С 1998 г. Россия является участником Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге (далее - Конвенция), заключенной в Оттаве 28.05.1988. Россия присоединилась к ней в соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 N 16-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге". Международным лизингом в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о лизинге признаются договоры, в которых лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом РФ. Такие договоры регулируются внутренним российским законодательством и международными документами о лизинге.
Л.Г. КИСУРИНА, директор аудиторской фирмы "Ларика"
Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные российским законодательством, то в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ применяются правила международного договора. Поэтому Конвенция имеет приоритет перед Гражданским кодексом РФ и Законом о лизинге. Проанализируем Конвенцию и сравним ее с Законом о лизинге.
При оформлении договора международного лизинга необходимо указать, право какой страны применяется для регулирования данной сделки. Если стороны такого соглашения не достигли, то к их правоотношениям применяется право, действующее в стране лизингодателя (п. 3 ст. 1211 ГК РФ).
Дополнительно к условиям договора, описанным выше в разделе "Правовое регулирование лизинга" (см. с. 9), в договоре следует также определить, какая сторона несет расходы по оплате таможенных пошлин.
Так как при международном лизинге расчеты, как правило, производятся в иностранной валюте, то такие операции регулируются в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Согласно п. 2 ст. 5 этого Закона покупка валюты для расчетов с лизингодателем осуществляется без ограничений. Международный лизинг с позиции местопребывания сторон делится на экспортный, при котором лизингополучатель - нерезидент РФ, и импортный, при котором продавец и/или лизингодатель - нерезидент РФ. Рассмотрим налогообложение международного импортного лизинга, так как он встречается чаще, чем экспортный.
Таможенные платежи
При ввозе лизингового имущества на территорию РФ российские лизингополучатели уплачивают на таможне в соответствии с подпунктами 1, 3, 5 п. 1 ст. 318 Таможенного кодекса РФ ввозную таможенную пошлину, НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (подп. 4 п. 1 ст. 146 и подп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ), а также сбор за таможенное оформление.
Ввоз в этом случае осуществляется, как правило, в таможенном режиме временного ввоза. Однако часто предприятия не пользуются льготным режимом, так как он ограничен по времени 34 месяцами, и уплачивают таможенные пошлины и сборы в размере, предусмотренном при режиме "свободного обращения".
Расходы по таможенному оформлению предмета лизинга, понесенные лизингополучателем в соответствии с договором лизинга, могут быть учтены им в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
В письме Минфина России от 24.10.2005 N 03-03-04/1/292 указано: при применении метода начисления данные расходы на основании положения ст. 272 НК РФ следует учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
В случае если договор лизинга приходится более чем на один отчетный (налоговый) период, расходы по таможенному оформлению должны учитываться в целях налогообложения равными частями в течение срока действия договора лизинга.?Ранее точка зрения Минфина России, изложенная в письме от 25.01.2005 N 03-03-01-04/1/31, состояла в том, что такие расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода.
Однако в письме УФНС России по г. Москве от 08.09.2005 N 19-11/63727 указывалось:
"Расходы по оплате таможенных сборов и пошлин за ввозимый предмет лизинга, произведенные организацией-лизингополучателем, не удовлетворяют условиям ст. 252 НК РФ, их сумма не может уменьшать налоговую базу для целей исчисления налога на прибыль отчетного (налогового) периода у организации-лизингополучателя.
В п. 1 ст. 257 НК РФ установлено, что первоначальная стоимость имущества, являющегося предметом лизинга, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.
Следовательно, уплаченные таможенные сборы и пошлины наряду с выкупной стоимостью будут участвовать в формировании первоначальной стоимости объекта основных средств (предмета лизинга) после перехода права собственности на него от организации-лизингодателя".
Налог на добавленную стоимость
Помимо уплаченных таможенных сборов и пошлин лизингополучатель уплачивает на таможне НДС.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычету подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме временного ввоза, в случае, если товары приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, производятся после принятия данных товаров на учет.
Следовательно, суммы НДС, уплаченные при ввозе на территорию Российской Федерации лизингового имущества, принимаются к вычету в порядке, установленном ст. 172 НК РФ, после принятия этого имущества к учету, в том числе на забалансовый счет (письмо Минфина России от 09.03.2005 N 03-04- 08/35).
Однако имеется неопределенность относительно процедуры возмещения таможенного налога на добавленную стоимость на ввозимое лизинговое имущество в случаях нахождения имущества на балансе иностранного лизингодателя.
Существует позиция, согласно которой НДС, уплаченный при ввозе имущества на таможенную территорию России, не может быть принят к зачету лизингополучателем, так как имущество не принято им к учету как основные средства.
Услуги по предоставлению оборудования в лизинг лизингодателем - иностранной компанией лизингополучателю - российской организации облагаются НДС в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146.
Обязанности налогового агента по НДС возникают у российского лизингополучателя только в том случае, если местом реализации потребляемых им услуг является территория Российской Федерации.
Место реализации работ (услуг) определяется в соответствии со ст. 148 НК РФ по-разному - в зависимости от того, какое имущество является предметом лизинга.
Местом реализации услуги признается территория РФ в следующих случаях:
Так, например, в письме от 23.03.2006 N 03-04-08/66 Минфин России указал, что место реализации услуг по сдаче в аренду автотранспортных средств определяется "по месту нахождения продавца". И если автомобиль предоставляет в лизинг иностранная организация, которая не имеет постоянного представительства в России, то данная услуга не облагается НДС.
Документами, подтверждающими место выполнения услуги, являются контракт и документы, подтверждающие факт оказания услуг.
Лизингодатель предъявляет лизингополучателю к уплате сумму НДС, которая определяется как 18% суммы лизинговых платежей.
Установлены условия принятия лизингополучателем уплаченной суммы НДС к вычету:
Порядок исчисления и уплаты НДС налоговым агентом при осуществлении расчетов за оказанные услуги в иностранной валюте разъяснен в письме МНС России от 24.09.2003 N ОС-6-03/995@ "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость". Согласно этому письму налоговая база, определяемая налоговым агентом, рассчитывается путем пересчета расходов налогового агента в иностранной валюте в рубли по курсу ЦБ РФ на дату перечисления денежных средств налоговым агентом в оплату услуг иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика.
Налог на прибыль организаций
Доходы, полученные иностранной организацией от лизинговых операций с имуществом, используемым на территории Российской Федерации (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство РФ), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов (подп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ).
К таким доходам, в частности, относятся доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках.
Налог на прибыль с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, согласно ст. 310 НК РФ исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход, при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, в валюте выплаты дохода.
При этом доход, подлежащий налогообложению, определяется как сумма лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества лизингодателю.
Налог на прибыль организаций удерживается по ставке 20 или 10% в зависимости от того, какое имущество является предметом лизинга и для каких целей оно используется (п. 2 ст. 284 НК РФ).
Если лизингодатель является резидентом государства, с которым у Российской Федерации заключено и действует соответствующее соглашение об избежании двойного налогообложения, то при налогообложении доходов лизингодателя необходимо учитывать положения такого соглашения.
Порядок и условия применения положений международных налоговых соглашений при налогообложении доходов иностранных юридических лиц у источника выплаты в Российской Федерации установлены в п. 1 ст. 312 НК РФ.
Налоговый агент обязан перечислить сумму налога на прибыль, удержанного с доходов иностранной организации, в федеральный бюджет в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией либо в валюте выплаты дохода, либо в валюте РФ по официальному курсу ЦБ РФ на дату перечисления налога (п. 2 ст. 287, п. 2 ст. 310, п. 6 ст. 284, п. 5 ст. 346.11 НК РФ).
Налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты в порядке, определенном ст. 289 НК РФ (абзац второй п. 1 ст. 289 НК РФ).
Приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@ утверждена форма "Налоговый расчет (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов". Инструкция по заполнению формы Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена Приказом МНС России от 03.06.2002 N БГ-3-23/275.