А.И. Шипилов, доктор психологических наук, профессор МОСУ О.А. Шипилова, психолог Опубликовано в номере: Кадры предприятия №8 / 2002
Надежность является одной из важных составляющих профессиональной пригодности сотрудников как государственных, так и негосударственных организаций. Работники, обладающие таким качеством, сохраняют нравственную устойчивость и лояльность к компании, в которой работают, чувствуют себя «привязанными» к ней, сама работа представляет для них высокую мотивационную значимость, а ее потеря оценивается как серьезная жизненная неудача.
Следует иметь в виду, что данное качество комплексное и не является «раз и навсегда заданным». Степень надежности зависит от разных причин и может меняться у людей в связи с изменением условий, возникновением нестандартных и особенно экстремальных (чрезвычайных), кризисных ситуаций. В этих ситуациях весьма вероятно проявление ненадежности у тех людей, которые не считают себя обязанными по отношению к моральным требованиям или же обладают некоторыми личностными недостатками.
Исходя из этого, необходимо дать характеристику особенностей лиц, которые с точки зрения надежности могут составить наиболее слабое звено среди работников любой организации.
I. Психологические факторы низкой надежности персонала
Ненадежность, то есть моральная уязвимость человека, может определяться различными факторами и причинами.
К их числу можно отнести следующие:
II. Предупреждение и выявление ненадежности
Основное внимание в обеспечении безопасности работы компании должно быть сосредоточено на предупреждении, недопущении случаев нарушения лояльности или на создании обстановки и условий, при которых такие случаи были бы сведены к минимуму.
Можно выделить несколько ключевых направлений работы, способствующих повышению надежности и предупреждению нелояльности работников любой организации. Давайте, рассмотрим их.
В случае нанесения компании значительного материального или морального ущерба работник (действующий или бывший) может быть привлечен к ответственности.
III. Проверка лояльности кандидатов и персонала
Проверка лояльности должна включать использование следующих методов:
Таким образом, проверка персонала организации должна носить комплексный характер и включать применение системы взаимодополняемых методов, направленных на получение достоверного результата.
IV. Тест на уровень нравственности в отношении работника к компании
В завершение приведем тест, который содержит описание типичных деловых ситуаций. В них руководитель или работник стоит перед выбором между вариантом, сулящим доход в случае пренебрежения моралью, и вариантом, обеспечивающим соблюдение нравственных норм ведения бизнеса и поведения в компании, но чреватым уменьшением или неполучением выгоды. Западные авторы теста считают, что таким образом можно «прощупать» уровень нравственности в отношении работника к организации: воспринимает ли работник организацию как нечто свое, считает ли ее проблемы своими или относится к ней потребительски.
Необходимо иметь в виду, что данный тест не исследовательский и не строго научный. В то же время его результаты имеют определенную практическую ценность.
Тест на определение уровня нравственности в отношении работника к компании
Определите свою систему ценностей в нижеследующих ситуациях, используя один из приведенных в правой части таблицы вариант ответа:
№ п/п
Ситуация
Вариант ответа
Совершенно согласен
Согласен
Не согласен
Совершенно не согласен
1
Не следует ожидать, что работники будут сообщать о своих ошибках руководству
2
Бывают случаи, когда руководитель должен игнорировать требования контракта и нарушать стандарты безопасности, чтобы справиться с делом
3
Не всегда можно вести точную регистрацию расходов для отчетности, поэтому иногда необходимо давать примерные цифры
4
Бывают случаи, когда нужно скрыть неблагоприятную информацию от руководства
5
Нам следует делать так, как велят наши руководители, хотя мы можем сомневаться в правильности этих действий
6
Иногда просто необходимо заняться личными делами в рабочее время
7
Психологически иногда целесообразно задавать цели, немного превышающие норму, если это поможет стимулировать усилия работников
8
Я бы раскрыл «желательную» дату отгрузки заказа, чтобы заполучить заказ
9
Можно пользоваться служебной линией связи для личных телефонных разговоров, когда ею не пользуется компания
10
Руководство должно быть ориентированным на конечную цель, поэтому цель обычно оправдывает средства
11
Если ради получения крупного контракта требуется устройство банкета или легкая деформация политики компании, я дам на это согласие
12
Без нарушения политики компании и существующих инструкций жить невозможно
13
Отчеты по контролю товарных запасов нужно составлять так, чтобы по полученным товарам фиксировалась «нехватка», а не «излишки»
14
Использование время от времени копировальной машины компании для личных или местных целей – вполне приемлемо
15
Унести домой то, что является собственностью компании (карандаши, бумага, канцелярские принадлежности и т.п.), для личных нужд – приемлемая дополнительная льгота
Баллы
Общий результат
Оценки ответов в баллах:
Итоги:
0 баллов — можно готовиться к церемонии канонизации в качестве святого (идеально высокая нравственность компании и ее работника); 1—5 баллов — можно идти в епископы; 6—10 баллов — высокий этический уровень; 11—15 баллов — приемлемый этический уровень; 16—25 баллов — средний этический уровень; 26—35 баллов — требуется моральное совершенствование; 36—44 баллов — происходит быстрое соскальзывание в пропасть аморальности; 45 баллов — существует необходимость охраны ценных вещей от самого себя.
0 баллов — можно готовиться к церемонии канонизации в качестве святого (идеально высокая нравственность компании и ее работника);
1—5 баллов — можно идти в епископы;
6—10 баллов — высокий этический уровень;
11—15 баллов — приемлемый этический уровень;
16—25 баллов — средний этический уровень;
26—35 баллов — требуется моральное совершенствование;
36—44 баллов — происходит быстрое соскальзывание в пропасть аморальности;
45 баллов — существует необходимость охраны ценных вещей от самого себя.
Как подписаться >>>