В статье рассматриваются два спорных вопроса, связанных с необходимостью уплаты налога с продаж.
В настоящей статье предлагаются к рассмотрению два спорных вопроса, связанные с необходимостью уплаты налога с продаж, постоянно присутствующие в письмах, поступающих в адрес нашей редакции, а именно: 1. является ли объектом обложения налогом с продаж реализация товаров (работ, услуг) за наличный расчет индивидуальным предпринимателям, приобретающих эти товары (работы, услуги) для осуществления предпринимательской деятельности? 2. является ли объектом обложения налогом с продаж арендная плата в случае оплаты ее наличными денежными средствами, если арендатором по договору является физическое лицо, в частности, индивидуальный предприниматель?
Страсти вокруг налога с продаж не утихают. Одни чиновники заявляют об отмене другие - о том, что налогу быть. Где правда, и что ожидает бухгалтеров и рядовых потребителей, выяснил наш корреспондент.
Достаточно часто возникает вопрос, относятся к безналичным расчетам операции по переводам денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (т. е. когда оплата производится через банки без открытия счета) или не относятся. Причина возникновения такого вопроса проста - это возможность легальным образом оптимизировать налогообложение по налогу с продаж. Поэтому правильный ответ на него для многих налогоплательщиков весьма важен.
Человек перечисляет деньги за товар через банк, не открывая в нем расчетного счета, – это безналичный расчет или нет? Вопрос далеко не праздный, ведь если нет, то нужно платить налог с продаж. Однако налоговые управления разных регионов считают по-разному. В начале января свою позицию по этому вопросу обнародовал Центробанк.
Перевод денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов относится к безналичным расчетам (без уплаты налога с продаж). Так считает Центральный банк РФ вопреки мнению РФ по г. Москве На какие только ухищрения ни идут налоговики, чтобы истолковать налоговое законодательство не в пользу налогоплательщика. И им постоянно сходит с рук и нарушение Налогового кодекса, и нарушение Конституции Значит, нашим высокопоставленным избранникам выгодна такая политика РФ и будет выгодна до тех пор, пока мы сами не перестанем считать главной задачей наполнение бюджета любой ценой. Вроде бы и сам закон о налоге с продаж изложен предельно просто: только расчетные и банковские кредитные карты приравнены к наличным расчетам. Так нет же...
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!Вы, как Президент Российской Федерации, являетесь гарантом Конституции Российской Федерации. Так почему же Вы, левой рукой гарантируя права и свободы граждан, записанные в Конституции правой рукой подписываете Закон, каждая из статей которого нарушает права и свободы граждан, провозглашенные в Конституции РФ?Объясняю, что я имею ввиду.
Налог с продаж продолжает уверенно "лидировать" по количеству спорных вопросов. Принятие главы 27 НК РФ "Налог с продаж" несколько улучшило ситуацию, но ряд вопросов остался нерешенным. Более того, нечеткость некоторых формулировок породила новые вопросы. Так, весьма остро встал вопрос о взимании налога с продаж при перечислении средств физическим лицом через банк без открытия счета.
Представляется, что ряд положений, зафиксированных в статьях 347 - 351 главы 27 Налогового Кодекса Российской Федерации сформулированы недостаточно четко, допуская неоднозначность толкования, а правоприменительная практика, осуществляющаяся уже в течение более шести месяцев, в частности решения Калининградского областного суда от 22 марта 2002 г. (судья Науменко Б.И.) по делу о признании незаконным ныне действующего Закона о налоге с продаж Калининградской области и решения Московского городского суда от 8 июля 2002 г. (судья Емышева В.А.) по делу о признании незаконным ныне действующего Закона о налоге с продаж города Москвы, не всегда толкует неясности в формулировках главы 27 Налогового Кодекса Российской Федерации и соответствующих региональных законов о налоге с продаж в пользу налогоплательщика, допуская тем самым ущемление прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Управление РФ по г. Москве считает, что если отгрузка товара произошла в 2001 году, а оплата - в 2002 году, то налог с продаж с юридических лиц при их расчетах между собой не взимается независимо от формы расчетов
Федеральным законом от 31.07.98 N 150"О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" перечень региональных налогов, взимаемых на территории был дополнен налогом с продаж. Налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субЪектов Федеральный законодатель, перечислив в пункте 3 статьи 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" некоторые товары, реализация которых подлежит налогообложению налогом с продаж, предоставил право региональным законодателям относить к обЪектам и другие товары (не первой необходимости), а также устанавливать перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж.
Наша организация иногда производит оптовую продажу своих товаров индивидуальным предпринимателям за наличный расчет. Нужно ли нам облагать эти операции налогом с продаж?
С 1 января 2002 года вступила в силу глава 27 "Налог с продаж" НК РФ (статьи 347 - 355). Глава 27 "Налог с продаж" НК РФ открывает раздел IX НК РФ "Региональные налоги и сборы" (Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. N 148"О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").В соответствии со статьей 347 НК РФ налог с продаж устанавливается НК РФ и законами субЪектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субЪектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субЪекта Российской Федерации.
До 1 января 2002 года законодательной базой на федеральном уровне для применения налога с продаж являлась ст. 20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 " 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее -- Закон " 2118-1). Поскольку налог с продаж относится к региональным налогам, то порядок его исчисления и уплаты в конкретном регионе устанавливался законодательными органами субЪекта Федерации. Однако постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 " 2-П некоторые положения ст. 20 Закона " 2118-1 были признаны неконституционными. Они должны были быть приведены в соответствие с Конституцией РФ до 1 января 2002 года.
С 1 января 2002 года во многих субЪектах РФ продолжает действовать налог с продаж. Вступила в силу глава 27 "Налог с продаж" НК Для введения налога с продаж в регионе, как и ранее, необходим специальный закон субЪекта но полномочия субЪектов сужены. СубЪект РФ может определить ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности, в то время как ранее субЪекты РФ были вправе устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж (п. 3 ст. 20 Закона РФ от 27.12.91 ? 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). Ставка налога по законам субЪектов РФ не может превышать 5%. При этом субЪекты не вправе ее дифференцировать.
Итак, в данной статье я остановлюсь на некоторых моментах, которые являются наиболее интересными. Статья 347 абз. 2. НК РФ говорит о том, что, устанавливая налог, субЪект РФ определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчетности по данному налогу. Особый интерес вызывает определение формы отчетности по данному налогу. Так законодатель указал, что формы отчетности определяются субЪектами а именно законодательными актами субЪектов этого требует и Ст. 12 п. 3 НК в которой в частности говориться, что при установлении регионального налога законодательными органами власти субЪектов РФ определяются следующие элементы налогообложения:
С 1 января 2002 года во многих субЪектах РФ продолжает действовать налог с продаж. Хотя этот налог не изменил название, его законодательная база иная. С начала текущего года вступила в силу глава 27 "Налог с продаж" НК Для введения налога с продаж в регионе, как и ранее, необходим специальный закон субЪекта Но рамки закона субЪекта РФ сужены: им должна быть определены ставка налога, порядок и сроки его уплаты, форма отчетности. Напомним, что ранее субЪекты РФ были вправе устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж (п. 3 ст. 20 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").
Глава 27 НК вступающая в силу 1 января 2002 г., не решает всех проблем, которые были порождены действующим в настоящее время законодательством о налоге с продаж. В данном материале приведена сравнительная таблица, которая позволяет отследить различия в положениях Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и главы 27 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся порядка исчисления и уплаты налога с продаж. Помимо этого статья содержит комментарий к указанным документам.
27-я глава НК получилась весьма короткой и содержащей в концентрированном виде всю мудрость наших законодателей.