Категории каталога

Как и зачем покупать консультанта?

И все же один из самых главных критериев выбора консультанта нами до сих пор не был назван. Поскольку любой консультант – всегда чужой по отношению к организации человек, с которым вам тем не менее придется провести немало времени и быть очень откровенным, не поручайте приглашение консультантов специалисту по подбору кадров или заместителю. Все может быть замечательно – у консультанта и опыт есть, и рекомендации, и часы с автомобилем, – но если у вас нет чувства доверия к нему, лучше его не приглашать. Если консультант, в свою очередь, соглашается работать, но чувствует, что ему не доверяют, – он тоже ошибся, приняв заказ. Работа будет неэффективна, если клиент закрыт и не готов делиться деталями. Как говорится, «дьявол прячется в деталях»: из-за недоверия может быть искажена реальная картина состояния организации, а консультирование – просто сорвано.

Поскольку мы заговорили о взаимоотношениях заказчика и консультанта, необходимо также заметить, что в России взаимодействие клиента и консультанта пока еще усложнено. Консультант по управлению не может быть выше заказчика: он не учитель жизни, а специалист узкого профиля. Но он не должен стоять и ниже заказчика, выполнять указания руководства. В этом взаимодействии допустимы только партнерские отношения. Такое положение дел не очень привычно для России, и не нужно иллюзий: если вам привычно «быть сверху» и консультант соглашается, – качественного консультирования не будет, и напротив, если консультанты начинают диктовать вам, хозяину, что делать в вашей организации, результат консультирования также под угрозой.

В финале дадим ответ на вопрос, который часто интересует клиентов. Ответственность – это не чувство, а плата, чаще всего денежная, за принятые риски. В этом смысле ответственность консультанта равна его гонорару, но не более того: консультанты предлагают вам выбор, а делаете этот выбор вы, принимая решение о дальнейшей жизни своей организации. Поэтому некорректны как просьба к консультанту: «Скажите, как правильно!», так и попытки консультантов научить вас жить, если вы этого не просите.

Статья опубликована в журнале «Управление компанией» № 3 за 2004 год

Материал предоставлен: Клерк.РУ

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru