"В Японии ведущие автоконструкторы и дизайнеры провели состязание на самые оригинальные идеи в области машиностроения. Вряд ли хотя бы одна из этих моделей пойдёт в серийное производство, но организаторы конкурса такой задачи и не ставили, — сказало российское телевидение в программе "Вести".
— Один из инженеров при помощи нехитрых приспособлений буквально "оживил" свою машину — теперь у неё есть "лицо", "глаза" и "уши". Другой дизайнер решил пофантазировать на тему детских аттракционов из луна-парка.
Но больше всего зрителям запомнилась машина, вмонтированная в подошвы ботинок. Надел — и катайся, сколько хочешь", — добавило оно же.
— С помощью дистанционного пульта управления обладатель такой обуви сможет развивать скорость до 22 километров в час.
Более того, устав от производства "простеньких" спортивных седанов и мини-вэнов, японцы внедрили в жизнь другой плод фантазии. Весёленький автомобиль под названием "Mister Smile" способен расплываться в улыбке. На выставке в Токио он соседствует с экологически-чистыми средствами передвижения – такими как велосипед.
Он — тоже необычный, поскольку работает не на топливе, а на воде. Энергия производится с помощью солнечных батарей.
Что ж, хорошие новости. Вроде как есть из-за чего иногда и телевизор смотреть.
Только вот выяснилось, что новость прошлогодняя, не дошла, значит, до нас своевременно. Стали разбираться и узнали вот что:
"Ленивые японцы" провели в ноябре прошлого года мероприятие Idea Expo 2002, которое по праву называют Toyota Idea Expo, поскольку устраивается оно ежегодно на Toyota Stadium в Toyota City, в нём участвуют, в том числе, сотрудники Toyota, и Toyota же всё это дело спонсирует. Ну как, вам ещё не захотелось купить автомобиль Toyota?
Эту, с позволения сказать, ярмарку идей уже 26 лет подряд проводит сообщество тойотовских инженеров (Toyota Engineering Society — TES), которому и самому уже стукнуло 55 лет, а инженеров в TES аж 31 тысяча.
Idea Expo названо мероприятием, потому что это не просто выставка — это соревнование изобретений, а в 2002 году оно было посвящено в основном транспортным средствам: "Ultra" Vehicles 20 Years from Now" — на чём будем передвигаться через 20 лет.
Ещё были соревнования механизмов для скачков-прыжков "Mechanism Contest: Jump!" и гонка мини-автомобилей, которые едут благодаря ветру собственного производства "Race: Formula Wind!".
Это всё интересно, но мы-то нацелились на ботинки с моторчиком и "весёленький автомобиль", потому давайте поговорим о них, родимых.
В течение 6 месяцев он тратил всё своё свободное время на "секретный проект" и в итоге показал "Easy Shoes". Это те самые полуботинки 26 размера, которые могут везти 70-килограммового ездока со скоростью 20 км/час.
По словам изобретателя, самым сложным было вместить два электродвигателя, приводы, механизм дистанционного управления и силовую цепь в пятки. 8-вольтовые батарейки скрыты под брючинами.
На подошве каждого ботинка — два роллера. Передний, понятное дело, пассивный. Подошвы пришлось заметно укрепить, но Фукуниси настаивает, что моторизовать можно самую что ни на есть обычную обувь.
"Easy Shoes" назвали самым маленьким в мире моторизированным транспортным средством, а работу изобретателя "подвигом в миниатюризации".
Как отмечает немецкий еженедельник Spiegel, достоинство этой "машины", прежде всего, в её незаметности — с виду обычные коричневые полуботинки.
Думается, не зря Фукуниси надел шлем при демонстрации "Easy Shoes". Как шутливо заметило жюри, единственный ремень безопасности — тот, что поддерживает брюки.
В общем, хотя изобретателю автомобиля в подошвах и дали кубок с ленточкой, в основном конкурсе ботинки с мотором заняли лишь пятое место. Как говорится, "обладатель золотой недали".
А саму золотую медаль (Gold Award) вручили команде из 6 человек под руководством Харуми Аджики (Harumi Ajiki), которая изобрела "One-Way Safety Cart". Это "One-Way" означает, что данная безопасная электротележка едет, как бы это, только в одном направлении — вперёд.
Хотя, это, конечно, не совсем так. Круглое транспортное средство устроено таким образом, что когда надо поехать в противоположном направлении, колёса и корпус остаются на месте, а внутренняя секция вместе с креслом водителя разворачивается на 180 градусов.
А серебро Idea Expo 2002 тоже досталось группе из 6 человек под предводительством Синьджи Тоямы (Shinji Tohyama). Их наградили за ультракомпактный разборной электрический скутер "Stick Walker".
Пакет батарей, соединённый с электродвигателем проводом, пользователь вешает на пояс. Тыловое колесо вместе с подножкой легко складывается и крепится к рулю.
В таком сложенном виде эту палку, то есть "Stick Walker", и полагается в пору неуместности действия скутера тащить за собой. Скорость? Неизвестно, но можно ездить на нём как на самокате, отталкиваясь ногами.
И наконец бронзовым лауреатом стал переносной автомобиль "Wearable Car", изобретённый Нобаюки Эндо (Nobuyuki Ando) — эту разработку вы могли видеть в Стоп-кадре. Своё транспортное средство Эндо демонстрировал при помощи сына — это сын на фото.
В разобранном состоянии "Wearable Car" может быть обернуто вокруг талии, то есть носится как пояс. Потом пользователь снимает пояс и выгибает его в обратном направлении, скрепляя концы кабелем.
В результате получается электрический скутер с сидением и подставками для ног. Само собой разумеется, этому "автомобилю" не требуется места на стоянке.
Дополнительный приз председателя жюри ("additional Chairperson Award") Акихито Сэйто получила страшная шагающая машина "Compass Boy" — изобретение 5 человек во главе с Норито Сакакибарой (Norito Sakakibara). Это транспортное средство ходит на двух, как бы сказать поточнее, сложных опорах, между которыми сидит водитель.
Внутри каждой опоры есть, о Господи, упор. Короче говоря, двигается этот "Compass Boy" по принципу циркуля: центр тяжести переносится на одну опору, в то время, как другая переставляется вперёд или назад по дуге.
Вот такие дела с наградами. Что там у нас осталось? А, ну да: автомобиль, который "за ленивых японцев будет улыбаться" и велосипед "на воде". Эти чудеса имели место, но демонстрировались вне конкурса, а так сказать в ходе карнавала.
В роли того, что ТВ назвало способным расплываться в улыбке "Mister Smile", выступала спортивная машина Toyota MR-S с возможностью "Boro Cop". Бампер, играющий роль челюсти опускается, обнажая "зубы", а фары моргают вроде как "глаза". "Ушей" нет. В целом "весёленький автомобиль" выглядит весьма зловеще.
"Велосипедом на воде" служил "Ultra-FC bicycle". Это, скорее, мопед или опять-таки электрический скутер. Хотя можно и как обычно педали крутить. Над передним колесом — солнечные батареи, сзади — водородные топливные элементы. Электролиз и все дела.
"Но больше всего зрителям запомнилась машина, вмонтированная в подошвы ботинок" — это точно. "За человека всё сделают новые технологии" — о да, несомненно. Idea Expo 2003 ждать ещё долго, но всё равно интересно, что "ленивые японцы" покажут в следующий раз.