Ежемесячный журнал "Экономико-правовой бюллетень", N 6, 2004 г.
Ю. МИХАЛЫЧЕВА
Организации и индивидуальные предприниматели, которые оказывают услуги непосредственно населению, могут не использовать ККТ при условии обязательной выдачи покупателям бланков строгой отчетности.
Обратите внимание! Вместо ККТ бланки строгой отчетности могут использоваться только при оказании услуг населению, т.е. физическим лицам. Если же наличная оплата производится от имени покупателя - юридического лица, то при продаже товаров (работ, услуг) применение ККТ обязательно (п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, письмо УМНС России по г. Москве от 12.09.2003 N 29-12/50040).
Обратите внимание! Обязательным условием, позволяющим вместо ККТ использовать бланки строгой отчетности, является наличие утвержденного Минфином России бланка строгой отчетности для данного конкретного вида услуг. Поэтому если для определенного вида деятельности форма бланков строгой отчетности Минфином России не установлена, то организация и (или) индивидуальный предприниматель не вправе вместо ККТ использовать какие-либо бланки строгой отчетности (разработанные для других видов деятельности). В таком случае сохраняется обязанность применения ККТ. Самостоятельно разрабатывать бланки строгой отчетности ни организация, ни индивидуальный предприниматель не имеют права. Порядок утверждения форм бланков строгой отчетности, а также порядок их учета, хранения и уничтожения должны быть разработаны и установлены Правительством РФ. До настоящего времени никакие новые нормативные акты во исполнение Закона N 54-ФЗ Правительством РФ не приняты. Поэтому пока следует руководствоваться утвержденными ранее нормативно-правовыми актами и соответственно применять утвержденные ранее бланки строгой отчетности (письмо Минфина России от 14.07.2003 N 16-00-12/24).
Бланки строгой отчетности должны отвечать определенным требованиям, в том числе должны содержать следующие обязательные реквизиты (письмо Минфина России от 23.08.2001 N 16-00-24/70 "О документах строгой отчетности"): 1. Гриф утверждения, наименование формы документа. 2. Шестизначный номер. 3. Серию. 4. Код формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации. 5. Дату осуществления расчета. 6. Наименование и код организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО). 7. Код ИНН. 8. Вид оказываемых работ (услуг). 9. Единицы измерения оказанных услуг (в натуральном и денежном выражении). 10. Наименование должности лица, ответственного за совершение хозяйственных операций и правильность ее оформления, с личной подписью. В случае необходимости утвержденные формы документов строгой отчетности могут быть дополнены иными реквизитами. Удалять реквизиты в бланках строгой отчетности, установленных Минфином России, нельзя. В том случае, если у организации (индивидуального предпринимателя) отсутствуют предусмотренные формой бланка показатели, в соответствующей строке ставится прочерк.
Постановление ФАС Московского округа от 16.07.2003 N КА-А40/4628-03
Индивидуальный предприниматель обратился с иском к ИМНС о признании постановления о привлечении к административной ответственности недействительным. Решением суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, в удовлетворении требования было отказано. Индивидуальный предприниматель был привлечен к административной ответственности за осуществление денежных расчетов с населением при выдаче бланка строгой отчетности без сведений об ИНН, наименовании и коде услуги. Индивидуальный предприниматель указал, что эти сведения содержатся в договоре подряда, который был заключен при выполнении заказа. Однако суд отметил, что бланк строгой отчетности должен содержать все необходимые реквизиты, указанные в письме МНС России от 23.08.2001 N 16-00-24/70. Поэтому предприниматель привлечен к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ правомерно. Вопросы художественного оформления и технического редактирования бланков строгой отчетности организация и (или) индивидуальный предприниматель вправе решать самостоятельно. Бланки строгой отчетности могут изготавливаться в любых типографиях при условии обязательного соблюдения ими указанных выше требований к изготовлению документов строгой отчетности (письмо МНС России от 15.04.2002 N АС-6-06/476 "О бланках строгой отчетности"). При этом бланки строгой отчетности обязательно должны оформляться типографским способом и содержать следующие выходные данные: краткое название типографии, место ее размещения, номер заказа, год выполнения заказа, тираж (письмо Минфина России от 26.12.2002 N 16-00-24/61).
В настоящий момент Минфином России установлено более 200 форм бланков строгой отчетности. К сожалению, никаких актов, систематизирующих бланки строгой отчетности, не издано. Формы бланков строгой отчетности содержатся в различных нормативно-правовых актах Минфина России. Наиболее часто применяемые бланки строгой отчетности указаны в нижеприведенной таблице.