С. ШИЛКИН, эксперт журнала "Практическаябухгалтерия"
Опубликовано: Журнал "Практическая бухгалтерия" N 10 / 2002г.
До недавнего времени предпринимателизаполняли старую книгу учета доходов и расходов. Она была принята еще до новогогода. Но теперь легкая жизнь кончилась. МНС и Минфин утвердили новую книгу.Она гораздо больше, и заполнять ее сложнее. Причем изменения по традиции внесенызадним числом.
Когда надо перейти на новую книгу
В правилах заполнения новой книги учетадоходов и расходов написано, что ее надо вести с начала 2002 года. Но этоне всегда можно сделать.
Книгу ведут двумя способами: в компьютереили на бумаге.
В первом случае книгу надо распечататьпосле окончания года. Прошейте ее, пронумеруйте и принесите в налоговую инспекцию.Ваш инспектор должен в ней расписаться и поставить печать.
Если вы ведете книгу на бумаге, топодать ее в инспекцию надо было до начала года. То есть до конца 2002 годавы не сможете перейти на новую книгу.
В этом случае до конца года ведитестарую книгу по учету доходов и расходов. Как нам сообщили в МНС, за это наказыватьне будут.
При этом налоговики отметили, что отдельныелисты нового документа заполнить все же придется. Это касается тех страниц,где приведены таблицы, которых нет в старой книге по учету доходов и расходов.Но на практике сделать это сложно. Дело в том, что в новой книге почти неосталось листов, похожих на старые. Большинство из них полностью изменилось.
Поэтому обратитесь в свою налоговуюинспекцию и узнайте, как перейти на новую книгу. Скорее всеговам разрешат вести ее по старой форме. Также налоговый инспектор должен рассказать,какие листы надо заполнить дополнительно.
Что есть в книге?
Новая книга по учету доходов и расходов,как и старая, состоит из шести разделов. В них отразите следующее.
Раздел I.Это самый большой раздел. Он состоит из 13 таблиц. В них покажите сумму материальныхзатрат и доходы от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Раздел II.В нем рассчитайте амортизацию по основным средствам.
Раздел III.Этот раздел заполните в том случае, если до 2002 года вы полностью не списалималоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
Раздел IV.В нем рассчитайте амортизацию по нематериальным активам.
Раздел V.Этот раздел заполните, если вы нанимали работников и платили им зарплату.
Раздел VI.Этот раздел заполняется последним. В нем рассчитайтеобщую сумму доходов и расходов. Кроме того, отдельно укажите сумму прочихрасходов и затрат, переносимых на будущее.
Общие правила заполнения книгидоходов и расходов
В начале года впишите в книгу учетадоходов и расходов остатки из книги за прошлый год. Если вы ведете книгу набумаге, то сделайте это после того, как налоговый инспектор подпишет ее ипоставит печать.
Далее заполняйте книгу в момент совершенияопераций. Например, получив деньги за товары, укажите в книге доход от продажи.
Если вы применяете кассовый аппарат,то отражайте доходы один раз в день. Делайте это после окончания работы.
Данные для заполнения книги возьмитеиз первичных документов. Это накладные, акты и т. д.
Все доходы и расходы отражайте кассовымметодом. Показывайте доход после того, как вы получили деньги, а расход -после того, как оплатили товары, материалы и т. д.
Чтобы доказать, что материалы или товарыоплачены, к накладной или акту приложите платежные документы:
Обратите внимание: книгу доходов ирасходов надо хранить четыре года. Например, книгу за 2002 год можно уничтожитьтолько в 2007 году. Это правило распространяется и на первичные документы,по которым она заполнялась.
Как заполнить раздел I
Состав раздела I
Раньше этот раздел состоял из однойтаблицы. В ней отражались все доходы и расходы. Теперь в разделе 13 таблиц.
Шесть таблиц должны заполнять предприниматели,которые платят НДС. Шесть других - те, кто не платит его.
В этих таблицах и теи другие отражают похожую информацию. Даже названия у таблиц одинаковые. Нопредприниматели, которые не платят НДС, включают его в расходы. А остальныемогут принять налог к вычету. Поэтому им приходится заполнять разные таблицы.Вот они:
Если вы одновременно занимаетесь деятельностью,которая облагается и не облагается НДС, то заполняйте все 12 таблиц.
Еще одну таблицу раздела I заполняютвсе предприниматели. Она называется "Учет выработанных и израсходованных полуфабрикатовпо видам товаров (работ, услуг)" (таблица N 1-2).
Что отразить в разделе I
В разделе I отразите доходы от продажитоваров (выполнения работ, оказания услуг). Кроме того, укажите здесь материальныезатраты.
В момент совершения операций доходыотражайте в таблице N 1-6. После окончания месяца общую сумму доходов по каждомувиду товаров перенесите в таблицу N 1-7.
Расходы отражаются аналогично. Однакосначала их надо "собрать". Сделайте это в первыхпяти таблицах раздела I.
Все материальные затраты разделенына следующие виды:
"Собранные" таким образом расходы формируютсебестоимость продукции. Этот показатель рассчитайте в таблице N 1-5. А ужеиз нее перенесите данные в таблицу N 1-6.
Как заполнить раздел II
В этом разделе рассчитайте амортизациюпо основным средствам. К ним относится имущество, которое:
Обратите внимание: амортизацию не надоначислять по основным средствам, которые стоят меньше 10 000 рублей. Спишитеих сразу на затраты. Стоимость такого имущества укажите в разделе I (таблицаN 1-1).
Раньше раздел II состоял из одной таблицы.Теперь надо отдельно указать имущество, купленное до 2002 года (таблица N 2-1) и в этом году (таблица N 2-2).
Как заполнить таблицу N 2-1
По основным средствам, купленным в2002 году, амортизацию можно начислять только линейным методом.
Чтобы рассчитать сумму ежемесячнойамортизации, определите срок службы имущества. Для этого воспользуйтесь постановлениемПравительства от 1 января 2002 г. N 1.
Сумму ежемесячной амортизации рассчитайтепо формуле:
Стоимостьосновного средства
:
Срокслужбы (в месяцах)
=
Суммаежемесячной амортизации
Если вы купили оборудование, котороераньше уже работало, то используйте другую формулу:
Покупнаястоимость основного средства
-
Количествомесяцев эксплуатации у бывшего владельца
Пример 1.љљљљљљљ Предприниматель Баранов в апреле2002 года купил компьютер за 15 000 руб. (без НДС).
Срок службы компьютера - 60 месяцев. Бывший владелец использовалего в течение 12 месяцев.
Каждый месяц предприниматель будет начислять амортизацию покомпьютеру:
15 000 руб. : (60 мес. - 12 мес.)= 313 руб.
Обратите внимание: в расходы можновключить амортизацию только по основным средствам, которые вы оплатили. Амортизацияпо неоплаченным основным средствам "сгорает". На нее вы не сможете уменьшитьсвой доход даже после того, как заплатите за имущество.
Как заполнить таблицу N 2-2
Амортизацию по основным средствам,приобретенным до 2002 года, начисляйте так же, как и раньше. Например, есливы использовали в прошлом году линейный метод для ее расчета, то применяйтеего и в 2002 году.
Обратите внимание: основные средства,купленные до 2002 года, вы можете списывать ускоренно. Ежегодную амортизациюможно увеличить в два раза.
Как заполнить раздел III
В этом разделе укажите стоимость малоценныхи быстроизнашивающихся предметов, купленных до 2002 года. Это касается толькотех МБП, которые полностью не самортизированы. Например,если вы начисляли амортизацию так:
- 50 процентов стоимости МБП включалив расходы, когда начинали ими пользоваться;
- остальные 50 процентов - в моментсписания.
В этом случае при списании имуществаотразите оставшиеся 50 процентов стоимости в разделе III (таблица N 3).
Пример 2.љљљљљљљ Предприниматель Чистяков в 2000году купил кресло за 3000 руб. Когда оно было передано в эксплуатацию, предпринимательначислил 50-процентную амортизацию:
3000 руб. х 50% = 1500 руб.
В ноябре 2002 года кресло пришло в негодность и было списано. При этом начислена амортизация:
3000 руб. - 1500 руб. = 1500 руб.
Раздел III предприниматель заполнит так:
Расчет амортизации по малоценными быстроизнашивающимся
предметам, не списанным по состоянию на1 января 2002 г.
за налоговой период 2002 г.
Таблица N 3
N п/п
Наименование малоценных и быстроизнашивающихсяпредметов (МБП)
Дата приобретения (число, месяц, год),основание приобретения
Первоначальная стоимость (руб.)
Оставшиеся 50% стоимости МБП при выбытии(руб.)
Дата выбытия (число, месяц, год), основаниевыбытия
Примечания
1
Кресло
19 января 2000 г., накладная N 986
3000
1500
15 ноября 2002 г., акт N 5
Выбыло в результате поломки
Как заполнить раздел IV
В этом разделе отразите информациюо нематериальных активах. К ним относятся исключительные права на товарныезнаки, на изобретения и т. д.
Раздел IV заполняют так же, как и разделII. Отдельно покажите нематериальные активы, купленные до 2002 года (таблицаN 4-2) и в этом году (таблица N 4-1).
Срок службы нематериального активасчитается равным периоду его действия. Например, вам выдан патент на пятьлет. Это срок его службы. Если вы не можете определить такой срок, то начисляйтеамортизацию по нематериальному активу десять лет.
Как заполнить раздел V
В этом разделе укажите сумму расходовна оплату труда. К ним относятся:
Обратите внимание: если вы не выплатилизарплату, то она не считается расходом.
Как заполнить раздел VI
Раньше в этом разделе была всего однатаблица. В ней надо было исчислять доходы и расходы.
Теперь этот раздел состоит из трехтаблиц. В первой из них (таблица N 6-1) рассчитайте общую сумму доходов ирасходов за год. Во второй (таблица N 6-2) отразите сумму прочих расходов.
Наконец, в третьей таблице (таблицаN 6-3) укажите расходы, которые относятся к будущим отчетным периодам. Например,стоимость приобретенных в отчетном году товаров, которые вы не успели продать.
При заполнении таблицы N 6-1 используютсяданные из двух других таблиц этого раздела. Поэтому лучше сначала заполнитьих.
Как заполнить таблицу N 6-2
В этой таблице отразите информациюо расходах, которые не были учтены в предыдущих разделах:
Как заполнить таблицу N 6-1
Эту таблицу надо заполнять последней.На основе ее вы составите декларацию о доходах за год.
Включите в доходы:
Сведения о расходах можно посмотретьв предыдущих пяти разделах и двух таблицах раздела VI.
Пример 3.љљљљљљљ Предприниматель Иванов в октябре2002 года купил 1000 кг краски по цене 240 руб./кг (в том числе НДС - 40 руб.).
Всего он заплатил:
240 руб./кг х1000 кг = 240 000 руб.
Стоимость купленной краски предприниматель отразил в разделеI (таблица N 1-1).
НДС, заплаченный поставщику краски, в сумме 40 000 руб. (40руб. х 1000 кг) предприниматель поставил к вычету.
В ноябре 2002 года Иванов продал 750 кг краски по цене 360руб./кг (в том числе НДС - 60 руб.).
За это он получил:
360 руб./кг х750 кг = 270 000 руб.
С этого дохода предприниматель заплатил в бюджет НДС:
60 руб./кг х 750 кг = 45 000 руб.
Доход от продажи, который нужно указать в таблицах N 1-6 и1-7, равен:
270 000 руб. - 45 000 руб. = 225 000 руб.
Других доходов у предпринимателя не было. После окончания годаэту сумму (225 000 руб.) надо отразить в таблице N 6-1.
Доходы можно уменьшить на себестоимость проданной краски:
750 кг х (240 руб. - 40 руб.) = 150000 руб.
В таблице N 6-3 надо указать стоимость краски, которая осталасьна складе:
(1000 кг - 750 кг) х (240 руб. - 40 руб.) = 50 000 руб.
Кроме того, в ноябре 2002 года Иванов арендовал торговую палатку.За это он заплатил 12 000 руб. (в том числе НДС - 2000 руб.).
НДС по аренде (2000 руб.) предприниматель поставил к вычету.А расходы на аренду (10 000 руб.) отразил в таблице N 6-2.
Раздел VI предприниматель заполнит так:
Определение налоговой базы по налогу надоходы физических лиц
за налоговый период 2002 г.
Таблица N 6-1
Показатели
Сумма (руб.)
Доход
1. Доход от реализации товаров, выполненныхработ, оказанных услуг (графа 16 таблицы N 1-7А и (или) графа 15 таблицыN 1-7Б)
225 000
2. Прочие доходы (в том числе стоимостьимущества, полученного безвозмездно)
Итого доходов:
Расход
1. Материальные расходы (графа 10таблицы N 1-7А и (или) таблицы N 1-7Б)
150 000
2. Суммы амортизации по амортизируемомуимуществу(графа 11 таблицы N 2-1; графа 12либо графа 15 таблицы N 2-2; графа 5 таблицы N 3-1; графа 10 таблицыN 4-1; графа 8 таблицы N 4-2)
3. Расходы на оплату труда (графа7 таблицы N 5-1)
4. Прочие расходы (из таблицы N 6-2)
10 000
Итого расходов:
160 000
5. Расходы, произведенные в отчетномналоговом периоде, но связанные с получением доходов в следующих налоговыхпериодах (из таблицы N 6-3)
50 000
Регистр прочих расходов, связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности за налоговыйпериод 2002 г.
Таблица N 6-2
Дата операции
Номер документа
Вид расхода
2
3
4
5
1 ноября 2002 г.
Акт N 25
Аренда торговой палатки
Итого расходов
Регистр расходов, произведенных в отчетномналоговом периоде,
но связанных с получением доходов в следующихналоговых периодах
Таблица N 6-3
21 октября 2002 г.
НакладнаяN 236
Стоимостькраски
50000