Категории каталога
Каталог / Наука / Новые технологии, изобретения / Летающие машины / Одно из двух: хроника сиамского бомбардировщика

Одно из двух: хроника сиамского бомбардировщика

Транспортный планер Messerschmitt 321 был, пожалуй, самым большим из используемых во Второй Мировой войне — ему, к примеру, была нужна 1330-метровая посадочная полоса. И буксировать его пытались тройкой "коллег по цеху" — истребителями Messerschmitt 110. Но это было очень рискованно.

Во-первых, планер должен был вынести различие в силе натяжения тросов трёх самолетов. Во-вторых, если один из буксировщиков был бы сбит или получил механические повреждения, у безмоторного Me.321 не оставалось шансов на выживание. В-третьих, самолёты могли просто-напросто влететь друг в друга.

Альтернативой трём "мессерам" теоретически была комбинация двух тяжёлых бомбардировщиков Heinkel He.111, но их габариты и "грубость" в обращении с планером грозило даже большим количеством проблем.

Так проходила буксировка планера Messerschmitt 321 по прозвищу "Гигант".

Так проходила буксировка планера Messerschmitt 321 по прозвищу "Гигант".

И вот в начале 1941 года генерала-полковника Эрнста Удета (Ernst Udet) во время инспектирования завода Heinkel посещает безумная, казалось бы, идея: "Если два He.111, летящие близко друг к другу и связанные тросами с гигантским планером, имеют слишком высокий риск столкновения, почему бы не сварить их вместе и не сделать одним самолётом?"

Почему бы и нет? Не сваривать же вместе три "Мессершмитта"? Так и родился двойной самолёт Heinkel He.111Z по прозвищу Zwilling — "Близнецы" — с двумя фюзеляжами и общей центральной секцией крыла, на которой были установлены три двигателя Jumo-211 F-2. Всего же их было пять. В конце 1941 года начались испытания двух опытных образцов.

Двойной самолёт He.111Z родился и умер в 1940-е, поэтому ни одной цветной фотографии этого гибрида не существует (фотомодель с сайта kheichhorn.de).

Двойной самолёт He.111Z родился и умер в 1940-е, поэтому ни одной цветной фотографии этого гибрида не существует (фотомодель с сайта kheichhorn.de).
Мощности, чтобы буксировать новые гигантские планеры — 6700 "лошадей" при взлёте и 5600 в полёте — у "Близнецов" было больше, чем достаточно. Толчок в момент взлёта обеспечивали стартовые ракеты JATO.

Помимо Me.321, он мог тянуть два планера Go.242, а в экстренных случаях и три. Трёх же двигателей He.111Z вполне хватало даже для буксировки.

Загруженный буксировщик весил 28600 кг, "пустой" — 21,5 тонны. Максимальная скорость не обременённых планерами "Близнецов" была 435 км/час, круизная — 392. Во время буксировки самолёт развивал скорость от 219 до 248 км/час.

Основного топливного бака объёмом 8560 литров хватало на 6 часов полёта, если же добавлялись внешние баки, то время увеличивалось до 9 часов.

Экипаж He.111Z состоял из 7-9 человек. Управление делили двое пилотов, сидящих в разных фюзеляжах. Радист, двое стрелков и столько же бортмехаников также были рассажены по "разным самолётам", между которыми была установлена радиосвязь.

He.111Z готовится к взлёту.

He.111Z готовится к взлёту.

На вооружении у "Близнецов" были 20-миллиметровая пушка MG FF, установленная на носу правого борта, 7,9-миллиметрового пулемёта MG 15 на носу левого, двух 13-миллиметровых пулемётов MG 131 на вершине каждого фюзеляжа, и ещё трёх MG 15 по бокам и сзади. Впрочем, комплектация эта менялась.

Массовое производство "Близнецов" началось в 1942 году, почти в это же время он был принят на вооружение Luftwaffe. Впервые "понюхать пороху" He.111Z хотели дать во время высадки на Мальте летом 1942 года, но эту операцию отменили, так же, как и две последующие — под Астраханью и в районе Баку.

Далее позволим себе воспользоваться информацией "Виртуального авиационного справочника": " В январе 1943 года было решено задействовать He.111Z и Ме.321 для снабжения окружённой в Сталинграде немецкой 6-й армии. Две эскадрильи были к тому времени во Франции. Из-за срочности никакой подготовки не было. He.111Z буксировали свои Ме.321 из Реймса до Сталинграда.

На этом снимке видна какая-то перекладина, соединяющая хвосты самолётов, но на других фотографиях и рисунках её нет...

На этом снимке видна какая-то перекладина, соединяющая хвосты самолётов, но на других фотографиях и рисунках её нет...

Полёт 11 спарок проходил в ужасных погодных условиях. Они летели через Житомир и Полтаву на аэродромы Сталино и Макеевки, но были вынуждены подолгу сидеть на обледенелых промежуточных аэродромах, на которых очень сложно маневрировать тяжёлым планерам.

Первые два He.111Z прибыли в Макеевку только 28 января, когда что-либо предпринимать было уже поздно. Позже их направили в Багерово в Крыму для организации "кубанского моста" в составе 1-го воздушного флота. Здесь наконец-то состоялись их первые боевые вылеты.

За последующие два месяца ими были эвакуированы тысячи раненых. He.111Z часто взлетали, неся 30 человек раненых, и ещё 100 было в буксируемом Ме.321. Впервые здесь использовали и буксировку двух планеров Go.242.

...На этой схеме в частности.

...На этой схеме в частности.

Весной 1943 года эскадрильи с He.111Z вернулись в Германию, а потом и во Францию ввиду подготовки союзниками десантной операции.

Они базировались в Дижоне, а Ме.321 в Hегре. В июле 1943-го He.111Z были срочно подготовлены для буксировки Ме.321 из Hегра на Сицилию с двумя десантными дивизиями.

Однако беспосадочный перелёт был невозможен, а подходящих промежуточных аэродромов не было. В результате операция не состоялась.

He.111Z в основном выполняли задачи обычных транспортных перевозок. Осенью 1944-го их эскадрильи были расформированы. К этому времени из 12 He.111Z уцелело только четыре, а остальные либо были сбиты, либо уничтожены на земле.

Удачный ракурс для демонстрации пяти винтов самолёта (фото unrealaircraft.com).

Удачный ракурс для демонстрации пяти винтов самолёта (фото unrealaircraft.com).

Несмотря на небольшое число выпущенных He.111Z-1, их успех был таков, что с одобрения Технического департамента решили подготовить варианты бомбардировщика и разведчика.

Бомбардировочный вариант получил обозначение He.111Z-2. Он был рассчитан на подвеску четырёх бомб SС-1800, или двух мин LMA-III и двух бомб SС-1800, или шести бомб SC-1000, или четырёх ракет Hs-293. С ракетами Hs-293, передатчиком FuG-203b "Киль"-III аппаратуры управления, установленным в правом фюзеляже, дальность полёта оценивалась в 1100 км при скорости 310 км/час.

Разведчик He.111Z-3 должен был развить скорость до 470 км/час на высоте 5 тысяч метров. Он должен был нести четыре внешних 900-литровых бака, что в перегрузку позволяло поднять дополнительно 3,3 тонны топлива и обеспечивало дальность полёта до 4300 км".

Ко всему вышеперечисленному остаётся добавить, что "Близнецы" зарекомендовал себя, как очень надёжный, хотя и странный с виду самолёт. Он не был лёгок в управлении, но его карьера была практически безаварийной.

По разным данным, из 12 He.111Z до наших дней не дожил ни один: восемь были уничтожены во время войны, остальные после капитуляции Германии.

Материал предоставлен: Membrana.RU - Люди. Идеи. Технологии.

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru