Этой причиной была нумерация тембров (патчей). MIDI задало технологический стандарт обмена информацией об отдельных нотах, но никаких стандартов относительно того, на какой позиции какой тембр должен стоять предусмотрено не было. В связи с чем MIDI-композиция на инструменте одного производителя звучала нормально, а на другом — просто кошмарно, поскольку все тембры оказывались перепутанными.
В конце 1980-х годов компания Roland предложила другим игрокам на рынке ввести некий универсальный формат, вернее, универсальный банк патчей, так чтобы тембры, соответствующие друг другу по названию и относительно напоминавшие друг друга по звучанию стояли всегда на одних и тех же позициях. То есть фортепиано соответствовало именно фортепиано, а не труба или шумовой эффект.
Так в 1991 году появился первый формат — General MIDI (GM).
Этот формат предусматривал наличие 128 стандартных тембров, условно разделённых на 16 тематических разделов.
В каждом разделе насчитывается, как нетрудно понять, по восемь инструментов. Особняком держался банк ударных инструментов, — стандартный набор перкуссии, всегда располагающийся на 10 канале.
Помимо этого, стандарт General MIDI предъявляет следующие требования:
Обязательным требованием было понимание базовых контроллеров, в том числе модуляция (Modulation), громкость канала (Channel Volume) возможных, панорамирование (Pan), экспрессия (Expression), фортепианная педаль продления звучания (Sustain), сброс всех параметров (Reset All Controllers), отключение всех нот (All Notes OFF). К обязательным параметрам, которые должен был понимать модуль, совместимый с General MIDI, также относились колесо высоты тона (Pitch Wheel), тонкая (Fine Tuning) и обычная (Coarse Tuning) настройка.
Все контроллеры, кроме Pitch Wheel и подстройки, регулировались в диапазоне от 0 до 127 (или 1 и 128). Некоторые, контроллеры, например, Sustain Pedal, не понимают промежуточных значений, так что 0 или 1 соответствуют отпущенной педали, а 127 (128) — нажатой.
Как видим, в сам формат GM была заложена теоретическая возможность расширения: оставались свободные позиции для контроллеров, да и 128 стандартизированных тембров явно было недостаточно.
Так что за расширенными форматами, как говорится, не засохло. Первой была компания Roland, за ней в погоню бросилась Yamaha. Обе предложили свои "надстройки" для General MIDI. Первая получила название General Synth (GS), вторая — eXtended General (XG). Оные форматы были обратно совместимы с General MIDI, но обладали значительно большими, по сравнению с ним, возможностями.
Это касалось и наборов возможных инструментов, и количества контроллеров. В основу XG была заложена ещё одна хитрая идея, но реализовать её в полной мере Yamaha не смогла.
Но об этом — в следующей статье.