Таким образом, в первом в Великобритании центре приключений начинает действовать новая зона — Robotic Centre — "Магна" гостеприимно принимает у себя долгосрочный эксперимент по исследованию "пищевой" эволюционной цепочки роботов.
Идея создать модель эволюции роботов принадлежит профессору Шиффилдского университета (Sheffield University) Ноэлю Шарки (Noel Sharkey), известному во всём мире эксперту в области робототехники и постоянному консультанту популярного шоу телекомпании BBC Robot Wars.
Колония роботов, которая имеет своей целью только лишь получение энергии, чтобы жить, плодиться и размножаться, поделена на два клана: роботы-хищники, которые могут получить энергию не иначе как из батарей роботов-добычи. Последние также должны заряжаться в "специально отведённых для этого местах", где хищники их и подкарауливают.
Всё это было бы слишком просто и малоинтересно, если бы роботы не были бы автономными и не имели бы возможности "умнеть", накапливая опыт — "сын ошибок трудных", но обо всём по порядку.
Итак, World-first Living Robots show! Заплатившие за входные билеты (7 фунтов стерлингов — взрослые, 5 — дети до 15 или 23 фунта — семья из 2-3 человек) могут бродить по всем зонам центра и заниматься (уже бесплатно) чем угодно, само собой, выбирая из того, что предлагается.
Также они могут попасть на своего рода сеанс — 30-минутные представления "Роботы, хищники и жертвы выживают в Магне" (Predator And Prey Robots Set Up Home At Magna) будут идти практически беспрерывно.
И вот 500 зрителей занимают свои места, и представление начинается. В полной темноте зал наполняет драматическая музыка и в луче прожектора появляется первый робот. Это — робот-добыча, робот-жертва. Положительный герой (a good guy). Он и подобные ему маленькие роботы выкатываются на сцену и при помощи сенсоров ищут специальные кружки света — места, где они могут заправиться энергией.
Всё это сопровождается комментарием рассказчика, который объясняет, что роботами никто не управляет — "мозгом" этих роботов является "искусственная нейронная сеть" (artificial neuron network), с которой чипы роботов находятся в постоянном диалоговом режиме.
Рассказчик объясняет, что роботы могут распознавать друга и врага при помощи инфракрасного "обоняния" (infra-red "sniffing") — зрители видят, что роботы "добычи" светятся одинаково и не боятся друг друга. Внезапно роботы начинают проявлять беспокойство. Это значит, что поблизости появился робот-хищник.
Тут же представляют "плохого парня" (bad guy), а тот демонстрирует публике свои "клыки", при помощи которых он "высасывает" энергию из батарей своих жертв. Рассказчик подчёркивает, что роботом-хищником движет охотничий инстинкт, а ни в коем случае не дистанционное управление. После чего 15 хищников должны начать игру в "кошки-мышки" с 6 роботами-жертвами. Действо сопровождают разнообразные спецэффекты, дым, огонь и так далее.
Но хитрость в том, что каждый раз эта игра должна проходить по новому сценарию и вот почему. Как вы уже знаете, оба клана управляются нейросетью, (которая, кстати, так и называется — brains). Таким образом, некий центральный компьютер получает данные с инфракрасных сенсоров (в свою очередь, контролируемых 8-битными чипами), обрабатывает их и подаёт сигнал двигателям роботов, тем самым управляя их поведением и делая его более-менее осмысленным.
Поскольку "добыча" находит всё новые способы избежать "хищника" и находить энергию, "хищники" также должны быть изобретательными и вырабатывать новую стратегию и тактику. В общем, действует принцип выживания Дарвина — либо кланы найдут "общий язык" и выработают некий баланс, при котором возможно их сосуществование, либо один из кланов исчезнет. Причём, в данном случае это будут хищники.
Теперь о размножении. За поведение каждого робота отвечает отдельный микродиспетчер (32-bit Hitachi 7045 SH2 microcontroller), который и аккумулирует его опыт и способности. Искусственные гены самых способных к выживанию роботов будут передаваться потомкам — новому поколению микродиспетчеров: половина генов от одного робота, половина от другого (клана?) — в результате должен получиться диспетчер-мутант, но опытный и способный.
Одной из целей этого долгосрочного эксперимента, по словам Ноэля Шарки, является изучение выживаемости роботов в экстремальных условиях: в безжизненных песчаных и ледяных пустынях, глубоко под водой или же на других планетах. Роботы в таких условиях должны уметь быстро приспосабливаться к изменившейся среде и так же быстро разносторонне развиваться для выполнения поставленной задачи.
Несмотря на то, что шоу в "Магне" битвой роботов в том понимании, о котором мы писали, можно назвать лишь с натяжкой, данный эксперимент отличается оригинальностью от соревнований, в ходе которых одна железка должна повалить на землю другую.
В целом, количество различных Robotics Сompetitions, похоже, не увеличивается, а наоборот. Здесь можно убедиться, что когда-то подобных соревнований было, как минимум, 40, но большая часть из них не дожила до наших дней.