Категории каталога

Выездная налоговая проверка

М.А. Валов

Рано или поздно это случается с каждым. Вот и к Вам напредприятие пришли с выездной налоговой проверкой. Любаяпроверка, а в особенности налоговая, вносит определеннуюдезорганизацию в работу предприятия, так как дляобеспечения деятельности проверяющих необходимо отвлекатьот основной работы сотрудников бухгалтерии и юридическойслужбы, да и сам факт нахождения проверяющего на предприятиисоздает определенную нервозность, что не лучшим образомотражается на работоспособности.

В настоящей статье рассматривается порядок проведения выезднойналоговой проверки (далее по тексту —"проверка"), права и обязанности сторон(налоговых органов и налогоплательщика).

Под налогоплательщиками в данной статье понимаются плательщикиналогов, плательщики сборов и налоговые агенты.

Проверкапроводится на основании решения руководителя (заместителяруководителя) налогового органа. Форма решения установленаприказом МНС РФ от 08.10.99 г. № АП-3-16/318 "Обутверждении Порядка назначения выездных налоговыхпроверок" (в редакции Дополнения № 1,утвержденного приказом МНС РФ от 07.02.2000 №АП-3-16/34).

Решениедолжно содержать:

— наименованиеналогового органа;

— номеррешения и дату его вынесения;

— наименованиеналогоплательщика или Ф.И.О. индивидуальногопредпринимателя, в отношении которого назначается проверка (вслучае назначения выездной налоговой проверки филиала илипредставительства налогоплательщика-организации помимонаименования организации указывается наименование филиала илипредставительства, у которого назначается проверка, а такжекод причины постановки на учет);

— идентификационныйномер налогоплательщика;

— периодфинансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика либоего филиала или представительства, за который проводитсяпроверка;

— вопросыпроверки (виды налогов, по которым проводится проверка);

— Ф.И.О., должностии классные чины (специальные звания) лиц, входящих в составпроверяющей группы, в том числе сотрудников федеральныхорганов налоговой полиции, иных правоохранительных иконтролирующих органов (в случае привлечения этих лиц кналоговым проверкам);

— подписьлица, вынесшего решение, с указанием его Ф. И. О.,должности и классного чина.

Наличиерешения — единственное основание для допуска лиц,проводящих проверку, к проведению выездной налоговойпроверки.

Отсутствиехотя бы одного реквизита в тексте решения является основаниемдля недопуска проверяющих к проведению проверки.

Необходимоучитывать, что не все проверки, проводимые налоговыми органамис выездом к налогоплательщику, являются налоговыми в смысле,указанном в НК РФ. Например, проверка применения ККМ прирасчетах с населением хоть и возложена на налоговыеорганы, регулируется не НК РФ, а Законом РФ от18.06.93 № 5215-I "О примененииконтрольно-кассовых машин при осуществлении денежныхрасчетов с населением" и налоговой проверкой неявляется.

Решениевручается проверяющим руководителю предприятия либо иномууполномоченному лицу налогоплательщика. Отсутствие в моментпредъявления решения налогоплательщика (его должностных либоуполномоченных лиц) не является основанием для отмены выезднойналоговой проверки или ее перенесения на более поздний срок.Решение может быть вручено секретарю или иному уполномоченномулицу под расписку. Если налогоплательщик уклоняется отполучения решения, оно высылается по почте заказным письмом. Вэтом случае датой вручения решения будет считаться шестой деньс момента отправки письма.

Фиксациядатывручения очень важна, так как дата вручения решения, вобщем случае, является датой начала проведения выезднойналоговой проверки.

В случае,если в период с момента вынесения решения о проведениивыездной налоговой проверки до момента ее окончания возникнутобстоятельства, вызывающие необходимость расширения(изменения) состава проверяющей группы, руководителем(заместителем руководителя) налогового органа,проводящего проверку, может быть вынесено решение о внесениисоответствующих дополнений (изменений) в решение о проведениивыездной налоговой проверки.

Одновременнос вручением решения налогоплательщику вручаетсятребование о представлении документов в порядке,предусмотренном ст. 93 НК РФ. В требовании обычносодержится общий перечень документов, необходимых дляпроведения проверки. Например, представить первичныедокументы, журналы-ордера и т. д. за период 1998—2000гг. Если проверка тематическая, то в требовании указываютсяконкретные документы. Например, представить счета-фактуры,накладные и т. д. по договору поставки № 1 от 01.01.2000.

Указанные в требовании документы налогоплательщик обязанпредставить в течение пяти дней с момента получениятребования.

Налогоплательщик вправе не представлять проверяющим документы,не указанные в требовании.

В случае отказа налогоплательщика представить указанные втребовании документы он может быть привлечен к ответственностипо ст. 126* НК РФ. Также отказ впредставлении документов может повлечь за собой выемкунепредставленных документов в порядке, предусмотренном ст. 94НК РФ.

————————————
* Непредставление в установленный срокналогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органыдокументов и (или) иных сведений, предусмотренныхнастоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах исборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждыйнепредставленный документ. Непредставление налоговомуоргану сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказеорганизации предоставить имеющиеся у нее документы,предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями оналогоплательщике по запросу налогового органа, а равноиное уклонение от предоставления таких документов либопредоставление документов с заведомо недостовернымисведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушениязаконодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размерепяти тысяч рублей (прим. ред.).
————————————

Количество требований, которые могут быть предъявленыналогоплательщику, не ограничено. Все зависит от целей и задачпроверки.

В процессепроведения проверки проверяющие вправе потребовать отналогоплательщика любые документы, связанные с исчислениеми (или) уплатой налогов.

Законодателем в НК РФ сознательно не ограничен переченьдокументов, которые проверяющие могут затребовать дляпроведения проверки, хотя общий перечень документов,подлежащих проверке, имеется — это денежныедокументы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы,декларации и иные документы, связанные с исчислением иуплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет(ст. 7 Закона РФ "О Государственной налоговой службеРСФСР"). При проведении проверки заранее предвидеть, какиедокументы потребуются для подтверждения (опровержения) фактанеуплаты (переплаты) налога, невозможно. В общем случаепроверяются все документы, связанные с исчислением иуплатой налогов, в том числе: первичныедокументы — накладные, путевые листы и т. д.,бухгалтерские документы — оборотные ведомости,ведомости начисления зарплаты и т. д., движение денежныхсредств по счетам предприятия и т. д. Причем существуетпрезумпция правоты проверяющего, то есть считается, еслиинспектором затребованы документы, значит, они ему необходимыдля проведения проверки.

Если налогоплательщик считает, что затребованные проверяющимдокументы не связаны прямо или косвенно с исчислением илиуплатой налогов, он имеет право обжаловать требование опредставлении документов в суд, так как данное требованиепопадает под определение "акт налогового органа" (п.48 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросахприменения части первой Налогового кодекса РоссийскойФедерации"* (далее — "Постановление ВАС РФ № 5").

————————————
* См. "Налоги и платежи", 2001, № 5, стр. 38.
————————————

Следуетотметить, что имеются прецеденты, когда налоговые органыпроиграли дела о взыскании налоговых санкций по ст. 126 НК РФиз-за нечеткости сформулированных требований.

Так,в деле№А42-4625/00-5 от14.05.01, рассмотренном в ФАС Северо-Западного округа,отмечается, что "...требование ИМНС о предоставлениидокументов не содержит указания, какие именно документыподлежат представлению обществом. Абстрактно сформулированнаяинспекцией обязанность представить документы не толькодезориентирует налогоплательщика при ее исполнении, но и непозволяет установить размер штрафа, подлежащего взысканию заданное налоговое правонарушение, поскольку он определяется взависимости от количества затребованных, но не представленныхдокументов.

Ответственность,предусмотренная пунктом 1 статьи 126 НК РФ, установлена заотказ или непредставление налогоплательщиком документов,запрошенных налоговым органом.

Междутем, ответственность по пункту 1 статьи 126 НК РФ может бытьприменена только в том случае, если запрошенные налоговыморганом документы имелись у налогоплательщика, но не были импредставлены...".

Проверяющиевправе кроме проверки документов, касающихсяфинансово-хозяйственной деятельности, производитьинвентаризацию имущества (ст. 89 НК РФ), обследоватьпомещения, используемые налогоплательщиком для осуществлениясвоей деятельности (ст. 92 НК РФ), привлекать экспертов (ст.95 НК РФ) и специалистов (ст. 96 НК РФ).

Проверкоймогут быть охвачены только три календарных годадеятельности налогоплательщика, непосредственнопредшествовавшие году проведения проверки (например, в 2001 г.налоговые органы вправе проверить налогоплательщика за1998—2000 гг.). Вопрос о проверке налогоплательщика затекущий год был дискуссионным. С точки зрения налоговыхорганов, в НК РФ (ст. 87) определен только нижний пределсрока проверки и нет препятствий для проверкиналогоплательщика за период (квартал, полугодие, 9 месяцев)текущего года.

Буквальноепрочтение п. 1 ст. 87 НК РФ позволяет сделать вывод онеправомерности проверки налоговым органом текущего года, таккак оборот "непосредственно предшествующие годупроверки" исключает возможность проведения проверкитекущего года.

В настоящеевремя ВАС РФ поставил точку в данном вопросе. Пунктом 27Постановления ВАС РФ № 5 разъяснено, что при толковании п.1 ст. 87 НК РФ необходимо исходить из того, что она имеетсвоей целью установить давностные ограничения при определенииналоговым органом периода прошлой деятельностиналогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и несодержит запрета на проведение проверок налоговых периодовтекущего календарного года.

В проверкетекущего года имеется один нюанс.

Проверкапо налогам, которые имеют короткий период уплаты (более одногоналогового периода в течение календарного года: месяц,квартал), — НДС, налог с продаж — имеет смысл.

Проверкаже по налогам, налоговым периодом которых является год,бессмысленна, так как налоговый период не окончен и определитьокончательную сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, впринципе невозможно. Ярким примером является дефолт 1998 г.,когда многие предприятия закончили 9 месяцев 1998 г. сприбылью, а в IV квартале понесли столь значительные потери,что по результатам всего года оказались с убытками.

В данномслучае налогоплательщикам следует дождаться окончания годаи в соответствии с полученной предприятием прибылью требоватькорректировки доначисленных сумм налога на прибыль и пени, атакже сумм штрафов, в судебном порядке.

В предыдущемабзаце не случайно указано на суммы налогов, а не авансовыхплатежей по налогу, так как в решении о привлеченииналогоплательщика к ответственности скорее всего будутприменены именно такие формулировки.

Делов том, что в текущем году налоговые органы могут проверитьтолько правильность уплаты авансовых платежей по налогам сналоговым периодом в календарный год. Поквартальная(ежемесячная) уплата сумм налога на прибыль в силу ст. 54 и 55НК РФ является уплатой авансовых платежей по налогу наприбыль, а не уплатой самого налога на прибыль. Глава 16 НК РФне оперирует понятием "аванс", и ответственность постатьям указанной главы (ст. 119—122) за неуплатуавансовых платежей не наступает. На настоящий момент припроверке налоговым органом, к примеру, первого полугодия 2001года и обнаружении неуплаты (неполной уплаты) авансовыхплатежей по налогу на прибыль будет вынесено решение опривлечении налогоплательщика к ответственности примерно соследующей формулировкой: "неуплата (неполная уплата)налога на прибыль за 6 месяцев 2001 г.", с соответствующимначислением сумм пени и штрафа. Данная формулировка в корне неверна. Налоговый период по налогу на прибыль, в общемслучае, — календарный год, и уплата налогапроизводится раз в год после сдачи годового баланса. Всеплатежи, производимые налогоплательщиком по налогу в течениекалендарного года, являются авансовыми. В силу сказанноговнести установленные авансы и пени налогоплательщику придется,но если налоговым органом за неуплату данных сумм будетприменен штраф, правомерность такой санкции можно, и даженужно, оспорить в суде.

Подобнаяситуация рассмотрена 26.02.01 в ФАС Северо-Западного округа(дело № А56-17806/00). В решении по делу говорится, что"...суд апелляционной инстанции правильно указал нанеправомерность привлечения ЗАО "Альянс-Диамант" кответственности за неполную уплату налога за девять месяцев1999 года. Согласно статьям 8 и 53 НК РФ налог — этообязательный платеж, взимаемый с организаций или физическихлиц в целях финансового обеспечения деятельности государства иподлежащий уплате по итогам налогового периода исходя изналоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Всоответствии со статьями 54 и 55 НК РФ сумма налога,подлежащая уплате, исчисляется по окончании налоговогопериода, под которым понимается календарный год или инойпериод времени применительно к отдельным налогам. Законом РФ"О налоге на прибыль" установлен налоговый период дляналога на прибыль — год. Платежи по итогампервого квартала, полугодия и девяти месяцев определены встатье 55 НК РФ как авансовые платежи. Такие платежи неявляются налогом, так как налог уплачивается с налоговой базы,определяемой только по итогам налогового, а не отчетногопериода.

Налоговымкодексом РФ не предусмотрены ответственность за неполнуюуплату авансовых платежей и возможность начисленияпеней...".

Запрещаетсяпроведение налоговыми органами повторных выездных налоговыхпроверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате илиуплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговыйпериод, за исключением случаев, когда такая проверкапроводится в связи с реорганизацией или ликвидациейорганизации-налогоплательщика или вышестоящим налоговыморганом в порядке контроля за деятельностью налогового органа,проводившего проверку.

Налоговыйорган не вправе проводить в течение одного календарного годадве выездные налоговые проверки и более по одним и темже налогам за один и тот же период. Такая формулировка лишенавсякого смысла. Фактически законодатель снял запрет напроведение налоговой проверки один раз в календарном году. Впредыдущей редакции ст. 89 НК РФ было четко указано, чтовыездная налоговая проверка проводится не чаще одного раза вгод. Теперь, к примеру, если у налогоплательщика уплата НДСпроизводится ежемесячно, возможна ситуация, когда налоговыйорган будет проверять налогоплательщика ежемесячно, а так каксрок проведения проверки два месяца и вопрос правомерностипроверки текущего года не определен, то теоретически возможенслучай, что на предприятии в течение текущего годаодновременно будут работать три бригады проверяющих и каждаябудет проверять уплату НДС по своему периоду (месяцу),периодически сменяясь в течение года. Итого 12 выездныхпроверок в год только по НДС.

Проверкане может продолжаться более двух месяцев, если иное неустановлено законом. В исключительных случаях вышестоящийналоговый орган может увеличить продолжительность выезднойналоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездныхпроверок организаций, имеющих филиалы и представительства,срок проведения проверки увеличивается на один месяц напроведение проверки каждого филиала и представительства.Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительстваналогоплательщика независимо от проведения проверок самогоналогоплательщика. Срок проведения проверки включает в себявремя фактического нахождения проверяющих на территориипроверяемого налогоплательщика. В указанные сроки незасчитываются периоды между вручением налогоплательщикутребования о представлении документов в соответствии состатьей 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых припроведении проверки документов.

Срокдва месяца, установленный для проведения проверки, несовпадает с двумя календарными месяцами.

Например,в процессе проверки выяснилось, что в первоначальномтребовании о представлении документов не указан ряд документовналогоплательщика, которые необходимы для продолженияпроверки. Проверяющими вручается налогоплательщикутребование о предоставлении документов и дается срок впять дней на их предоставление. Если не имеется иных объектовпроверки, проверяющие вправе прервать проведение проверки насрок, предоставленный налогоплательщику, и возобновитьпроведение проверки после указанного срока. В данномслучае срок проверки увеличится на пять дней.

Поокончании проверки проверяющий составляет справку опроведенной проверке, в которой фиксируются предметпроверки и сроки ее проведения.

Порезультатам выездной налоговой проверки не позднее двухмесяцев после составления справки о проведенной проверкеуполномоченными должностными лицами налоговых органовдолжен быть составлен в установленной форме акт налоговойпроверки, подписываемый этими лицами и руководителемпроверяемой организации либо ее представителями. Об отказепредставителей организации подписать акт делаетсясоответствующая запись в акте. В случае, когда указанные лицауклоняются от получения акта налоговой проверки, это должнобыть отражено в акте налоговой проверки.

Требования к оформлению акта выездной налоговой проверкиустановлены Инструкцией МНС РФ от 10.04.2000 № 60 "Опорядке составления акта выездной налоговой проверки ипроизводства по делу о нарушениях законодательства о налогах исборах", утвержденной приказом МНС РФ от 10.04.2000 №АП-3-16/138.

В актеналоговой проверки должны быть указаны документальноподтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные входе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы ипредложения проверяющих по устранению выявленных нарушений иссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность заданный вид налоговых правонарушений.

Актналоговой проверки вручается руководителюорганизации-налогоплательщика либо представителям под распискуили передается иным способом, свидетельствующим о дате егополучения налогоплательщиком или его представителями.

Многиеналогоплательщики отказываются подписывать акт проверки,мотивируя это тем, что не согласны с выводами проверяющих,изложенными в акте, либо подписывают его с оговорками.Неподписание акта либо подписание его с оговорками не имеетпрактического значения. При неподписании акта он направляетсяналогоплательщику по почте заказным письмом. Датой врученияакта считается шестой день, начиная с даты его отправки.Причем акт отправляется по адресу, указанному в учредительныхдокументах налогоплательщика. Учитывая, что место фактическогорасположения налогоплательщика не всегда совпадает сместонахождением, указанным в учредительных документах,налогоплательщик может вообще не получить акт проверки.Негативные последствия неполучения акта очевидны:налогоплательщик не сможет детально ознакомиться с актоми, соответственно, представить возражения по акту и повлиятьна вынесение решения.

С учетомизложенного рекомендуется налогоплательщикам подписывать актпроверки независимо от наличия возражений. В акте обязательнособственноручно указать дату получения акта, иначе датойвручения акта будет считаться дата, проставленная на титульномлисте акта, то есть фактически дата его составления.

Налогоплательщикупредоставлено право в случае несогласия с фактами,изложенными в акте проверки, а также с выводами ипредложениями проверяющих, в двухнедельный срок со дняполучения акта проверки представить в соответствующийналоговый орган письменное объяснение мотивов отказаподписать акт или возражения по акту в целом или по егоотдельным положениям. При этом налогоплательщик вправеприложить к письменному объяснению (возражению) или всогласованный срок передать налоговому органу документы(их заверенные копии), подтверждающие обоснованностьвозражений или мотивы неподписания акта проверки.

Следуетобратить внимание на то, что с точки зрения исчисления сроковдве недели — это не 14 календарных дней, следующихподряд.

В соответствиисо ст. 6.1 НК РФ срок, исчисляемый неделями, истекает впоследний день недели. При этом неделей признается периодвремени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд.

Еслиакт вручается в любой день недели, кроме пятницы, то уналогоплательщика на представление возражений имеется текущаянеделя плюс еще две недели при условии, что в этих двухнеделях нет праздничных дней. Срок истекает в 24 часа впоследний день (пятница) последней недели срока.

Например,акт вручается 31 апреля 2001 г., 1, 2 и 9мая — праздничные дни, соответственно, недели, вкоторых имеются праздники, исключаются из двухнедельногосрока. Две недели, имеющие пять рабочих дней, начинаются с 14мая, и срок на представление возражений истекает 25 мая в 24часа.

Поистечении срока на представление возражений в течение неболее 14 дней руководитель (заместитель руководителя)налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, атакже документы и материалы, представленныеналогоплательщиком.О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговыйорган обязан известить налогоплательщика заблаговременно. Еслиналогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, томатериалы проверки, включая представленныеналогоплательщиком возражения, объяснения, другиедокументы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

Частовстает вопрос: что считать извещениемналогоплательщика о месте и времени рассмотренияматериалов проверки? Представляется, что это любоеписьменное уведомление, позволяющее достоверно установить фактполучения налогоплательщиком извещения. Форма извещения неимеет значения. Главное, чтобы в извещении были указаны местои время рассмотрения акта проверки. Извещение может бытьвыслано по почте заказным письмом либо передано нарочным подроспись, либо иным способом, свидетельствующим о полученииизвещения. Извещение не обязательно должно представлятьиз себя отдельный документ. Возможно включение текстаизвещения в конец акта проверки.

Необходимоотметить еще одно обстоятельство: налоговый орган обязанизвестить налогоплательщика о времени и месте рассмотренияакта только в случае представления налогоплательщикомвозражений. Если возражения не представлены, то обязанностиизвестить налогоплательщика о времени и месте рассмотренияакта проверки у налоговых органов не возникает и,соответственно, возможно рассмотрение материалов проверки безналогоплательщика. Такая ситуация на практике встречается достаточноредко, так как рассмотрение акта проверки обычно совпадает смоментом вынесения решения. Тогда встает вопрос о вручениирешения и привлечении должностных лицорганизации-налогоплательщика к административнойответственности и т. д.

Вместес тем, рассмотрение акта проверки и вынесениерешения — две различные процедуры.

Еслидля рассмотрения акта проверки НК РФ установлен двухнедельныйсрок, то срока вынесения решения в действующей редакции НК РФнет (в предыдущей редакции НК РФ срок вынесениярешения — 10 дней с момента рассмотрения материаловпроверки).

Сроквынесения решения ограничен сроком взыскания штрафных санкций(шесть месяцев с момента составления акта проверки). Вынесениерешения по истечении этого срока теряет смысл, так каквзыскать суммы штрафных санкций с налогоплательщика будетневозможно.

Всевопросы, возникшие при проведении и оформлении результатовпроверки, необходимо решать с налоговыми органами до днярассмотрения материалов проверки и вынесения решения. Свозражениями необходимо представить максимально возможноеколичество документов в обоснование своей позиции и, повозможности, рассмотреть данные документы с проверяющими, таккак от их позиции во многом зависит признание правомернымивозражений налогоплательщика. Сама процедура вынесения решениядостаточно формальна. Документы, в том числе проект решения,результаты рассмотрения возражений по акту, готовятсясоответствующими службами налогового органа, и к руководителю(заместителю руководителя) налогового органа попадает готовыйпакет. Возражения налогоплательщика, высказанныенепосредственно при принятии решения, вряд ли будут приняты ксведению. Лицо, выносящее решение, не будет вникать в нюансырасчета реализованного наложения или формированиясебестоимости, так как предполагается, что возражения по актупредварительно рассмотрены соответствующими специалистами иими высказаны рекомендации по всем позициям возражений.

Однако рассмотрение материалов проверки вместе с лицами,проводившими проверку, не может отождествляться спроцедурой рассмотрения материалов проверки в смысле,указанном в НК РФ. Основным и, к сожалению, единственнымкритерием законности процедуры рассмотрения материаловпроверки является факт рассмотрения таких материаловруководителем (заместителем руководителя) налогового органа.При этом налогоплательщик фактически лишен права активноучаствовать в процедуре рассмотрения материалов проверки.К примеру, у налогоплательщика нет права предоставить новыематериалы, дополнительные возражения, давать пояснения ит. д. Решение приобщать или не приобщать документы иливозражения налогоплательщика в момент рассмотрения материаловпроверки зависит от воли должностного лица налоговогооргана, рассматривающего материалы дела, а не отустановленной законом процедуры.

Нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки можетпослужить основанием для обращения налогоплательщика с иском всуд.

В постановленииФАС Северо-Западного округа от 10.01.01 №Ф-04/6-943/А45-2000 рассматривается ситуация, когданалогоплательщик уведомил ИМНС об изменении адреса. Однакоизвещение о рассмотрении дела было направлено по старомуадресу. Нарушение процедуры извещения организации овремени и месте рассмотрения дела повлекло отмену решениясуда первой инстанции о взыскании налоговых санкций, и делонаправлено на новое рассмотрение.

Порезультатам рассмотрения материалов проверки руководитель(заместитель руководителя) налогового органа выноситрешение:

1) опривлечении налогоплательщика к налоговой ответственности засовершение налогового правонарушения.

Данноерешение выносится в случае установления налоговым органомфактов нарушения налогового законодательства;

2) оботказе в привлечении налогоплательщика к ответственности засовершение налогового правонарушения.

Данноерешение выносится в случае, если в акте содержатся сведения,формально содержащие признаки налоговых правонарушений, но всилу определенных причин налогоплательщик не подлежитпривлечению к налоговой ответственности. Например, пооснованиям, указанным в ст. 109 НК РФ.

Еслив акте указано на отсутствие выявленных в ходе проверкиналоговых правонарушений, решение не выносится, за исключениемслучаев, когда руководителем налогового органа (егозаместителем) выносится решение о проведении дополнительныхмероприятий налогового контроля;

3) опроведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Данноерешение выносится при наличии обстоятельств, исключающихвозможность вынесения правильного и обоснованного решения опривлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика кналоговой ответственности на основании имеющихся материаловналоговой проверки.

Чтопредставляют собой дополнительные мероприятия налоговогоконтроля, не ясно до сих пор. Законодателем не дан хотя быпримерный перечень процедур, из которых могут состоятьмероприятия дополнительного контроля. Задачей дополнительныхмероприятий налогового контроля является устранениеобстоятельств, которые исключают возможность вынесенияправильного и обоснованного решения.

В силуограничений, накладываемых НК РФ на проведение повторныхналоговых проверок, не может считаться дополнительныммероприятием вынесение решения о проведении проверки за ужепроверенный налоговый период (в том числе встречной проверки).Такое решение может быть обжаловано налогоплательщиком в судкак незаконное и подлежащее безусловной отмене.

Подобныйвывод сделан ФАС Северо-Западного округа в материалах дела от19.03.01 № А56-26538/00, где суд однозначно расценил встречнуюпроверку как вторичную, потому что "...решение опроведении встречной налоговой проверки общества принято ИМНСпосле окончания выездных налоговых проверок ООО и егоструктурного подразделения.

Междутем, как следует из содержания абзаца 2 статьи 87 НК РФ,налоговым органам предоставляется право истребовать документы,относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика,только в ходе проведения камеральной или выездной налоговойпроверки, а не после ее окончания, поскольку в указаннойстатье речь идет о получении информации, которая можетпослужить основанием для выводов, излагаемых в актекамеральной или выездной налоговой проверки.

Судкассационной инстанции находит правильными выводы, изложенныев судебных актах, о том, что упомянутая в статье 87 НК РФ"встречная проверка" является не самостоятельным видомпроверки, а позволяет лишь дополнительно истребоватьнеобходимые при проведении налоговой проверки документы.

Статьей87 НК РФ запрещено проведение налоговыми органами повторныхвыездных налоговых проверок по одним и тем же налогам,подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за ужепроверенный налоговый период.

Не оспариваяправо налоговых органов на проведение мероприятийналогового контроля, судебные инстанции правомерноуказали на недопустимость нарушения при этом правналогоплательщика, гарантированных Налоговым кодексом РФ, ипризнали оспариваемое решение ИМНС не соответствующимтребованиям налогового законодательства...".

К дополнительныммероприятиям налогового контроля можно отнести:

— истребованиеу налогоплательщика документов;

— проведениеэкспертизы;

— опроссвидетелей;

— выемкудокументов и предметов;

— привлечениеспециалиста для оказания содействия в осуществлении налоговогоконтроля;

— проведениекамеральной налоговой проверки налогоплательщика;

— проведениевстречной выездной налоговой проверки контрагентовналогоплательщика;

— осмотртерриторий, помещений, документов и предметов, то естьфактически все действия, которые проверяющие имели правопроизводить во время проведения проверки.

Осуществляямероприятия дополнительного налогового контроля,налоговые органы обладают всеми правами, предусмотреннымидействующим законодательством, за исключением правапроведения выездной проверки по тем же основаниям.

Копиярешения налогового органа вручается налогоплательщику либоего представителю под расписку или передается иным способом,свидетельствующим о дате получения акта налогоплательщикомлибо его представителем. Если указанными выше способамирешение налогового органа вручить налогоплательщику или егопредставителю невозможно, решение отправляется по почтезаказным письмом и считается полученным налогоплательщиком поистечении шести дней после его отправки.

В десятидневныйсрок с даты вынесения решения налоговый орган должен направитьналогоплательщику требование об уплате недоимки по налогу ипени.

Еслитребование не соответствует нормам действующегозаконодательства (глава 10 НК РФ, приказ МНС РФ от07.09.98 № БФ-3-10/228 "Об утверждении формытребования об уплате налогов и сборов" в редакцииприказа МНС РФ от 03.08.99 № АП-3-10/256), оно можетбыть обжаловано в суд. Обжаловать требование по формальнымоснованиям, в принципе, не имеет смысла. Даже еслирешение суда будет вынесено в пользуналогоплательщика и требование будет признанонедействительным, от обязанности уплатить указанные втребовании суммы налогов и пени такое решениеналогоплательщика не освободит.

Обжалование требования имеет смысл в тактическом плане.Например, обжалуя требование можно приостановить взыскание вбесспорном порядке сумм налогов и пени, указанных втребовании, до момента вынесения решения судом по существу.Данный ход дает налогоплательщику выигрыш во времени, котороеможно использовать для подготовки искового заявления опризнании недействительным решения налогового органа. Вместе стем, обжалование требования по существу, то есть посуммам налогов и пени, — фактически единственнаявозможность обжалования налогоплательщиком опосредованно актавыездной налоговой проверки. Такая необходимость можетвозникнуть, например, в случае невынесения налоговым органомпо каким-либо причинам решения.

В случае,если налогоплательщик отказался добровольно уплатить суммуналоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный втребовании, налоговый орган обращается в суд с исковымзаявлением о взыскании с данного лица налоговойсанкции.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взысканииналоговой санкции не позднее шести месяцев со дняобнаружения налогового правонарушения и составлениясоответствующего акта (срок давности взыскания санкции). Датасоставления акта — это дата, указанная натитульном листе акта, а не дата вручения егоналогоплательщику. При обращении налогового органа в суд сиском о взыскании штрафных санкций по истечении данного срокасудом будет отказано в удовлетворении исковых требований.

Еслиналогоплательщикне согласен с выводами налогового органа, он имеет правообжаловать решение.

Решение может быть обжаловано в административном порядке ввышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу)либо в суд.

В административном порядке жалоба может быть подана в течениетрех месяцев с момента вынесения решения. Подача жалобы нелишает налогоплательщика права на обращение в суд.

Обращение в суд производится по правилам, установленным АПКРФ.

Во избежание негативных последствий в виде списания денежныхсредств в бесспорном порядке налоговым органом в счетпогашения образовавшейся по факту проверки недоимки и пенизатягивать с обращением в суд не стоит.

И в заключениесказанного:

1. Вседействия (бездействие) должностных лиц налоговых органов,проводящих проверку, могут быть обжалованы в суде, так же, каки решение о привлечении налогоплательщика к ответственности ииные акты налогового органа. Причем под актом налоговогооргана в данном случае понимается документ любогонаименования (требование, решение, постановление, письмои др.), подписанный руководителем (заместителемруководителя) налогового органа и касающийся конкретногоналогоплательщика (п. 48 Постановления ВАС РФ № 5). Актналоговой проверки в суде обжалован быть не может, так как неявляется ненормативным актом органа государственной власти.

2. В случае,если у предприятия не имеется помещений либо проверку поадресу налогоплательщика невозможно провести по каким-тоиным причинам (пожар и т. д.), налогоплательщик вправеобратиться с ходатайством в налоговый орган о смене местапроверки либо проведения проверки на территории налоговогооргана. Естественно, в данном случае все документы,необходимые для проведения проверки, надо будет представить нановое место проверки.

3. Внимательноизучайте документы, предъявленные налоговыми инспекторами:решение о проведении проверки, требования и т. д.Несоблюдение формы документа, его изъяны могут оказатьсясущественной аргументацией в суде со стороныналогоплательщика при возникновении налогового спора. Повозможности сделайте и оставьте себе копии этих документов.

Нарушениеформы акта налоговой проверки повлекло за собой отмену решенийналоговых органов о взыскании санкций постановлением ФАССеверо-Западного округа от 19.03.01 № А05-6852/00-473/10. Оносодержит следующие выводы суда: "В нарушение пункта 3статьи 101 НК РФ в постановлении о привлеченииналогоплательщика к ответственности за совершение налоговогоправонарушения не изложены обстоятельства совершенногоналогоплательщиком налогового правонарушения, как ониустановлены проведенной проверкой, не указаны документы и иныесведения, которые подтверждают эти обстоятельства, доводы,приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результатыпроверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщикак налоговой ответственности за конкретные налоговыеправонарушения с указанием статей Кодекса, предусматривающихданные правонарушения и применяемые меры ответственности.

В соответствиис пунктом 6 этой же статьи несоблюдение указанных требованийможет являться основанием для отмены решения налоговогооргана.

В данномслучае следует применить это правило, так как постановлениеналоговой инспекции основано на акте от 09.03.2000. Акты от10.03.2000 и от 16.03.2000 в постановлении не названы...".

4. Припроведении проверки представляйте проверяющим только тедокументы, которые они затребовали. Показывая "лишние"документы, Вы можете спровоцировать проверку тех областейсвоей финансово-хозяйственной деятельности, которыепервоначально проверять не планировалось.

5. Причтении акта проверки обратите внимание: на документы, которыебыли использованы в ходе проверки; что является источникомошибки, повлекшей доначисление сумм налога; проверьтеправильность расчетов, указанных в акте и приложениях к нему.Бывают случаи, когда доначисление налогов производится безучета переплат по налогам, выявленных при проверке.Проверяющие тоже люди, и иногда они допускаютарифметические ошибки. Бывают просто опечатки.

6. Возраженияпо акту проверки оформляйте по форме и в порядке, изложенным вакте. Не мешайте в кучу разные налоги. Вам самим потом будетудобнее.

Например,по НДС:

возраженияпо п. 7.2.1 акта — такие-то,

возражения по п. 7.2.2 акта — такие-то;

поналогу на прибыль:

возраженияпо п. 9.1 акта — такие-то,

возражения по п. 9.3 акта — такие-то.

Документы,прилагаемые к возражениям, оформляйте в виде приложений кним и в тексте обязательно делайте на них ссылку.

7. Предварительноизучите положения ст. 109 и ст. 112 НК РФ о наличииобстоятельств, исключающих либо смягчающихответственность.© «Арбитражная налоговая практика», 2001, № 2.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Индекс 80214 по каталогу «Газеты, журналы» (Роспечать).
Подписка в любом почтовом отделении.
Подписка в Интернете: www.nalogi.com.ru/Russia.html
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Материал предоставлен: Клерк.РУ

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru