Система SkyWeb Express разрабатывается ни много, ни мало, а с 1981 года, правда, лишь последние годы — в полную силу.
Ключевую роль в проекте играет университет Миннесоты (University of Minnesota), предоставивший основные идеи и патенты, а также размышляющий о применении монорельсовой сети для обслуживания университетского городка.
Итак, перед нами монорельсовый транспорт на резиновых колёсиках. Персональный и беспилотный. "Никто чужой не будет делить с вами такси, которое вы вызовите", — хвалят систему авторы.
Есть маленькие кабинки, бегающие над землёй под управлением единого компьютера, и остановки, на которых можно вызвать капсулу, выбрать пункт назначения, оплатить поездку карточкой.
"Осторожно, двери открываются и закрываются автоматически!" — в нашем случае это не двери даже, а скорее большой сдвижной колпак над кабиной. В случае разветвлённой сети компьютер выбирает кратчайший маршрут.
При этом в отличие от близких по идеям проектов-аналогов и вообще — практики монорельсового транспорта, авторы предусматривают загородные трассы SkyWeb Express.
Комплекс этот, полагают американцы, будет более быстрым, более безопасным, более гибким и менее дорогим, чем любой другой способ транспортировки.
Насчёт "любой другой" они, пожалуй, перегнули. Но то, что монорельс — хороший транспорт для запруженных мегаполисов — никому объяснять не надо.
Стоп, а разве кроме фантастики мы нигде такого не видели? Точно, есть же британский проект ULTra — практически близнец американского!
Такси-автоматы над землёй, электронные карточки, разветвлённая сеть. Плагиат?
Едва ли. С теми или иными вариациями, идеи так называемого скоростного персонального транспорта (Personal Rapid Transit) крутятся в обществе с 1950-х годов, в том числе — идеи, практически полностью повторяющие затею американцев и англичан.
Сравните. Американцы пока построили несколько образцов кабины и крошечные фрагменты дороги для испытаний. Аппараты больше кочуют по презентациям, хотя и результатов испытаний собрано немало.
Где американская система будет развиваться на практике, пока непонятно. Но власти Миннесоты заинтересовались новинкой, так что перспективы у SkyWeb Express, хотя бы в одном штате, есть.
У англичан тоже построены опытные образцы автоматических такси, но ещё есть километровая трасса в городе Кардифф (Cardiff), где, видимо, впервые систему ULTra и развернут полностью.
В Кардиффе вагончики накрутили в автоматическом режиме 3 тысячи кругов по испытательной трассе.
Первый запуск с реальными пассажирами (видимо, сперва в Англии) намечен на 2006 год.
Американцы же ещё не называют точных сроков, но полным ходом проектируют большую испытательную трассу, которая им понадобится для сертификации системы.
Так что шансы на реализацию давнего элемента "городов будущего" — здесь очень велики.