Чувствуется, что лётчики и парашютисты из-за сравнения авто— с рыбьим жиром сжали кулаки, поэтому открываем энциклопедию и читаем с выражением вслух:
"Автожир (от французского autogyre, от греческого auts — сам и gros — круг, вращение), летательный аппарат тяжелее воздуха, отличающийся от самолёта тем, что основной несущей поверхностью служит воздушный винт-ротор, свободно вращающийся вокруг вертикальной оси под действием встречного потока воздуха. Изобретён испанским инженером Хуана ла Сиерва в 1922 году. В связи с развитием вертолётов, работы по созданию автожиров были прекращены".
Дополнение другого словаря: "Разработкой моделей автожиров занимались многие конструкторские бюро до начала 1940-х годов, в настоящее время он используется в основном в спортивных целях".
Ну, что? Справедливость уже должна вовсю торжествовать, а парашютисты и пилоты облегчённо улыбаться.
Пришла пора объяснить, к чему написанное выше относится. С 1917-го по 2000 годы вместе с нами на планете жил талантливый конструктор и, можно сказать, изобретатель.
Останься он здесь, мы бы, конечно, называли его Игорем Бенсеном (отчество, к несчастью, нам неизвестно) и по имени-отчеству безо всякого сомнения. Но построил бы он те летательные аппараты, которыми до сих пор восхищаются пилоты и парашютисты? Предлагаем вам самим ответить.
Кстати, ругают на чём свет стоит Америку и дискутируют об утечке мозгов у нас здесь.
До конца неясно почему, но в Интернете о выдающемся человеке по имени Igor Bensen, равно как и об Игоре Бенсене, написано крайне мало чего. Но вот инженер-программист с эстонской электростанции Максим, чей сайт "Все вертолёты мира" мы уже не раз немилосердно эксплуатировали, пишет следующее:
"В 1953 году русский эмигрант Игорь Бенсен исполнил свою давнюю мечту и основал свою собственную компанию, собираясь строить лёгкие винтокрылые машины, которыми могли бы пользоваться обычные люди.
В 1954 году Бенсен разработал безтяговый роторный летательный аппарат B-8 "Gyro-Glider", который можно было буксировать за автомобилем. Он поднимался в воздух, когда скорость автомобиля достигала 40 км/ч, если же такова была скорость ветра, аппарат взлетал сам, подобно воздушному змею".
Добавим, что компания называлась соответствующе — Bensen Aircraft, а всего различных летательных приспособлений в её недрах было разработано около двух десятков, в чём вы можете самолично убедиться, если найдёте фамилию Bensen на этой странице.
Если уж весьма честно, то признаёмся: эти автожиры нас не интересуют совсем, то есть вообще. Однако мы прозорливо допускаем, будто кого-то хлебом не корми, но автожир покажи. В связи с этим, предлагаем англоговорящим читателям поглядеть, что творится здесь, происходит тут и, наверное, в этом месте. Всё это про автожиры, гиропланы и, местами, про гирокоптеры. Чьи? Игоря Бенсена, разумеется.
Практичные американцы быстро оценили автожиры Бенсена. При незначительном проигрыше лётным качествам вертолёта автожир был значительно проще и существенно дешевле, да и в управлении позволял самостоятельно обучиться пилотированию, следуя руководству". Текст всего этого целиком — тут.
Тем временем, сам собой возникает вопрос: а с какой стати мы тогда затеялись с данной статьёй, если автожиры нас не влекут? Хороший вопрос. Смотрите сюда. Что видите? Вот! Летающая платформа. Для тех, кто ещё не знает, имеем сообщить, что увлекают нас эти платформы и давно. Хоть убей.
Сказать по совести, конечно, никакая это и не платформа. Это вот они пишут "Modelo B-10 Flying Platform", но мы-то понимаем, что это. И правильно пишет Максим с эстонской электростанции, когда делает это по-английски: "Bensen B-10 Prop-Copter", "VTOL aircraft", "prototype form (N56U)".
По-русски у Максима: "Летающая платформа B-10 поднималась в воздух за счёт двух несущих винтов, каждый из которых приводился в движение двигателем McCulloch мощностью 53.7кВт". Ещё имеется дата – 6 августа 1958 года.
Теперь о грустном. Два абзаца, те, что выше – это вся информация о Bensen B-10, которую удалось найти. Таким образом, приходится довольствоваться одной единственной (!) фотографией и гадать, куда смотрели сотрудники аэрокосмических музеев, если не смогли приземлить тако