Человеку свойственно рассматривать свою тень как продолжение собственного тела — это мнение итальянских физиологов. Если кто-то наступит ногой на нашу тень, мы можем посчитать это вторжением в личное пространство.
Теперь представьте на земле тень, живущую своей жизнью. Тень от невидимой фигуры. Если вы попытаетесь убежать, тень будет преследовать вас. Захотите приблизиться к ней — она отступит. Останетесь стоять на месте — тень будет медленно приближаться, а когда сольётся с вашей — исчезнет.
Впечатляет, поверьте. Сами посмотрите видеоролик (11 мегабайт в формате MPEG).
Итак, это интерактивная инсталляция, созданная двумя американцами: художником, изобретателем и разработчиком программного обеспечения Адамом Фрэнком (Adam Frank), а также Захари Симпсоном (Zachary Booth Simpson), он тоже художник, создатель ПО и, вдобавок ко всему — учитель.
Зритель входит в квадрат, освещённый прожекторами, и ничего в нём не видит, кроме собственной тени, отброшенной в двух направлениях. Через несколько секунд зритель замечает другие тени, которые медленно входят в освещённый участок и направляются к человеку.
Далее происходит описанное в третьем абзаце этой статьи – "бой с тенью": зрители могут приближаться к инсталляции с любого угла, перемещаться по квадрату как хотят и куда хотят, самостоятельно вызывая "теневое взаимодействие". Никакого искусственного барьера между зрителями и виртуальными тенями нет.
— Shadow объединяет зрителя и художественную работу, сливает реальное и виртуальное в одну сущность. Наряду с концептуальным, здесь присутствуют сильный эмоциональный и глубоко личный компонент. Ощущение и присутствия, и отсутствия другого человека — интуитивно и призрачно. В некотором смысле, "Тень" функционирует как тихий интерактивный анонимный мемориал".
Далее о технической реализации, ведь кажется, что Фрэнк и Симпсон научились светить "чёрным светом". Как же они наводят тень на плетень?
Эти модели машина "отдаёт" цифровым проекторам на потолке, (проекторов может быть сколько угодно, как минимум – два), но не целиком, а только тени, которые модели отбросили бы при ярком свете — чёрные автономные тени, движущиеся на белом фоне.
Компьютер, получив эти данные, командует, как вести себя виртуальным теням. Всё происходит, как вы понимаете, в реальном времени.
Кстати, помимо Shadow у Фрэнка есть другая "теневая" установка Lumen: проектор из нержавеющей стали, а, по сути — керосиновая лампа, производит полноразмерные тени из маленьких силуэтов людей, деревьев и других объектов.
Не отстают и французы. В Париже действует арт-коллектив "Электрическая тень" (Electric Shadow), один из проектов которого 3 minutes2 предоставляет силуэту на стене вести свою жизнь: работать, есть, спать и так далее. Там вообще волшебство какое-то.
Но если бы проводился всемирный конкурс виртуальных теней, наверное, стоило бы присудить первое место Shadow Фрэнка и Симпсона. Ни тени сомнения. Почему? Смотрите первый абзац.