В общем, жил да был в Уэльсе некто Френд Вуд (Friend Wood). Имя это или псевдоним, сказать трудно, ведь дословный перевод — "друг дерева".
Вуда с детства увлекало строительство всяких-разных моделей: планеров, воздушных шаров, парусников и тому подобного. Зимой 1979-го Френд, как говорится, запал на трёхколёсную машинку BMW Isetta 1960 года выпуска. Где-то он её откопал и восстановил.
С этого момента Вуд заболел автомобилями. В 1980-м он в возрасте 20 лет устроился работать столяром и стал делать мебель. Постоянный контакт с древесиной в конце концов натолкнул мистера Вуда на мысль самостоятельно построить авто с деревянным кузовом. За основу он решил взять компоненты Citroen 2CV — культовой, между прочим, машины.
Фанера, скотч, эпоксидная смола, крылья от Citroen Dyane, технология, по которой построена не одна сотня шлюпок, удаление одного заднего колеса — и, представляете, получился новый красный автомобильчик, получивший имя Tryane I. Новый, красный, но не такой деревянный, какой Вуд захотел сделать.
Причины, по которым он пошёл на это: дерево легко обрабатывать, хотя оно обладает высокой прочностью при незначительном весе.
При соответствующей обработке древесина может с успехом сопротивляться огню, воде, разным грибкам и червячкам. В итоге, по расчётам Френда, должен был получиться более лёгкий автомобиль на двоих с улучшенной аэродинамикой.
Как раз в то время Вуд наталкивается на книгу Денниса Ортенбергера (Dennis Ortenberger) "Полёт на четырёх колёсах" ("Flying on Four Wheels") об известном инженере Фрэнке Костине (Frank Costin) и его автомобильных проектах, в том числе о фанерных гоночных машинах. Книга эта стала последней каплей.
Вуд начал с создания модели в масштабе 1:5. Она его полностью удовлетворила, и он приступил. Многие компоненты, включая двухцилиндровый двигатель объёмом 602 "кубика", в Tryane II перекочевали с того же "Ситроена". Другие детали пришлось брать там, где придётся, и приспосабливать их.
Можно сказать, что Вуд, как Роден, отсёк от Citroen 2CV всё лишнее. По его мнению, разумеется. На всё про всё ушло 2 тысячи часов работы.
Длина Tryane II — 4 метра, ширина — 1,7 метра, высота — 1,2 метра, вес — 440 кг. Максимальная скорость для 3 колёс поразительная — около 160 км/час.
Во время тестовых поездок по Англии сам Вуд разогнался до 146 км/час. Но потом швейцарец Ойген Вебер (Eugen Weber) специально для Tryane II соорудил 5-скоростную коробку передач, и недостающие 14 км/час были достигнуты.
Расход бензина не велик: 4,5-5 литров на 100 км. Тот же 2CV расходует 5,8-6 литров. Бак вроде тоже из дерева (!) и также покрыт эпоксидкой. Вмещает 30 литров бензина.
По словам тех, кому довелось покататься на Tryane II, человек ростом 1,9 метра чувствует себя в салоне вполне комфортно даже с вытянутыми ногами. Правда, чтоб забраться внутрь, определённая сноровка всё же нужна. Шум двигателя в салоне слышен отчётливо, но звук, говорят, приятный. И ощущения прекрасные.
Как вы уже поняли, вся эта история давнишняя. И информации, на самом деле, не так уж много. Последние известия о Tryane II датированы мартом 2001 года — вот они. Понимаете по-английски? Почитайте о Tryane II на страничке Питера Фроста (Peter Frost) — она тут.
Если умеете читать по-немецки, взгляните, что написал о деревянной машине Вуда австриец Ханнес Хромадка (Hannes Hromadka) — это здесь. Вот такой он — трёхколёсный деревянный автомобиль. У нас всё.