Вкратце эту экзотическую историю мы уже рассказывали год назад, а позже сообщали ставшие известными подробности.
Теперь же можно изложить все факты более-менее обстоятельно, благо, информации на сегодняшний день вполне достаточно. Поехали.
Более чем 30-летнюю историю скачек на верблюдах в Катаре (Camel-Racing) постоянно омрачали правозащитники — они обращались к шейхам с требованием запретить детям младше 16 лет участвовать в гонках.
И когда родилась идея об использовании в качестве жокеев роботов, уставшие оправдываться шейхи за неё ухватились. Тем более, что исходила она от швейцарской фирмы K-Team.
Со стороны Катара проект курирует шейх Абдулла бин Сауд (Abdullah bin Saud): "Мы не могли остановить эти гонки. Они — часть нашей истории и традиций, так что мы попробовали найти альтернативу, — рассказал Абдулла. — Мы сказали партнёрам: повысьте скорость, снизьте вес, улучшите аэродинамику, и тогда мы постепенно полностью выведем детей-жокеев".
А разработчиков, которым на создание опытного образца было выделено $1,37 миллиона, представляет Александр Колот (Alexandre Colot).
"Мы прибыли в Доху с одной лишь цифровой камерой, — рассказывает Колот. — Мы сделали детальные снимки жокеев, стараясь запечатлеть каждое движение и вообще — поведение наездников во время гонки".
По возвращению в Швейцарию команда Колота проанализировала снимки и взялась за разработку прототипа. В результате на свет появился робот K-MEL: и звучит, как "Camel" (верблюд), и название создавшей его фирмы угадывается.
Команды он получает в диапазоне 800 метров, естественно без проводов, от "дрессировщика", следующего за верблюдом на машине.
27-килограммовый робот также имеет GPS-маяк (чтобы не потерялся, что ли?) и амортизаторы, ведь трясёт наездника о-ё-ёй.
"Очень важным для нас было сделать так, чтобы верблюд признавал и принимал робота, поэтому мы должны были сделать его человеческим насколько возможно", — объяснил Колот.
И шейх Абдулла, и Колот сообщили, что фанаты верблюжьих бегов поначалу отнеслись к роботам-жокеям скептически.
Они говорили, что машины никогда не смогут вести животных так же, как мальчишки, и выражали обеспокоенность, что роботы уничтожат прибыльный вид спорта, ведь победители получают сотни тысяч долларов.
"Теперь же мы доказали, что это работает, — гордится швейцарский инженер. — Нам понадобится время, чтобы обучить людей использовать роботов, но мы управимся к июню".
По словам Колота, первые результаты уже показали, что роботы — не второсортная альтернатива. Машины действительно вскоре могут стать первоклассными жокеями.
"Сегодня нам не хватает каких-то 10 секунд, чтобы побить рекорд скорости в 5-километровой гонке", — заявили разработчики из K-Team.
Организаторы скачек планируют получить 20 роботов K-MEL к началу сезона в октябре нынешнего года (ранее сообщалось, что стоят они по $5,5 тысячи за штуку), а начать применять их в полном объёме – в 2006-м.
Шейх Абдулла заметил, что уже реализуются планы по строительству в Катаре завода по производству K-MEL, сервисного центра и школы для обучения "пользователей".
Правители богатого эмирата уверяют, что к 2007 году роботами будут все без исключения наездники.
"Логичным продолжение должно быть создание автономного робота-жокея, — считает эксперт в области робототехники Карл Ягнемма (Karl Iagnemma). — А затем, я полагаю, появится верблюд-робот".