ToT /
Источник: hare.ru
Толчком к написанию заметки послужило регулярное появление на кубанском форумеветок, так или иначе связанных с вопросами расчета себестоимости реализуемоготовара, либо материалов, отпускаемых в производство. Я попытаюсь рассмотреть здесь основные аспекты процесса формирования себестоимости партий товара и определения дохода от их реализации.
Все примеры, рассмотренные ниже, справедливы для внутреннего управленческого учета. В настоящее время схемы управленческого учета значительно отличатсяот учета налогового, регламентированного государством. Причем во многих случаяхэффективное управление предприятием требует более глубокого и проработанного учета по с равнению с требованиями налоговых органов. Реализация той или инойсхемы "в коде" подробно не рассматривается, т.к. не это является цельюстатьи.
Для начала стоит определится с терминами:
На первый взгляд проблем с определением дохода не возникает. Купили за 5 рублей,продали за 10. Пять рублей наши. На самом же деле всё не так просто. Закупочнаяцена является лишь одной из составляющих себестоимости. Итак, вот наш первый герой:
I. СЕБЕСТОИМОСТЬ.
Товары и материалы попадают на предприятие разными путями. И на каждом этапе приходиться тратить деньги (это могуть быть средства нашего предприятия, амогут быть и средства поставщика, нас интересует первый вариант). Сюда входяттранспортные расходы, таможенные сборы, информационно-консультационные услугии многое другое. Полный список того, что государство разрешает включать в себестоимость,можно увидеть в ПБУ 5/98 "Учет материально-производственных запасов". Причем, финансовое управление того или иного предприятия зачастую значительно расширяет этот список (а не включить ли нам в себестоимость товара зарплату охранника Владика и мясо, которое сЪест собачка Шарик, сторожащая склад). Отсюда вытекают две возможности:
В первом случае для расчета финансового результата всегда можно обратиться к приходному документу. Во втором целесообразно разработать документ, обобщающий дополнительные затраты. Иногда в схемахдокументооборота предприятия наблюдается разрыв по времени между приходом товара и получением последнего документа с информацией о затратах на приобретение. В этом случае представляется логичным приходовать товар по известной на данный момент себестоимости, в дальнейшем используя методы корректировки. Пусть не пугаются коллеги-разработчики, эти методы не предусматривают изменения ранее введенных документов. В бухгалтерском учете такие случаи предусмотрены и на нихможно остановиться подробнее в следующей статье, если у читателей возникнетжелание увидеть продолжение. Пока же скажу, что при правильно организованной работе снабженцев необходимость в коррекции себестоимости возникает очень редко.
Итак, мы имеем документ, посредством которого в нашей системе рассчитывается себестоимость. Но не существует предприятия, которое работает по схеме "купили — продали всё, что имеем — купили еще". Процесс поставки товара продолжается и появляется еще один документ, фиксирующий приход такого же товара, но с другой себестоимостью. И еще. И на сцене появляется наш второй герой:
II. ПАРТИЯ.
Случаи, когда точно можно зайти в торговый зал (на склад) и сказать — "Вот этот кирпич/дисковод/коровья туша/бутылка пива пришел(ла) 18 октября 2001 года по накладной #123"единичны. Навскидку в голову приходит лишь два: торговля автомобилями (есть номер кузова/двигателя)и промелькнувший в конференции учет сотовых телефонов по серийным номерам (но там это было как-быопционально).
На практике принимаются некоторые допущения. Их три. Товар, который будет продан сейчас — это:
Предположим, у нас имеется три партии товара:
Нумерация партий ведётся в хронологическом порядке. Производим отгрузку 12-и единицпо цене 50 рублей, сумма отгрузки — 600 рублей.
Реализовать подобную схему на компоненте Бухгалтерия можно простым добавлением к счету учета товара/ТМЦ субконто "Партия" вида "Документ". В этом случае при реализации товаров можно получить остатки в разрезе товара и всех его партий простым запросом к бухгалтерским итогам. Реализация для Оперативного учета также не представляет особых проблем для разработчика. При этом появляется возможность для построения отчетов по эффективности процесса торговли практически в любых разрезах.
III. РЕЗУЛЬТАТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ.
Расчет результата от реализации показан в примерах. Остается добавить, что это лишь предварительныйрезультат, не учитывающий всех издержек предприятия и т.п. Но уже и он пригоден для управления, например, процессом закупок или ценообразования. Теперь пара слов ереси: мне всегда хотелось реализовать механизм учета результата от реализации товара на регистре, либо на забалансовом счете.Ну не нравится мне отчет по профиту, каждый раз анализирующий приходные и расходные документы. Не будет ли оптимальнее хранить профит с каждого расходного документа? Хотя бы временно, до подведения целиком итогов работы предприятия за отчетный период. В этом случае возникают заманчивыевозможносности построения отчетов. Если кто-нибудь реализовывал подобное — пишите, обсудим.
Всегда рад ознакомиться с мнением коллег по поводу сказанного.