичности объектов, необходимо дать определение объекта внутреннего контроля и егопредмета.
Объект внутреннего контроляорганизации — это управляемое звено системы управления организацией,воспринимающее контрольное воздействие. Объекты внутреннего контроляорганизации:
Объекты внутреннего контролявыбираются в соответствии с его целями.
Необходимо разграничиватьобъект внутреннего контроля и предмет внутреннего контроля. В философскойтрактовке предмет познания — это определенная сторона, свойство и отношениеобъекта, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах.Предмет определяет границы, в пределахкоторых изучается объект исследования.
Предметом внутреннего контроляявляется наличие, состояние и (или)действие управляемого звена системы управления организацией. Какие-либоматериальные ресурсы организации — это объекты внутреннего контроля;фактическое наличие данных ресурсов, ихсостояние, аспекты их функционирования — это предметы внутреннего контроля.
Целесообразно различатьконтроль системы объектов в целом (т.е. всей организации), контроль ее подсистеми контроль элементов (отдельных объектов). Такой подход позволяет рассматриватьфункцию контроля в связи с объектами любой сложности и целевой ориентации.
Внутренний контрольцелесообразно классифицировать по значимостисубъектов внутреннего контроля с точки зрения их участия в общей, т.е.совокупной, деятельности повнутреннему контролю на предприятии.
Субъект внутреннего контроляорганизации — это работник или участник (владелец) организации, совершающийконтрольные действия при исполнении возложенных на него обязанностей либотолько на основании соответствующих прав.
Если член ревизионной комиссиине является участником или работником данной организации, он считаетсясубъектом внутреннего контроля в период исполнения соответствующихобязанностей.
Всех субъектов внутреннегоконтроля целесообразно распределить по следующим уровням с точки зрениязначимости в совокупном контрольномдействии:
1) субъекты внутреннего контроля первого уровня — это участники (собственники) организации, осуществляющие контроль непосредственно или косвенно (с помощью независимых экспертов, в том числе внешних аудиторов); 2) субъекты внутреннего контроля второго уровня. В их обязанности непосредственно не входит контроль, но в силу производственной необходимости они выполняют и контрольные функции (рабочий, контролирующий качество работы оборудования); 3) субъекты внутреннего контроля третьего уровня — выполняют контрольные функции для реализации служебных обязанностей (функций), которые за ними закреплены непосредственно (работники планово-диспетчерского, планово-экономического отделов, отдела кадров); 4) субъекты внутреннего контроля четвертого уровня. В их обязанности входят контрольные и другие функции (административно-управленческий персонал; персонал, обслуживающий компьютерные системы; сотрудники отдела бухгалтерского учета, служб коммерческой и физической безопасности); 5) субъекты внутреннего контроля пятого уровня. В их функциональные обязанности входит только осуществление контроля (сотрудники отдела внутреннего аудита и члены ревизионной комиссии, сотрудники отделов входного и технического контроля и т.п.).
1) субъекты внутреннего контроля первого уровня — это участники (собственники) организации, осуществляющие контроль непосредственно или косвенно (с помощью независимых экспертов, в том числе внешних аудиторов);
2) субъекты внутреннего контроля второго уровня. В их обязанности непосредственно не входит контроль, но в силу производственной необходимости они выполняют и контрольные функции (рабочий, контролирующий качество работы оборудования);
3) субъекты внутреннего контроля третьего уровня — выполняют контрольные функции для реализации служебных обязанностей (функций), которые за ними закреплены непосредственно (работники планово-диспетчерского, планово-экономического отделов, отдела кадров);
4) субъекты внутреннего контроля четвертого уровня. В их обязанности входят контрольные и другие функции (административно-управленческий персонал; персонал, обслуживающий компьютерные системы; сотрудники отдела бухгалтерского учета, служб коммерческой и физической безопасности);
5) субъекты внутреннего контроля пятого уровня. В их функциональные обязанности входит только осуществление контроля (сотрудники отдела внутреннего аудита и члены ревизионной комиссии, сотрудники отделов входного и технического контроля и т.п.).
В основе рассмотренной вышеклассификации признак значимости субъектов внутреннего контроля. Втеоретическом аспекте (в условиях идеальной системы внутреннего контроля) и вреальной жизни значимость конкретного субъекта может возрастать (снижаться) взависимости от его личного вклада в совокупное контрольное действие.
Полная классификациявнутреннего контроля организации представлена в таблице.
Принципы эффективности и основные требования к организации внутреннего контроля
Ключевое условие успешногофункционирования системы внутреннего контроля организации — это соблюдениепринципов эффективности — основных правил, охватывающих контрольнуюдеятельность в целом.
Таблица
Признак классификации
Элементы класса внутреннего контроля
Форма контроля
Уровень автоматизации контроля (признак типологии внутреннего контроля)
Методические приемы контроля
Значимость субъектов внутреннего контроля (с точки зрения контрольной деятельности)
Иерархичность объектов контроля
Стадии проведения контроля
Функциональная направленность контроля
Характер взаимоотношений контролирующего контролируемого работников
Временная направленность контроля
Пространственный аспект
Величина (сложность) объекта контроля
Источники данных контроля
Способ взаимоотношений работников
Этапы получения информации
Характер отношения к объекту
Характер контрольных мероприятий
Периодичность проведения контрольных мероприятий
Полнота охвата объекта контроля
Время осуществления контрольных действий
Интенсивность проведения контроля
Фазы воспроизводственного цикла
Всеперечисленные выше принципы взаимосвязаны, порядок их сочетания зависит отконкретных обстоятельств.
Основныетребования к организации системы внутреннего контроля хотя и не являютсяпринципами, но также обусловливают эффективноефункционирование системы внутреннего контроля.
Совокупность указанных вышепринципов и требований — основа эффективного функционирования системывнутреннего контроля.
Основные этапы организации системы внутреннего контроля
Организация системы внутреннегоконтроля в общем случае находится под воздействием следующих факторов:
В любом случае организацияэффективно функционирующей системы внутреннего контроля — это сложныймногоступенчатый процесс, включающий следующие этапы:
При организации системывнутреннего контроля должны приниматься во внимание все ее принципы. Значениепоказателя ее результативности (совокупной результативности отдельных элементовсистемы внутреннего контроля), полученного на основе экспертных оценок и несложных расчетов, должно быть больше еестоимости с учетом неполученного альтернативного дохода.
Подводя итоги, следует сказать,что организация эффективной системы внутреннего контроля позволит:
В связи с этим особуюактуальность приобретают задачи разработки типовых программ организации,развития и совершенствования системы внутреннего контроля (для различныхорганизаций в плане организационно-правовых форм, видов и масштаба деятельности, размеров,организационных структур управления). Данные программы должны бытьразнообразны. Их следует разрабатывать с учетом: различных начальных условий ивозможностей организаций; тенденций развития экономики страны в целом идействующих механизмов ее функционирования; сложившихся национальных и местныхтрадиций; менталитета персонала. Современем в России должны быть созданы «библиотеки» таких программ для различныхтиповых условий.
[1] Albrecht Deyhle, BeatSteigmeier und Autorenteam. Controller und Controlling. — Bern, Stuttgart,Wien: Haupt, 1993. (c) 1993 by Paul Haupt Berne.
Как подписаться >>>