Задумывались ли Вы когда-нибудь о том, что наше общество не поспевает (психологически и морально) за развитием технического прогресса и стремительным развитием информационных технологий? Например, можете ли Вы ответить на вопрос о том, какие аппаратно-технические требования будет предъявлять Ваша информационная система через год?
Вряд ли сегодня еще остались организации (даже среди предприятий малого бизнеса), в которых бухгалтерия ведется исключительно в «бумажно-счетном» виде. За последние пять-шесть лет предприятия «обросли» новой техникой, корпоративными информационными сетями, мощными учетными системами и базами данных. Если говорить о бухгалтерском учете, то практически стандартом в нашей стране стали системы автоматизации хозяйственной деятельности на базе программных продуктов «1С:Предприятие». Но в этой статье речь пойдет не об этом. Речь пойдет о специалистах работающих в области информационных технологий. Работая системным администратором компьютерной фирмы, занимающейся внедрением систем «1С:Предприятие», ежедневно приходится решать огромное количество технических проблем наших клиентов, чаще всего возникающих из-за отсутствия у оных какого бы то ни было грамотного технического специалиста, который осуществлял бы постоянную поддержку информационной системы фирмы.
Для примера рассмотрим типичную на сегодняшний день организацию, в которой установлено от 3-х до 10 компьютеров, объединенных между собой в локальную сеть.
Как правило, за компьютерами работают несколько бухгалтеров, делопроизводитель, секретарь и руководители отделов. Очень часто в процессе работы возникают проблемы, связанные либо с неработоспособностью используемых программ, либо с поломкой техники. Как показывает статистика (и собственный опыт работы автора статьи) примерно в 90% случаев неисправности техники как таковой не существует, а некорректная работа «компьютера-монитора-программы-принтера-ксерокса-факса» прежде всего, связана с отсутствием у пользователя необходимых технических (специфических) знаний для выполнения задач. И лишь в 10% случаев действительно оказывается «виновата» техника, которая либо была некорректно настроена с самого начала эксплуатации, либо вышла из строя в процессе работы. Так вот самая главная проблема заключается в том, что обычный пользователь часто не в состоянии правильно локализовать, квалифицировать причину появления проблемы, связанной с работой техники, тем более что это не входит в его задачи.
Рассмотрим несколько типичных ситуаций:
- Есть! - слышно из трубки, – нашел компьютер с ключом и он включен! - Замечательно, теперь проверьте, запускается ли программа на этом компьютере. - Запускается. - Запущен ли на нем менеджер лицензий? - ??? - Ну, это такая программа, которая……
Разговор продолжается еще 10 минут, в результате которых обнаруживается, что пресловутый «менеджер лицензий» кто-то просто закрыл, не понимая, для чего эта программа запущена у него на компьютере. В итоге – потерянные 30 минут рабочего времени, которые не превратились в целый день простоя всей бухгалтерии только потому, что на другом конце провода нашелся технический специалист, который смог быстро разобраться в создавшейся ситуации и направить пользователя по правильному пути. Однако так везет не всегда и часто приходится вызывать специалиста к себе. Прибывает технический специалист, решает данную проблему за 3 минуты, просит оплатить час его работы (что абсолютно справедливо, поскольку он потратил много времени на дорогу к вам и обратно) и уезжает с чистой совестью.
Знакомая ситуация? Теперь попробую объяснить кто такой сисадмин, и с чем его едят.
«Сисадмин» (системный администратор, сетевой администратор) – квалифицированный технический специалист в области информационных технологий, лицо ответственное за поддержку многопользовательской компьютерной системы, локальной сети, глобальной сети, телефонной системы, системы голосовой почты и др. В обычные служебные обязанности сисадмина входят: установка и конфигурирование рабочих станций и серверов, настройка пользовательских учетных записей, инсталляция системного программного обеспечения, процедуры по защите информации, ответы на вопросы пользователей и многое другое»
Таким образом, введение в свое штатное расписание такой должности как «системный администратор» (технический специалист, программист – называйте, как хотите, главное, чтобы такой человек был) для любой организации, плотно работающей с компьютерами – такая же необходимость, как воздух. Задержка работы на час-два – непозволительная роскошь, на сутки – катастрофа. Если рядом будет такой специалист – вам это не грозит. И даже если нужна сторонняя помощь – звонить в службу поддержки лучше все-таки профессионалу, потому что на вопросы проясняющие ситуацию будет отвечать такой же специалист, и понимать они друг друга будут с полуслова. Здесь же стоит упомянуть про закупку новой техники. Такие вопросы тоже должен решать специалист. Вы, конечно, можете и сами пойти к поставщику техники, выбрать компьютер самого последнего поколения, заплатить за него немалые деньги и показывать его с гордостью всем своим знакомым. Только вот нужен ли Вам такой агрегат для подсчета суммы трех столбиков в «Exel» или набивания текстов в «Word»? Может быть деньги, сэкономленные при выборе нужной именно Вам и для Вашей работы техники, потратить с большей пользой? Грамотный специалист внимательно рассмотрит, какие задачи будут выполняться на новой технике и предложит купить именно то, что необходимо Вам. Если вы не можете позволить себе содержать такого сотрудника на постоянной работе – наймите его на неполный рабочий день, приходящим по вашей заявке. Все равно это будет стабильнее и надежнее, нежели обращаться с каждым вопросом куда-то где-то. Когда за работоспособность системы отвечает один человек – есть с кого спросить. Да и ему не надо будет каждый раз вникать в структуру вашей системы. Разумеется, Вам решать - нужна вашей организации гарантия стабильности и защита вашей информации или…? В завершении хотелось бы развеять некоторые предвзятости, касающиеся труда специалистов в области информационных технологий:
Вопрос : «А почему так дорого?»
Ответ : Есть замечательная история про Томаса Эдисона, которого попросили починить автомобиль. Что-то там в двигателе стучало. Привезли автомобиль. Эдисон долго что-то высматривал, слушал. Потом взял кувалду, примерился и со всей силы ударил куда-то под двигатель.
- Все, можете заводить и проверять. Проверили – все замечательно и тихо работает. Просто супер! - Сколько я Вам должен? – спросил хозяин машины. - Сто долларов. - СТО ДОЛЛАРОВ ЗА ОДИН (!) УДАР КУВАЛДОЙ ?!! - Нет, говорит Эдисон - за 1 удар кувалдой 1 доллар, а 99 долларов за то, что я знаю куда и как ударить!"
Вопрос : «Наш системный администратор ничего не делает, только деньги просто так получает. Сидит весь день в интернете. Зачем он нам вообще нужен?»
Ответ : У вас все нормально при этом работает? Проблем не возникает? Компьютеры и сеть работают исправно? Если да, то у вас хороший системный администратор. И про то, что он хороший и деньги получает не зря, вы узнаете, если его уволите. Когда что-то сломается в самый ответственный момент, и помочь будет некому.
P.S: Автор статьи сам является системным администратором довольно большой информационной сети компьютерной фирмы. К созданию данной статьи вдохновили ежедневные и многочисленные звонки клиентов с просьбами помочь разрешить ту или иную проблему. Все приведенные выше примеры взяты из жизни - это описание всего лишь четверти одного обычного рабочего дня…
Роман Марков "Лоза 1С:Франчайзинг"