Березкин И.В. Опубликовано в номере: Консультант бухгалтера №5 / 2004
Учитывая трудовые заслуги ветеранов и других категорий бывших работников, организации на практике оказывают им в случае нуждаемости материальную помощь. При этом очень важно учитывать тот факт, что данные расходы могут быть осуществлены только лишь из средств чистой прибыли организации, а сама выплачиваемая сумма может подлежать обложению установленными налогами и обязательными платежами.
Выплачивается материальная помощь на основании решений уполномоченных на то должностных лиц организации (руководителя, его заместителей и др.) или же решений собственников (учредителей) организации. При этом оказание помощи следует оформить в установленном порядке.
Порядок оформления выплаты и отражения ее в бухгалтерском учете
Как правило, материальная помощь выплачивается на основании приказа руководителя организации, изданного на основании письменного заявления работника или просто разрешающей резолюции руководителя на заявлении просителя. В приказе следует указать причину выплаты материальной помощи (на лечение, приобретение лекарств, оздоровление и т.п.) и ее сумму.
Выплата сумм материальной помощи может осуществляться порасходным кассовым ордерам формы № КО-2, утвержденной постановлениемГоскомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированныхформ первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учетурезультатов инвентаризации». Учитывая, что выплата будет осуществляться бывшимработникам, кассиру следует внимательно проверить документы, удостоверяющиеличность получателя, указав их более полно в кассовом ордере. При выплатедолжны быть учтены также ИНН получателя и номер его пенсионного свидетельства,что затем пригодиться при формировании соответствующих документов о суммахполученного дохода.
Учитывая тот факт, что суммы материальной помощи не являютсявыплатами в рамках системы оплаты труда (на это, в частности, указано в РешенииВерховного суда Российской Федерации от 17 июля 2000 г. № ГКПИ 00-315), расходына ее выплату могут быть отнесены только к внереализационным расходаморганизации на основании пункта 12 ПБУ 10/99.
При этом не играет особой роли предназначение оказываемойматериальной помощи — к праздничным и юбилейным датам, в связи с необходимостьюоплаты лечения, возмещения причиненного вреда и т.п.
Во всех случаях данные расходы оформляются в бухгалтерскомучете следующей записью — дебет счета 91 «Прочие доходы ирасходы», субсчет «Прочие расходы» кредит счета 76 «Расчеты с разнымидебиторами и кредиторами». При этом выбор счета 76 объясняетсятем, что получатели сумм не являются сотрудниками организации.
И даже в том случае, если согласно оформленному вустановленном порядке решению организации помощь выплачивается за счет средствнераспределенной прибыли (что очень распространено), все равно расходыорганизации должны быть отражены в бухгалтерском учете как прочие расходы насчете 91.
Ограничения по задействованию счета 84 «Нераспределеннаяприбыль (непокрытый убыток)» установлены ПБУ 10/99 (согласно данномунормативному акту все расходы организации разделены на расходы по обычным видамдеятельности, операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы) и Планомсчетов (Инструкцией по применению Плана счетов). Согласно последнему документукаждый из классифицированных ПБУ 10/99 видов расходов отражается насоответствующих балансовых счетах (расходы по обычным видам деятельности —счета учета производственных затрат; операционные и внереализационные расходы —счет 91; чрезвычайные расходы — счет 99 «Прибыли и убытки») без затрагиваниясчета 84.
При выплате сумм материальной помощи в бухгалтерском учетеорганизации оформляются следующие записи:
дебет счета 76 кредит счета 50 «Касса» — выплата сумм из кассы наличными денежными средствами; дебет счета 76 кредит счета 51 «Расчетные счета» — перечисление средств на счета физических лиц, открытые в кредитных учреждениях, по почте и т.п.
дебет счета 76 кредит счета 50 «Касса» — выплата сумм из кассы наличными денежными средствами;
дебет счета 76 кредит счета 51 «Расчетные счета» — перечисление средств на счета физических лиц, открытые в кредитных учреждениях, по почте и т.п.
Так как материальная помощь оказывается работникам вне рамоксистемы оплаты труда, она не учитывается при исчислении среднего заработка, чтозакреплено в Положении об особенностях порядка исчисления средней заработнойплаты, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11апреля 2003 г. № 213.
В бюджетных учреждениях для оказанияматериальной помощи, как правило, формируются специальные фонды средств. Приэтом, что характерно, данные средства могут планироваться как в рамках фондазаработной платы (денежного содержания), так и за счет иных средств, выделяемыхбюджетному учреждению.
В целом ряде случаев при обращении бывших работников организациидаже обязаны выполнить принятые на себя обязательства по оказанию материальнойпомощи. Это характерно для тех случаев, когда такие обязанности администрациизакреплены в соответствующих отраслевых соглашениях или в коллективныхдоговорах. Положения данных документов обязательны для исполнения согласноТрудовому кодексу Российской Федерации (см. главу 7 ТК РФ).
Вопросы налогообложения
Согласно пункту 23 статьи 270 главы 25 НК РФ в целяхналогообложения по налогу на прибыль не принимаются расходы в виде суммматериальной помощи работникам (в том числе для первоначального взноса наприобретение и (или) строительство жилья, на полное или частичное погашениекредита, предоставленного на приобретение и (или) строительство жилья,беспроцентных или льготных ссуд на улучшение жилищных условий, обзаведениедомашним хозяйством и иные социальные потребности).
Такжеследует учитывать положения статьи 255 НК РФ, согласно которой в расходыналогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам вденежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки,компенсационные начисления, а также расходы, связанные с содержанием этихработников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации,трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.
Принятиев целях налогообложения расходов в виде выплат в пользу бывших работниковорганизации налоговым законодательством не предусмотрено.
Всоответствии с пунктом 1 статьи 236 главы 24 НК РФ объектом налогообложенияпо единому социальному налогу являются выплаты и иные вознаграждения,начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовымдоговорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (заисключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), атакже по авторским договорам.
В связис этим следует учитывать, что если материальная помощь оказывается бывшимработникам в связи с имевшимися ранее трудовыми отношениями (в частности, —работник имел право на получение материальной помощи до увольнения с работы,она была начислена или начислена не была, но право на получение возникло), тоналогообложению данные выплаты по общим основаниям могут и подлежать. Если жеоказание материальной помощи производится не в связи с наличием трудовыхотношений и (или) отношений по соответствующему гражданско-правовому договору,то налогообложению данные выплаты не подлежат. Указанные положенияподтверждаются письмом Минфина России от 3 апреля 2003 г. № 04-04-04/32,письмом МНС России от 20 марта 2003 г. № 05-1-11/127-К269 «О едином социальномналоге».
При этом необходимо также учитывать и положения пункта3 статьи 236 НК РФ, согласно которой налогообложению не подлежат любые выплатыи вознаграждения, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базупо налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Учитывая положения главы 25 НК РФ, не допускающейпринятие в целях налогообложения расходов в виде материальной помощи в пользубывших работников организации, в уплачивающих налог на прибыль организациях,начисление единого социального налога на указанные суммы можно не производить.
Вбюджетных учреждениях от обложения единым социальным налогом всоответствии с пунктом 2 статьи 238 НК РФ освобождаются суммы материальной помощи,оказываемой бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию поинвалидности или по возрасту, а также суммы возмещения (оплаты) организациямисвоим бывшим работникам (из числа пенсионеров по возрасту и (или) инвалидов) и(или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов,назначенных им лечащим врачом. При этом от налогообложения данные суммыосвобождаются в пределах до 2000 руб. на каждого получателя за налоговый период(год) (отдельно в части сумм материальной помощи и сумм возмещения стоимостимедикаментов).
В частиначисления на суммы предоставленной бывшим работникам материальной помощи страховыхвзносов на обязательное пенсионное страхование следует обратить внимание настатью 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательномпенсионном страховании» (в редакции изменений и дополнений), согласно пункту 2которой объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховыхвзносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальномуналогу, установленные главой 24 НК РФ.
Исходяиз этого, вопрос с обложением производимых выплат страховыми взносами наобязательное пенсионное страхование решается в таком же порядке, как и поединому социальному налогу.
Согласно пункту 4 Правил начисления, учета и расходованиясредств на осуществление обязательного социального страхования от несчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний (постановлениеПравительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 184) страховые взносына обязательное страхование от несчастных случаев на производстве ипрофессиональных заболеваний не начисляются на выплаты, предусмотренныепостановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. № 765 «Оперечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социальногострахования Российской Федерации».
Согласно положениям указанных выше нормативных актовстраховые взносы не должны начисляться только на суммы материальной помощи,оказываемой работникам в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целяхвозмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, а также суммыматериальной помощи, оказываемой работникам в связи с постигшим их стихийнымбедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работникаили его близких родственников.
В бухгалтерском учете отчисления с сумм материальной помощина социальное страхование и обеспечение оформляются следующей записью по счетамучета:
дебет счета 91, субсчет «Прочие расходы» кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (по соответствующим субсчетам учета) — начисление сумм на социальное страхование и обеспечение.
В соответствии с пунктом 28 статьи 217 НК РФ налогом надоходы физических лиц не облагаются суммы материальной помощи, оказываемойфизическим лицам из числа бывших работников, уволившимся в связи с выходом напенсию по инвалидности или по возрасту, но только в пределах до 2000 руб. покаждому из получателей за налоговый период (календарный год).
Если материальная помощь оказывается физическим лицам, скоторыми организация ранее не имела трудовых отношений, или же в пользу бывшихработников, уволенных с работы по иным основаниям(нежели увольнение в связи с выходом напенсию по инвалидности или по возрасту), вся выплачиваемая сумма материальной помощиподлежит налогообложению по установленной ставке13 процентов. При этом, если получатель средств не является налоговымрезидентом Российской Федерации, налогообложение должно производиться поповышенной ставке — 30 процентов (пункт 3 статьи 224 НК РФ).
Во всех случаях от налогообложения по налогу на доходыосвобождаются выплачиваемые организациями суммы единовременной материальнойпомощи, оказываемой следующим категориям лиц (пункт 8 статьи 217 НКРФ):
По решению самого получателя сумм материальной помощи в целяхналогообложения ему могут быть предоставлены стандартные налоговые вычеты насамого налогоплательщика и его несовершеннолетних детей, предусмотренныестатьей 218 НК РФ.
Для получения вычета получатель представляет на имяруководителя организации — плательщика письменное заявление и документы,подтверждающие право на соответствующие налоговые вычеты (соответствующиеудостоверения и (или) свидетельства о рождении детей).
Напомним, что на самого себя физическое лицо вправе получитьстандартный вычет в сумме 3000 руб., 500 руб. или 400 руб. за каждый месяцналогового периода, а на содержание детей — в сумме 300 руб. за каждый месяцналогового периода.
Налоговые вычеты в сумме 3000 руб. и 500 руб. предоставляютсятем категориям физических лиц, что приведены соответственно в подпунктах 1 и 2пункта 1 статьи 218 НК РФ и для их получения должны быть представленысоответствующие удостоверения (в частности, инвалида или участника ликвидациипоследствий аварии на Чернобыльской АЭС). Если права на получение стандартноговычета в сумме 3000 руб. или 500 руб. за каждый месяц налогового периодаработник не имеет, ему может быть предоставлен налоговый вычет в сумме 400 руб.за каждый месяц налогового периода, который действует только до месяца, вкотором доход физического лица с начала года превысил 20000 руб. Начиная смесяца, в котором указанный доход превысил 20000 руб., налоговый вычет в сумме400 руб. не предоставляется.
Вычет на содержание детей предоставляется накаждого ребенка физического лица, на обеспечении которого находится ребенок,являющегося родителями или супругами детей, опекунами или попечителями, идействует этот вычет до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающимитогом с начала года и облагаемый по ставке 13 процентов, превысил 20000 руб.Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20000 руб., налоговыйвычет не предоставляется.
Налоговый вычет на содержание ребенка (детей) производится накаждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневнойформы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.
Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам илипопечителям налоговый вычет предоставляется в двойном размере, а именно вразмере 600 руб. на каждого ребенка.
При истребовании у организациипредоставления налогового вычета на самого получателя или его детей, работникибухгалтерии должны потребовать от него представления письменного заявления сприложением к нему копий документов, предоставляющих право на получениесоответствующих вычетов.
Если при этом выясниться, что получатель сумм материальнойпомощи где-то трудиться или имеет иной постоянный источник дохода, емудолжны быть разъяснены положения действующего налогового законодательства отом, что предусмотренные стандартные вычеты могут быть предоставлены толькоодним из плательщиков дохода (пункт 3 статьи 218 НК РФ). По указанной причине впредоставлении вычета может быть и отказано, но при этом получателю следуетразъяснить нормы пункта 4 статьи 218 НК РФ о том, что если какие-либо вычеты втечение календарного года физическим лицом получены не будут или будут полученыв меньшем размере, он имеет право на получение вычетов через налоговые органыпо месту своего жительства.
Отказать в предоставлении стандартных вычетов организациявправе также и основываясь на положениях пункта 4 раздела IV Методическихрекомендаций налоговым органам о порядке применения главы 23 «Налог на доходыфизических лиц» части второй Налогового кодекса Российской Федерации,утвержденных приказом МНС России от 29 ноября 2000 г. № БГ-3-08/415.
В указанном документе разъяснено, что если юридические лицоне признается в установленном порядке работодателем, хотя и является источникомвыплаты дохода, стандартные налоговые вычеты оно предоставлять не вправе.
Вместе с тем, по мнению автора, приведенные положенияпротиворечат нормам пункта 3 статьи 218 НК РФ (в нем речь ведется не оработодателях, а о налоговых агентах), а потому применяться должны сдостаточной на то обоснованностью.
Если организация примет решение опредоставлении вычета от получателя необходимо также потребоватьпредоставлениясведений о размере дохода, полученного с начала налогового периода подругимместам работы. Указанные сведения предоставляются по форме № 2-НДФЛ«Справка одоходах физического лица», утвержденной приказом МНС России от 31октября 2003г. № БГ-3-04/583. Если из представленных справок будет следовать, что сначалагода доход работника уже превысил 20000 руб. или превысит данный пределсучетом выплачиваемых налогооблагаемых (именно налогооблагаемые выплатыучитываются при формировании указанного предела) сумм материальнойпомощи, то в предоставлении стандартного вычета на само физическоелицо в сумме 400 руб. и на каждого его ребенка в сумме 300 руб. такжедолжно быть отказано.
Если получатель дохода иного места работы не имеет и темболее не имел его в течение всего календарного года, организация безбоязненноможет принять решение о предоставлении ему стандартных налоговых вычетов. Приэтом сам получатель должен быть поставлен в известность о необходимостипредоставления сведений о доходах с других мест работы, имевших место в течениегода.
Налогообложение выплачиваемых сумм материальной помощи должнопроизводиться с учетом выплаченных в пользу получателя доходов как самойорганизацией, так и иными лицами.
Пример 1
В сентябре 2004 г. организация выплачивает своему бывшему работнику, уволенному по собственному желанию, материальную помощь в связи с необходимостью осуществления им лечения своих родителей. Сумма материальной помощи составила 7200 руб. Работник был уволен в мае 2004 г. Всего сумма выплаченного в его пользу налогооблагаемого дохода в период с января по май 2004 г. составила 34000 руб., а сумма удержанного и уплаченного в установленном порядке налога — 3900 руб. (предоставлены стандартные налоговые вычеты на самого работника и двух несовершеннолетних детей за период с января по апрель включительно). Учитывая тот факт, что работник был уволен по собственному желанию, налог должен быть удержан со всей суммы материальной помощи. При этом удержание производится с учетом ранее выплаченных в течение текущего года доходов в следующем порядке: 1) налогооблагаемый доход с начала года — 41200 руб. (34000 руб. + 7200 руб.); 2) стандартные налоговые вычеты на самого работника и двух несовершеннолетних детей за период с января по апрель 2004 г. включительно — 4000 руб. (400 руб. х 4 мес. + 300 руб. х 2 х 4 мес.); 3) облагаемый налогом доход с начала года — 37200 руб. (41200 руб. — 4000 руб.); 4) исчисленная сумма налога с начала года — 4836 руб. (37200 руб. х 13%); 5) сумма налога, причитающаяся к удержанию при выплате материальной помощи — 936 руб. (4836 руб. — 3900 руб.); 6) причитающаяся к выплате сумма материальной помощи — 6264 руб. (7200 руб. — 936 руб.).
В сентябре 2004 г. организация выплачивает своему бывшему работнику, уволенному по собственному желанию, материальную помощь в связи с необходимостью осуществления им лечения своих родителей.
Сумма материальной помощи составила 7200 руб.
Работник был уволен в мае 2004 г. Всего сумма выплаченного в его пользу налогооблагаемого дохода в период с января по май 2004 г. составила 34000 руб., а сумма удержанного и уплаченного в установленном порядке налога — 3900 руб. (предоставлены стандартные налоговые вычеты на самого работника и двух несовершеннолетних детей за период с января по апрель включительно).
Учитывая тот факт, что работник был уволен по собственному желанию, налог должен быть удержан со всей суммы материальной помощи.
При этом удержание производится с учетом ранее выплаченных в течение текущего года доходов в следующем порядке:
1) налогооблагаемый доход с начала года — 41200 руб. (34000 руб. + 7200 руб.); 2) стандартные налоговые вычеты на самого работника и двух несовершеннолетних детей за период с января по апрель 2004 г. включительно — 4000 руб. (400 руб. х 4 мес. + 300 руб. х 2 х 4 мес.); 3) облагаемый налогом доход с начала года — 37200 руб. (41200 руб. — 4000 руб.); 4) исчисленная сумма налога с начала года — 4836 руб. (37200 руб. х 13%); 5) сумма налога, причитающаяся к удержанию при выплате материальной помощи — 936 руб. (4836 руб. — 3900 руб.); 6) причитающаяся к выплате сумма материальной помощи — 6264 руб. (7200 руб. — 936 руб.).
1) налогооблагаемый доход с начала года — 41200 руб. (34000 руб. + 7200 руб.);
2) стандартные налоговые вычеты на самого работника и двух несовершеннолетних детей за период с января по апрель 2004 г. включительно — 4000 руб. (400 руб. х 4 мес. + 300 руб. х 2 х 4 мес.);
3) облагаемый налогом доход с начала года — 37200 руб. (41200 руб. — 4000 руб.);
4) исчисленная сумма налога с начала года — 4836 руб. (37200 руб. х 13%);
5) сумма налога, причитающаяся к удержанию при выплате материальной помощи — 936 руб. (4836 руб. — 3900 руб.);
6) причитающаяся к выплате сумма материальной помощи — 6264 руб. (7200 руб. — 936 руб.).
Пример 2
Из примера 1 работник был уволен в связи с выходом на пенсию по инвалидности, в связи с чем удержание налога с суммы выплачиваемой материальной помощи должно быть произведено с учетом положений пункта 28 статьи 217 НК РФ. Если до этого в течение календарного года иных сумм материальной помощи (за исключением единовременных, указанных в пункте 8 статьи 217 НК РФ) работник от организации не получал, в налогооблагаемый доход работника не должна быть включена сумма 2000 руб. Соответственно: 1) налогооблагаемый доход с начала года — 39200 руб. (34000 руб. + (7200 руб. — 2000 руб.); 2) стандартные налоговые вычеты на самого работника и двух несовершеннолетних детей за период с января по апрель 2004 г. включительно — 4000 руб. (400 руб. х 4 мес. + 300 руб. х 2 х 4 мес.); 3) облагаемый налогом доход с начала года — 35200 руб. (39200 руб. — 4000 руб.); 4) исчисленная сумма налога с начала года — 4576 руб. (35200 руб. х 13%); 5) сумма налога, причитающаяся к удержанию при выплате материальной помощи — 676 руб. (4576 руб. — 3900 руб.); 6) причитающаяся к выплате сумма материальной помощи — 6524 руб. (7200 руб. — 676 руб.). Если, например, до дня увольнения работнику уже была оказана материальная помощь (к отпуску, в связи с лечением и др.) в размере 1500 руб., то при выплате материальной помощи в сентябре месяце в налогооблагаемый доход не должна включаться сумма в 500 руб. (2000 руб. — 1500 руб.).
Из примера 1 работник был уволен в связи с выходом на пенсию по инвалидности, в связи с чем удержание налога с суммы выплачиваемой материальной помощи должно быть произведено с учетом положений пункта 28 статьи 217 НК РФ.
Если до этого в течение календарного года иных сумм материальной помощи (за исключением единовременных, указанных в пункте 8 статьи 217 НК РФ) работник от организации не получал, в налогооблагаемый доход работника не должна быть включена сумма 2000 руб.
Соответственно:
1) налогооблагаемый доход с начала года — 39200 руб. (34000 руб. + (7200 руб. — 2000 руб.); 2) стандартные налоговые вычеты на самого работника и двух несовершеннолетних детей за период с января по апрель 2004 г. включительно — 4000 руб. (400 руб. х 4 мес. + 300 руб. х 2 х 4 мес.); 3) облагаемый налогом доход с начала года — 35200 руб. (39200 руб. — 4000 руб.); 4) исчисленная сумма налога с начала года — 4576 руб. (35200 руб. х 13%); 5) сумма налога, причитающаяся к удержанию при выплате материальной помощи — 676 руб. (4576 руб. — 3900 руб.); 6) причитающаяся к выплате сумма материальной помощи — 6524 руб. (7200 руб. — 676 руб.).
1) налогооблагаемый доход с начала года — 39200 руб. (34000 руб. + (7200 руб. — 2000 руб.);
3) облагаемый налогом доход с начала года — 35200 руб. (39200 руб. — 4000 руб.);
4) исчисленная сумма налога с начала года — 4576 руб. (35200 руб. х 13%);
5) сумма налога, причитающаяся к удержанию при выплате материальной помощи — 676 руб. (4576 руб. — 3900 руб.);
6) причитающаяся к выплате сумма материальной помощи — 6524 руб. (7200 руб. — 676 руб.).
Если, например, до дня увольнения работнику уже была оказана материальная помощь (к отпуску, в связи с лечением и др.) в размере 1500 руб., то при выплате материальной помощи в сентябре месяце в налогооблагаемый доход не должна включаться сумма в 500 руб. (2000 руб. — 1500 руб.).
В аналогичном порядке, с учетом выплаченных доходов с началагода, производиться исчисление налога, если получателем материальной помощибудут представлены сведения о полученных доходах с иных мест.
Если же до выплаты материальной помощи каких-либо сумм оторганизации получатель не имел, а также отсутствуют сведения о доходах данноголица от иных плательщиков, налогообложение доходов производится с учетомначисленной суммы и предоставляемых стандартных налоговых вычетов.
Пример 3
В мае 2004 г. организация выплачивает материальную помощь своему бывшему работнику, уволенному в прошлом году в связи с выходом на пенсию по возрасту, для оплаты расходов по лечению и оздоровлению. Сумма помощи составляет 10000 руб. В установленном порядке работник представил заявление с просьбой о предоставлении ему стандартного вычета на себя в размере 400 руб. Сведениями о доходах физического лица от иных источников организация не обладает. Исчисление сумм налога должно производиться с суммы помощи, превышающей 2000 руб. Соответственно: налогооблагаемый доход с начала года — 8000 руб. (10000 руб. — 2000 руб.); стандартный налоговый вычет — 400 руб.; облагаемый налогом доход с начала года — 7600 руб. (8000 руб. — 400 руб.); исчисленная сумма налога с начала года — 988 руб. (7600 руб. х 13%); сумма налога, причитающаяся к удержанию при выплате материальной помощи — 988 руб. (до этого удержаний в течение текущего года не производилось); причитающаяся к выплате сумма материальной помощи — 9012 руб. (10000 руб. — 988 руб.).
В мае 2004 г. организация выплачивает материальную помощь своему бывшему работнику, уволенному в прошлом году в связи с выходом на пенсию по возрасту, для оплаты расходов по лечению и оздоровлению.
Сумма помощи составляет 10000 руб.
В установленном порядке работник представил заявление с просьбой о предоставлении ему стандартного вычета на себя в размере 400 руб. Сведениями о доходах физического лица от иных источников организация не обладает.
Исчисление сумм налога должно производиться с суммы помощи, превышающей 2000 руб.
При предоставлении стандартных вычетов обращаемвнимание на положения НК РФ, согласно которым они предоставляются вустановленном размере (имеются в виду вычеты в сумме 400 руб. и 300 руб.) закаждый месяц налогового периода до месяца, в котором совокупный доход с началаналогового периода, облагаемый по ставке в 13 процентов, превысил 20000 руб.
Исходя из данных положений налогового законодательства, еслибывший работник не работает и получает материальную помощь от организации водин из месяцев календарного года, стандартные вычеты ему могут бытьпредоставлены за все месяцы, предшествующие месяцу, в котором была выплаченаматериальная помощь (если только ее размер не превышает 20000 руб.).
В связи с этим, например по условиям примера 3 сумма предоставленного стандартного налогового вычета может составить не 400 руб., а 2000 руб. (400 руб. х 5 мес., где 5 мес. — количество месяцев с начала календарного года, включая май месяц). Тогда сумма удержанного налога составит 780 руб. ((8000 руб. — 2000 руб.) х 13%), а причитающаяся к выплате сумма — 9220 руб. (10000 руб. — 780 руб.).
В бухгалтерском учете исчисленные и удержанные суммы налогана дохода оформляются следующими записями по счетам учета:
дебет счета 91, субсчет «Прочие расходы» кредит счета 76 — сумма начисленной материальной помощи; дебет счета 76 кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» — исчисленные к удержанию суммы налога на доходы физических лиц; дебет счета 68, субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» кредит счета 51 «Расчетные счета» — перечисление по принадлежности удержанных сумм налога на доходы.
дебет счета 91, субсчет «Прочие расходы» кредит счета 76 — сумма начисленной материальной помощи;
дебет счета 76 кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» — исчисленные к удержанию суммы налога на доходы физических лиц;
дебет счета 68, субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» кредит счета 51 «Расчетные счета» — перечисление по принадлежности удержанных сумм налога на доходы.
Удержанные суммы налога должны быть перечислены не позднеедня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату доходаили не позднее дня, следующего за днем фактической выплаты дохода физическомулицу (пункт 6 статьи 226 НК РФ).
На каждого получателя сумм материальной помощи в организациив соответствии с требованиями статьи 230 главы 23 НК РФ должны быть заведеныналоговые карточки вне зависимости от величины выплачиваемой суммы, а такжечастоты производства выплат (единовременно, несколько раз или периодически).Для учета выплаченных сумм, исчисленных и удержанных суммах налога в настоящеевремя используется форма № 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налогана доходы физических лиц», утвержденная приказом МНС России от 31 октября 2003г. № БГ-3-04/583.
По истечении календарного года организация должна представитьпо каждому из получателей сумм материальной помощи сведения в налоговые органыпо месту своего нахождения. Сведения представляются не позднее 1 апреляследующего года по форме Справки № 2-НДФЛ.
Если выдача материальной помощи бывшему работнику былаобусловлена необходимостью оплаты лечения самого получателя или его супруга(супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет вмедицинских учреждениях Российской Федерации, или же для приобретениямедикаментов, сам работник вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом,предусмотренным пунктом 3 статьи 219 НК РФ.
Указанный вычет предоставляется исключительно налоговымиорганами, и для его получения физическое лицо должно обратиться с письменнымзаявлением и приложенной к нему налоговой декларацией.
Общая сумма социального вычета, связанного с лечением, недолжна превышать 38000 руб., а по дорогостоящим видам лечения вычетпредоставляется в размере фактически произведенных расходов.
Вычет предоставляется с учетом перечней медицинских услуг,лекарственных средств и дорогостоящих видов лечения, утвержденныхпостановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 201 «Обутверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения вмедицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммыоплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются приопределении суммы социального налогового вычета».
Вопросы предоставления вычета налоговыми органами разъясненыв письмах МНС России от 4 февраля 2002 г. № СА-6-04/124 «О социальных налоговыхвычетах», от 29 августа 2001 г. № 04-1-06/1714 «О социальном налоговом вычете»и др.