И если ответ на этот вопрос прост, почему в последнее время такая шумиха поднимается вокруг возможности воспроизвести себя через клонирование, получают широкое распространение вера в переселение душ, реинкарнацию и прочие чудеса?
Насколько индивидуально и неповторимо наше "я"? Попробуем поискать ответы на эти вопросы.
Вопрос первый: что относится к понятию "я" и "мое"? Голова, туловище, руки-ноги — это просто. Мысли, воспоминания, жизненный опыт, эмоции — это тоже часть "я".
Без чего можно обойтись, оставаясь собой? Довольно быстро приходим к выводу, что люди живут без рук, без ног, с чужим сердцем и другими органами, оставаясь тем, кем были, сохраняя ощущение своего "я".
С пересадкой или ампутацией мыслей сложнее. Мысленные опыты писателей-фантастов на эту тему (голова профессора Доуэля, пересадка мозга в чужое тело), а также реальный опыт медицины (амнезия, болезнь Альцгеймера, и другие заболевания мозга) укрепляют наше мнение в том, что средоточием "я" является мозг человека с заключённой в нём информацией.
Именно этот сгусток живой материи изменённой и изменяющейся соответственно записываемой в него информации определяет индивидуальность личности, осознание собственного "я".
У множества религий есть свой ответ на этот вопрос — "я" это душа, "я" находится там, где находится душа, отсюда происходят совершенно логичные (с точки зрения религий) утверждения о существовании загробного мира, о переселении душ и тому подобного.
В конечном счёте, все эти утверждения объединяет одно: "я" уникально и неповторимо, оно может существовать в другом теле.
Если душа не бессмертна, "я" умирает со смертью души. Интересно, что к очень похожим выводам можно прийти, не отступая с материалистических позиций.
Попробуем произвести несколько мысленных опытов над человеческим мозгом. Насколько можно изменить записанную в нём информацию, не изменяя осознания личностью своего прежнего "я"?
Человек с самого рождения в течение последующих десятилетий усваивает новую информацию, забывает старую, меняет свои взгляды, убеждения, жену, профессию, но всё это время он ощущает себя конкретным Иваном Ивановичем, и окружающие идентифицируют его с этим именем.
Хотя между пятидесятилетним Иваном Ивановичем и им же в пятилетнем возрасте имеется огромнейшее различие, это, тем не менее, одна и та же личность.
А вот Иван Иванович и его брат-близнец Петр Иванович хоть и очень похожи внешне, и в мыслях бывают схожи, но — совершенно разные личности.
Но с какого-то момента его мозг будет "очищен" настолько, что душа, или личность, прекратит своё прежнее существование, "я" (сознание) умрёт.
И при этом организм человека продолжит жить, и мы можем запустить опыт в обратную сторону — дать ему возможность снова воспринимать информацию.
С определённого момента эта информация позволит человеку снова осознать своё "я", вот только будет ли это "я" прежним?
Конечно, наш опыт мысленный, и результатом будет только предположение. Так вот, есть предположение, что это будет уже другое "я", другая личность, не имеющая связи с предыдущей, несмотря на наличие общего тела, родственников, знакомых прежнего "я".
Случаи потери памяти в результате травм головного мозга и восстановления после них дают схожие с нашим "опытом" результаты, с поправкой на то, что часть прежней информации может восстанавливаться, а в случае серьёзных повреждений новая информация может плохо усваиваться.
В первом случае может восстановиться осознание прежнего "я", во втором — не родится новое.
Вообще, слово "восстановиться" наталкивает на мысль чуть изменить "опыт"— не стирать полностью информацию в подопытном мозге, а временно исключить пользование ею, либо, стерев, в точности записать снова, как это делается на компьютере. В этом случае прежняя личность будет действительно восстановлена.
У человека, неизлечимо больного, "списываем" и "архивируем" всю информацию из головного мозга, затем, после его смерти, эту информацию вкладываем в мозг индивидуума-клона, выращенного из клеток этого человека.
Будет ли это восстановлением исходного индивидуума? Ответ становится очевидным, если то же самое сделать при жизни донора.
Мы получим двух совершенно одинаковых людей, с одинаковым прошлым, схожим поведением, каждый из которых ощущает своё собственное "я" в своём собственном теле.
К сожалению, с бессмертием тут ничего не получается. Хотя, возможно, в каком-нибудь далёком будущем таким способом люди будут "воскрешать" своих умирающих родственников, например, детей.
Для окружающих это будет практически полноценная замена, но умершему это не поможет — он свой единственный шанс уже использовал.
Ещё один интересный объект для приложения результатов "опытов" — это телепортация.
Хотя пока никто не может доказать возможность её осуществления, в принципе, идея передачи на расстояние материальных объектов путем превращения вещества в поле и обратно не противоречит существующим научным представлениям об окружающем нас мире.
Допустим, устройство для телепортации создано, и первые неодушевлённые объекты успешно передаются на расстояние.
А как быть с человеком, можно ли его будет переместить в пространстве таким же способом? Боюсь, что нет.
Любое "разложение" индивидуума на составляющие или превращение его в другие виды неживой материи просто убьёт его.
А "восстановление" в пункте приёма будет только созданием точной копии оригинала (смотрите предыдущий абзац).
Попробуем осмыслить "результаты" наших "опытов" и приходим к следующим выводам:
— Каждый индивидуум является единственным и неповторимым творением природы. То, что он ощущает в течение времени от рождения до смерти, уникально, присуще только ему.
— Никакие попытки сохранения личности, собственного "я" индивидуума вне пределов его мозга не могут иметь успеха. В лучшем случае будут созданы только качественные копии и другие личности.
— Никакие переселения душ или реинкарнация невозможны. В этом мире рано или поздно родятся все. Просто тот, кто не родится, об этом не узнает.