Корпорация Lockheed Martin приступила к разработке экзотического морского судна под названием (почти) "Акула".
Проект назван CHARC, на самом деле. Но ведь при произнесении Shark и CHARC — практически одно и то же?
Вообще-то, это аббревиатура, означающая "скрытный высокоскоростной атакующий и разведывательный аппарат" (Covert High-speed Attack and Reconnaissance Craft). Любопытно, что отнести его к одному из известных типов военных морских судов — затруднительно.
По размерам и водоизмещению — это маленький катер, заметно меньший, чем даже патрульные катера прибрежной зоны. Длина "Акулы" — 12 метров.
Она несёт всего двух членов экипажа, размещённых в кабине, словно списанной с истребителя. А вооружение этого аппарата его создатели сравнивают с оснащением боевого вертолёта: 20-миллиметровая скорострельная пушка, разнообразные ракеты и 40-миллиметровый гранатомёт.
По всей видимости, проект ещё очень сырой, так что точных данных о машине нет.
Но, по замыслу, она будет необычайно быстрой и малозаметной. В отличие от вертолёта, этот катер (наиболее подходящее определение из тех, что есть) сможет находиться в районе патрулирования очень долго: перемещаясь на невысокой скорости или просто дрейфуя.
При обнаружении же противника, или получив наводку от воздушной разведки, аппарат сможет выскочить как чёртик из табакерки и на огромной скорости настичь нарушителя.
Как видно из рисунка, высокую скорость ему должен обеспечить необычный корпус, относящийся к так называемым судам с малой площадью ватерлинии.
Это давняя идея, уже нашедшая воплощение в различных судах: небольших катеров и даже — сравнительно крупных научно-исследовательских кораблях.
Смысл в том, что элементы корпуса, обеспечивающие плавучесть машины (обычно их два), скрыты под водой и выполнены не в виде "ладьи", а в виде торпед или корпусов подлодок.
С надводной частью их соединяют узкие, как ножи, пилоны, создающие низкое сопротивление воде. Сопротивление подводных "сигар" также меньше, чем у классического корпуса.
Широкого распространения такая форма судов не получила ввиду трудностей с остойчивостью. Но если её решить — получается занимательная вещь.
На определённой, довольно высокой для водоизмещающих кораблей скорости, волновое сопротивление машины оказывается сравнительно невелико и чуть ли не падает, в то время как у обычного судна — сопротивление с ростом скорости продолжает расти. И быстро.
А главное, сопротивление ходу нормального корабля очень сильно возрастает при волнении, в то время как суда с малой площадью ватерлинии волн почти не замечают.
Многие специалисты считают: за подобными судами — будущее. Хотя не все проблемы таких аппаратов успешно и безоговорочно решены.
Но вернёмся к новому проекту. Предназначена "Акула", главным образом, для пополнения пограничного прибрежного флота.
Но не только. "Акула" может действовать в открытом океане, базируясь на крупном корабле.
На этот случай конструкцией предусмотрено складывание пилонов и поплавков (на рисунке они — синие в рабочем положении и серые в положении для хранения). В результате ширина и высота машины уменьшается до 3,6 метра.
Такие катера могли бы защищать флот от атак малозаметных и быстроходных ракетных катеров или подлодок, полагают в Lockheed Martin.
Но пока компания разрабатывает "Акулу" на собственные средства, лишь рассчитывая на будущее внимание военных.
Нужно заметить, что Lockheed Martin — один из немногих последовательных сторонников постройки судов с малой площадью ватерлинии (эта известная аэрокосмическая компания занимается и морской тематикой).
Она уже не раз строила опытные суда такой схемы, в том числе, образцы, предназначавшиеся для американских ВМС. В серию ещё ничего не попало, но результаты экспериментальных машин — впечатляют.
Один из самых интересных проектов "с малой площадью ватерлинии" — судно Sea SLICE.
Это не просто катамаран с поплавками и пилонами. У него уже четыре поплавка-сигары.
Как выяснилось, такая схема даёт ещё меньшее сопротивление — волны от поплавков как-то хитро накладываются друг на друга и взаимно гасятся.
Обратите внимание — винты расположены на конце первой пары поплавков. Это решение, также было продумано с точки зрения снижения сопротивления.
На испытаниях корабль Sea SLICE длиной 32 метра и шириной около 16 метров развивал приличные для водоизмещающего судна 65 километров в час, и это — при сильном волнении.
Суммарная мощность его двигателей — 13,7 тысяч лошадиных сил. Ничего особенного по меркам морских катеров.
Какие двигатели установят на "Акулу" — неизвестно. Зато сообщается любопытная деталь — позднее Lockheed Martin собирается спроектировать беспилотный вариант "Акулы". Пора говорить о зарождении нового типа оружия?