Германский пешеходный лифт отчего-то сочетает в названии немецкую фамилию и английский термин — Schmid Peoplemover (человековоз Шмида).
Разработчик — спецподразделение Schmid Gruppe под названием Schmid Maschinenbau.
В общем, Шмид на Шмиде и Шмидом погоняет.
Как это работает? Лучше один раз увидеть — вот видео (Quicktime). Для тех, кто не может посмотреть, объясним своими словами:
Schmid Peoplemover — это две башни и мост между ними. Вызывают кабину точно так же, как лифт — нажатием кнопки. Двери открываются автоматически, но исключительно в момент полного "приземления" кабины — ещё бы, безопасность прежде всего.
Восемь человек (или 600 кг) заходят и жмут кнопку "поехали". При движении по вертикали кабина сбалансирована противовесами. Движется Schmid Peoplemover плавно без дёрганий, толчков и без сокращения скорости. Равномерно так идёт.
Кабина взмывает, по дуге выходит на горизонталь, так же по дуге возвращается в вертикаль, восемь человек выходят. Четырёхполосную трассу лифт преодолевает примерно за пол минуты. Скорость: метр в секунду по вертикали, 1,5 метра по горизонтали.
Говорят, что ждать зелёного сигнала светофора придётся дольше. То есть преждевременный вывод сделаем такой: лифт может стать чуть ли не единственно возможным переходом скоростного шоссе.
А у человековоза пропускная способность — 720 человек в час в обоих направлениях. Значит, около 100 рейсов за 60 минут. Всего часов 24.
Теперь задаём каверзные вопросы. Зачем такие чудеса, если можно нарисовать "зебру" на асфальте? Нужен ли лифт, когда изобретены подземный и надземный переходы? А ну как застрять в этом Peoplemover'е да под Новый год? Как быть, если трос оборвётся, а грузовика с матрацами поблизости не будет?
Например, если прерывается подача электроэнергии, лифт автоматически переключается на батареи.
Другой пример: пешеходам не угрожают собственная неосторожность и невнимание автолюбителей — они не встречают никаких препятствий.
Про лифтёра ничего не сказано. Вероятно, справляется программное обеспечение.
Во-вторых, среди нас, говоря политкорректно, люди с ограниченными возможностями — на инвалидных колясках, к примеру.
Для тех и других трасса в несколько рядов нередко является непреодолимым препятствием.
Короче говоря, во-вторых, это удобство и комфорт для всех.
А ещё можно наладить доставку людей через дорогу сразу в какое-нибудь здание. Магазин, ресторан.
Во-вторых, построить Schmid Peoplemover, по словам, конечно же, разработчиков, быстрее (за 2-3 дня) и намного дешевле, чем подземный переход или пешеходный мост.
К тому же, лифт занимает меньше чем мост места. А через железнодорожные пути или, скажем, судоходный канал "зебру" никак не нарисуешь.
В-третьих, лифт через дорогу можно при желании идеально вписать в окружающую среду и архитектурный облик. Гибкий дизайн.
В-последних: хотя в Schmid Peoplemover'е как в подземном переходе коммерческих палаток не понаставишь, на его "перекладине" можно размещать баннеры. И дорожные знаки.
В общем, в полдень пятницы 7 декабря 2001 года секретарь министерства окружающей среды Стефан Маппус (Stefan Mappus) перерезал красную ленточку и открыл лифт через федеральную трассу номер 132.
Тем временем, германские товарищи ездят себе в кабине над транспортными потоками, на мировое "лифтовое" господство не претендуют и сайт свой с немецкого на английский переводить не торопятся.
И вполне возможно, не узнали бы мы об этой реализованной инновации, если б лифт в августе 2002-го не заметили создатели ресурса Innovative Transportation Technologies, за что им спасибо. Большое человеческое. Интересный, кстати, ресурс. Взгляните.