Интересную машину испытала недавно компания Lockheed Martin. Без вмешательства оператора этот колёсный робот взобрался на 76-сантиметровую ступень и прополз над провалом, шириной 1,78 метра, полагаясь на описания препятствий и свою "сообразительность".
Наверное, не всякий внедорожник, типа военного HMMWV, под управлением, естественно, живого водителя сходу справится с теми искусственными препятствиями, что заготовили инженеры Lockheed Martin для своего робота.
И хотя проект этот далёк от завершения, такие аппараты, как полагают создатели новинки, в 2013 году встанут в один строй с солдатами, освобождая их во многих случаях от переноски тяжёлого оборудования, припасов и оружия, а ещё — поддерживая огнём в наступлении и обороне.
Его 2,5-3,5 тонны веса (в зависимости от исполнения и, конечно, нагрузки) означают, что эту машину можно транспортировать к театру военных действий на борту самолёта C-130 или вертолёта CH-47, либо на внешней подвеске вертолёта UH-60.
Шесть колёс. Все — ведущие. Независимая подвеска. Есть тут и система централизованной подкачки давления в шинах.
Причём подвеска тут не простая, а активная: перемещением каждого колеса вверх-вниз робот может управлять произвольно, поднимая перед препятствием то "переднюю лапу", то колёса в центре, или приподнимая над дорогой сам кузов (полностью или его передний, или задний конец отдельно). В общем — возможностей масса. Главное — сообразить, как поступить в том или ином случае.
Про способность софта автономно управлять машиной на больших маршах — ничего неизвестно. Но, полагаем, за этим дело не станет. Ведь технологии тут развиваются стремительно: недавно несколько автомобилей-роботов впервые смогли победить пустыню, а армия США уже испытала на бездорожье тяжёлый робот-грузовик с нагрузкой почти 17 тонн.
"Мул" может забираться на 1-метровую ступеньку и покорять более чем 1-метровый ров, двигаться с креном в 40% и преодолевать водную преграду глубиной более полуметра.
Все три построены на одинаковом шасси, что сулит преимущества в производстве и ремонте. И силовая установка тут тоже прогрессивная: электромоторы в ступицах колёс и дизель-генератор на борту.
Такая гибридизация транспортных средств для армии и модульный принцип их построения набирает популярность, вот свежий пример.
Противоминный аппарат MULE должен обнаруживать мины и отмечать их местоположение. Ну а для чего будет применяться вариант Assault — и пояснять не надо.
Lockheed Martin называет "Мула" самым крупным и умным автономным роботом из всех созданных ею (вкупе с субподрядчиками) аппаратов в рамках программы беспилотных наземных машин.
Тем удивительнее, что от старта разработок этого очень самостоятельного шестиколёсника до показа опытного полноразмерного прототипа, как пишет компания в своём пресс-релизе, прошло всего 13 месяцев.
Конечно, фанерное бездорожье — это пока ещё весьма скромная проверка для новичка, тем не менее компания смело относит его к "вооружениям будущего". Остаётся только этого самого будущего дождаться.