В 1906 году в лондонской подземке была испытана любопытная конструкция.
На станции Holloway Road линии Piccadilly в одной из лифтовых шахт смонтировали экспериментальный спиральный эскалатор, построенный фирмой Reno Company of America.
При этом фактически были установлены две отдельные спирали — для потока пассажиров вверх и вниз.
Об этом эскалаторе известно немного за исключением того, что он использовался в течение лишь одного дня.
Сегодня никто уже не уверен, работал ли тот аппарат, как было задумано, или его погубили конструктивные просчёты.
А может, главная проблема заключалась в головокружении пассажиров: неизвестно, как странное сооружение было принято публикой.
Эскалатор был почти полностью уничтожен, но несколько лет назад его маленькую часть отыскали где-то на свалке и поместили в запасники лондонского транспортного музея.
В 1985 году эта компания стала первым (и пока единственным) в мире изготовителем спиральных эскалаторов.
Первую пару таких эскалаторов японцы соорудили в здании Shopping Center Creo в городе Цукуба.
Сейчас в разных городах мира работает несколько десятков спиральных эскалаторов Mitsubishi.
Благодаря своеобразному очарованию и красоте спиральные эскалаторы нашли применение в различных торговых центрах, отелях, аэропортах, художественных галереях.
Выигрыш в дизайне дополняется вполне практическими соображениями. Установленные в углу большого помещения, спиральные эскалаторы экономят полезную площадь.
Непростую задачу представляло согласование скоростей различных точек ступенек при движении их по столь различным участкам, как плоский сектор в начале и в конце лестницы, скруглённый переход от горизонтального движения к спуску или подъёму и, собственно, наклонная часть.
Оказалось, желаемую плавность движения можно достичь, если виртуальные точки поворота ступеней (точнее, их вертикальные проекции) будут перемещаться в пространстве по мере движения элементов эскалатора.
Также пришлось несколько раз за цикл, менять радиус поворота ступенек (в плане).
Зато, добившись желаемого эффекта, компания предоставила архитекторам уникальные возможности для творчества.
При виде сверху получалась перспектива, чем-то напоминающая ДНК, свёрнутые в спираль листья растения, ожившие ступени башенных лестниц древних замков и прочее в том же духе.
Как видно из рисунка, таким образом, автор обеспечил одновременный подъём и спуск пассажиров в одном устройстве.
Напрашивается сходное решение для винтового эскалатора.
Если проблемы спирального эскалатора удалось решить упорным японцам, то почему бы инженерам не заставить работать и другие экзотические схемы подъёмников?