Журнал Налоговый учет для бухгалтера /
Н.С. Мужичкова, эксперт журнала
С начала года налоговые органы прилагают все усилия по борьбе с фирмами-«однодневками». Совет Федерации подготовил соответствующие поправки в Налоговый кодекс. Пока законопроект находится в стадии рассмотрения, а меры по противодействию нелегальным фирмам уже принимают во всероссийском масштабе. В списки подозреваемых попали самые казалось бы законопослушные организации. Не случайно ли?
Фирмы-«однодневки» давно являются одним из серьезных недостатков в системе российской экономики. Но особенно сильно они стали заметны в преддверии вступления России в ВТО.
«Однодневки» начали появляться после развала СССР в 90-х годах. И если сначала их использовали для мошенничества, когда отчетность в налоговые инспекции не сдавали и быстро ликвидировали (за что они и получили прозвище «однодневки»), то сейчас подобные организации прочно закрепились на российском рынке. Они существуют уже не месяц, а в среднем около года, формально отчитываются перед налоговиками и имеют номинальных учредителей и директоров.
Самая распространенная цель «однодневок» — уход от налогов, хищение из бюджета и отмывание крупных сумм денег. При помощи так называемых системных фирм предприниматели обычно возмещают НДС, обналичивают средства и перераспределяют акции.
Ответов здесь несколько. Во-первых, лжефирмам законной альтернативы по сокращению налоговых платежей нет. Благодаря системной фирме можно сэкономить на НДФЛ, налоге на прибыль и НДС.
Статистика показывает, что больше половины организаций в России (60%) находятся в «тени». В основном это малый и средний бизнес. Они готовы идти на риск и работать в секторе системных фирм, потому что не в состоянии применять сложные схемы оптимизации налогообложения, им не по карману услуги высококвалифицированных юристов и аналитиков.
Крупные же фирмы широко используют «липовые» компании для финансовых махинаций и «отмывания» денег. Например, партнеры лжефирм могут проводить схемы с фиктивными затратами и при этом бесконтрольно обналичивать большие суммы. С помощью однодневок контролируются финансовые потоки между компаниями. Скажем, в рамках одного холдинга. Здесь, как и в случае со средним бизнесом, расчеты с «однодневками» оптимизируют налог на прибыли и НДС.
Вторая веская причина — конкуренция. Если организация ведет «белую» бухгалтерию, значит, отдает большую часть своих доходов в казну, чем менее добросовестные конкуренты. Чтобы удержаться на плаву, ей приходится повышать цену на свой товар или услугу. Контрагенты становятся перед выбором: либо заплатить больше, либо сотрудничать с «однодневкой». Работать в убыток мало кто хочет, и зачастую выбирают второе.
Федеральная налоговая служба всерьез озаботилась таким положением дел в экономике. По этому вопросу даже выступил в Государственной Думе с докладом руководитель ФНС Анатолий Сердюков.
Мнение Анатолий Сердюков, руководитель Федеральной налоговой службы: В настоящее время в среднем регистрируется свыше двух тысяч юридических лиц в день. Из практики работы Службы видно, что более 50 процентов организаций создаются для участия в схемах уклонения от налогообложения. В рамках действующего законодательства налоговые органы в отношении фирм-«однодневок» могут только приостановить операции по счетам. Однако эти действия лишь сокращают срок жизни проблемной организации, но не улучшают ситуацию в целом. Поэтому решить ее можно только на законодательном уровне. Соответствующие предложения уже подготовлены совместно с Центральным банком, МВД, ФСБ и Федеральной таможенной службой.
Мнение
Анатолий Сердюков, руководитель Федеральной налоговой службы:
В настоящее время в среднем регистрируется свыше двух тысяч юридических лиц в день. Из практики работы Службы видно, что более 50 процентов организаций создаются для участия в схемах уклонения от налогообложения.
В рамках действующего законодательства налоговые органы в отношении фирм-«однодневок» могут только приостановить операции по счетам. Однако эти действия лишь сокращают срок жизни проблемной организации, но не улучшают ситуацию в целом. Поэтому решить ее можно только на законодательном уровне. Соответствующие предложения уже подготовлены совместно с Центральным банком, МВД, ФСБ и Федеральной таможенной службой.
Как нам стало известно, уже сейчас приняты решения об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц более 120 тысяч организаций. К концу года, по сведениям ФНС России, число принудительно закрытых организаций составит уже 600 тысяч.
Для уничтожения лжефирм налоговая служба решила действовать с нескольких сторон. Для начала ФНС планирует увеличить минимальный размер уставного капитала организаций до европейских стандартов: для обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ — до 25 тысяч евро, для открытых акционерных обществ — до 100 тысяч евро.
Мнение Сергей Дуканов, начальник Управления государственной регистрации и учета юридических и физических лиц ФНС России: Эта норма не повлияет на процедуру создания производственных кооперативов, полных товариществ и товариществ на вере. В производственных кооперативах размер вклада может быть 12 копейки, в товариществах — то же самое. Но там есть ограничение: нужно нести полную материальную ответственность. Если ты не накопил денег на компанию с ограниченной ответственностью, создавай кооператив, товарищество или становись индивидуальным предпринимателем. Также Федеральная налоговая служба предложила составить перечень объектов, которые можно внести в уставный капитал и ограничить его деньгами, ценными бумагами, недвижимостью и транспортными средствами. Сейчас этот список законодателем практически не ограничен.
Сергей Дуканов, начальник Управления государственной регистрации и учета юридических и физических лиц ФНС России:
Эта норма не повлияет на процедуру создания производственных кооперативов, полных товариществ и товариществ на вере. В производственных кооперативах размер вклада может быть 12 копейки, в товариществах — то же самое. Но там есть ограничение: нужно нести полную материальную ответственность. Если ты не накопил денег на компанию с ограниченной ответственностью, создавай кооператив, товарищество или становись индивидуальным предпринимателем.
Также Федеральная налоговая служба предложила составить перечень объектов, которые можно внести в уставный капитал и ограничить его деньгами, ценными бумагами, недвижимостью и транспортными средствами. Сейчас этот список законодателем практически не ограничен.
Более того, в целях выявления «однодневок» налоговая служба разработала для своих сотрудников служебную инструкцию.
Самой первой в борьбу с такими фирмами включилась Москва. В столице раньше остальных городов был выпущен регламент действий для ИФНС № 46, так как именно она занимается регистрацией всех городских организаций. В документе даются подробные указания по борьбе с нелегальными фирмами на всех этапах регистрации: от момента, когда руководитель принес документы на регистрацию, до ее проверки перед внесением в реестр.
Фрагмент документа
Регламент действий налоговых органов г. Москвы по противодействию создания и функционирования фирм-«однодневок». Раздел II «Комплекс мер, осуществляемых Межрайонной Инспекцией ФНС России № 46 по г. Москве», пункт 4
На этапе анализа документов, представленных на государственную регистрацию юридического лица при создании, сотрудник юридического отдела, принявший документы по реестру из отдела приема документов, отбирает документы, поступившие на государственную регистрацию и имеющие отметку о наличии у организации признаков фирмы «однодневки» и передает их сотрудникам, осуществляющим непосредственную работу с данной категорией документов. При осуществлении проверки достоверности сведений, указанных в представленных на государственную регистрацию документах, и в случае выявления недостоверности сведений выносится решение об отказе в государственной регистрации:
— при выявлении совпадений по адресу «массовой» регистрации и наличии у регистрирующего органа заяв