Суперпроект Score for a Hole in the Ground — не просто гигантская копия граммофона, с какой-то радости возведённая посреди леса. Мало того, что раструб "граммофона" держится на вертикальной трубе высотой семь метров (что впечатляет само по себе), так он ещё и передаёт из-под земли звуки почти природного происхождения.
Есть в этом что-нибудь, кроме эффекта? Оказывается, есть. И даже не голая концептуальная инсталляция, за которую, не пускаясь ни в какие разъяснения, могут легко "спрятаться" современные художники. Тут целая история.
Итак, знакомьтесь: Джереми Файнер (Jem Finer). До 1996 года он играл в The Pogues на банджо, гитаре, мандолине, саксофоне и других инструментах, потом покинул коллектив, основал свой, но это не так важно. Важно другое. В начале 2005 года Джем узнал о необычном старинном элементе дизайна японских садов — суикинкуцу (suikinkutsu). Как узнал? Приехал к храму в Киото и увидел. Хотя это устройство трудно заметить, так как оно представляет собой керамический или металлический сосуд, закопанный в землю.
Для начала он задумал сделать особую "акустическую камеру", звучащую мощнее глиняного горшка. С этой целью Файнер нанял бригаду рабочих с техникой, которые в одном из лесов графства Кент вырыли яму семиметровой глубины, а её стенки укрепили с помощью бетонных колец.
Правда, в отличие от японцев, устанавливавших для этого небольшие ёмкости, Файнер надумал, выдерживая "дух масштаба", использовать целый пруд! Поблизости такого водоёма, увы, не оказалось, поэтому музыкант решил сделать пруд своими силами!
Это, конечно, не подъёмный кран в лесу, но выглядит не менее гротескно.
Нижним концом труба уходит под землю, где разделяется на несколько параболических рупоров, предназначенных для лучшего улавливания звуков капель.
Если можно сказать, что иногда лес пытается удивить нас своим обращением с водой, то "Партитура для дыры в земле" — это своеобразный ответ людей на стыке ландшафтного дизайна и музыки.
Да-да, не просто какого-нибудь абстрактного "саунд-арта", а музыки, ведь впоследствии Файнер хочет использовать специально настроенные трубы, которыми можно будет ловить строго определённые тона.
Получившиеся ноты он тогда запишет по отдельности и составит композиции. Или оставит "творчество природы" в необработанном виде.
Авторские права на эти записи будут, очевидно, принадлежать Файнеру, а не Королевскому Лесу. Кстати, не пора ли "зелёным" возмутиться по поводу нарушения копирайта матушки-природы?