Однако стихийное внедрение музыки в офис не всегда дает желаемый эффект. Архитектор Евгений говорит, что к его уходу с прошлого места работы приложило руку "Русское радио". "Я работал тогда в отличном месте, с прекрасными людьми, с замечательным руководителем. Но не мог я работать под такую музыку!" — говорит Евгений. Правда, он говорит, что понимает недовольство коллег в те редкие мгновения, когда им приходилось слушать музыку, которую любит он, — трип-хоп, даб или джаз. "Было бы несправедливо, если бы уволились они все", — считает Евгений.
Исследование британской компании The Radio Advertising Bureau показало, что лишь 5% аудитории осознанно включают радиостанции для повышения собственной работоспособности. Кроме того, по мнению Леви, репертуар популярных радиостанций не всегда подходит для работы. И дело не только в разнице во вкусах коллег, просто программы функциональной музыки необходимо составлять по весьма строгим правилам. Там, где человеку приходится работать с текстом или разговаривать — а офисная работа чаще всего сводится именно к этому, — вокальная русскоязычная музыка не самое лучшее сопровождение. "Такая музыка совсем не помогает работать, — говорит Леви. — В лучшем случае не мешает".
Чтобы правильно составить программу функциональной музыки, нужно учитывать характер работы сотрудника, расписание его рабочего дня, музыкальные пристрастия и помещение, в котором он работает. Уровень звука должен быть одинаковым в любом месте помещения. В "Феликсе", например, от идеи транслировать музыку через громкоговоритель, как когда-то это было на некоторых советских предприятиях, отказались. "Цех работает в четыре смены, в каждой смене трудится около 40 человек, у всех свои музыкальные вкусы", — объясняет Спирин.
Эффективность музыкальных передач определяется составом работающих, временем суток и даже состоянием погоды. Например, женщины более восприимчивы к музыке, чем мужчины; молодежь активнее реагирует на музыкальные передачи, чем рабочие более старшего возраста; в ночную смену музыка оказывается более эффективной, чем в дневное; в пасмурную погоду музыка также действует лучше, чем в солнечные дни.
Юлия А. Васильева