Шведский дизайнер Милко Озлу (Milko Ozlu) закончил британский Королевский колледж искусств (Royal College of Art — RCA), представив в качестве дипломного проекта спортивную подлодку на мускульной тяге.
Конечно, сама идея подлодки с "человеческим приводом" стара, как сами субмарины. Первые их образцы двигались именно таким образом.
А совсем недавно появился российский проект педальной подлодки.
Но Милко, кажется, первый предположил, что маленькая подлодка на мускульной тяге может породить новый вид спорта, может быть даже – олимпийский.
Идея пришла, в некотором роде, в процессе игры. В колледже студенты должны были выбрать слово и спроектировать транспортное средство, ассоциирующееся с этим словом. Это называлось – метафора.
Милко попросили передать в проекте слово "ритм": "Это слово привело меня к фантазии о транспортном средстве, повторяющим ритмичные движения пассажиров, сидящих внутри", — пояснил художник.
Это, в свою очередь, превратилось в видение плавающей машины – "усилителя тела". Ход мысли частично был обязан проекту Springwalker (механические ноги для прыжков и бега), с которым американские военные экспериментировали в конце 1980-х.
Только в отличие от байдарок или каноэ машина Озлу должна скользить на небольшой глубине – под водой.
Едва ли это потребует от гребцов особо сложных навыков. Возможно, от желающих опробовать такой снаряд нужно будет требовать лицензию дайвера. Ну, и короткий курс обучения также пригодится.
Гребля широко признана как спорт, в котором максимально полно используется вся "мощность" человеческого тела, задействуется большинство мышц. Именно потому автор проекта выбрал греблю, чтобы приводить подлодку в движение.
Милко считает, что его машина может быть построена в двух вариантах – более скоростная (и очень дорогая) – для профессионального спорта (именно она изображена на рисунках) и проще (дешевле) – для развлекательных целей.
"Олимпийский" вариант подлодки должен иметь длину 9,5 метров. Он предусматривает использование дорогих полимеров и углепластика, тефлонового покрытия с "тиснёной" или "шагреневой" поверхностью для снижения трения о воду и так далее, и тому подобное.
Милко придумал некий упругий механизм, отдалённо напоминающий рогатку, который поможет накапливать энергию гребцов и "выстреливать" вёсла в скоростном гребке.
Как лодка удерживается на нужной глубине, как погружается и всплывает – автор не уточняет. Он лишь подчёркивает, что это – общая идея, и детальной проработки, готовой к производству – нет.
Озлу видит несколько вариантов использования машины. Поскольку она демонстрирует явные параллели и с подводным плаванием, и с греблей, приверженцы и того, и другого вида спорта могли бы сделать "гладкий переход" к U-Scull.
Швед надеется, что его лодка породит спорт, подобный гребле, который однажды выйдет на международный уровень.
В этом случае U-Scull могли бы превратиться в витрину высоких технологий и ноу-хау, в поле для соперничества фирм, производящих спортивное снаряжение, как, собственно, это и происходит в других видах спорта.
Соответственно, Милко пришлось перенести фокус своих мечтаний из подводного мира на сушу.