АГ «РАДА» /
Н.А. Габец, эксперт АГ «РАДА»
В хозяйственной практике нередки случаи, когда партнер по тем илииным причинам не выполнил условий договора. Чтобы защитить свои законные права,организация должна выставить партнеру претензию. Об учете таких операций читайтев статье.
Предъявление претензии относится к досудебному порядку урегулирования споров.В ней одна организация указывает другой на совершенные ею неправильные действия(бездействие) или ошибки, в результате которых ущемлены ее законные интересы.В претензии содержатся требования устранить или добровольно исправить эти нарушения.Она должна предъявляться в письменной форме за подписью руководителя организации(предпринимателя) или его заместителя, если это предусмотрено законом или уставоморганизации.
Претензия должна содержать полное наименование организации, предъявившей ее,и организации-ответчика с указанием всех реквизитов и почтовых адресов. В текстенадо изложить конкретные требования, привести полный и обоснованный расчет суммынанесенного ущерба (недостачи, штрафных санкций), сослаться на пункты договора,указать наименования и реквизиты документов. К таким документам относятся товарно-транспортныенакладные, доверенности, акты приемки товара по количеству и т. д. Их копиинеобходимо приложить к претензии, заверив надлежащим образом.
Претензию лучше всего отправить заказным письмом либо вручить под расписку.Почтовая квитанция о приеме заказного письма должна храниться у вас на случайпредъявления иска.
Срок предъявления претензий устанавливается в каждом конкретном случае федеральнымизаконами, например от 16.02.95 № 15-ФЗ «О связи», транспортными уставами илидоговором. Он исчисляется с момента, когда выявлено нарушение ваших прав. Раньшеэтот срок составлял 30 дней. В течение такого же периода организация-ответчикдолжна письменно сообщить вам о результатах рассмотрения претензии. Ответ оформляетсяи направляется истцу в том же порядке, что и сама претензия.
В случае удовлетворения претензии к ответу прилагается поручение банку наперечисление денег с отметкой об исполнении (принятии к исполнению) либо вампоставляется недостающее количество ТМЦ.
Если получен отказ (полный или частичный) в удовлетворении претензии или неполучен в срок ответ на нее, организация вправе обратиться в арбитражный суд.Сразу идти с иском в суд нельзя. На основании статьи 148 АПК РФ суд оставитисковое заявление без рассмотрения, если организация ранее не предъявила претензии.
Вместе с исковым заявлением и всеми необходимыми документами в суд нужно будетпредставить почтовую квитанцию о направлении ответчику претензии. Она послужитподтверждением того, что вы приняли меры урегулирования спора.
Для учета расчетов по претензиям, предъявленных вашей организацией поставщикам,подрядчикам и иным организациям, следует открыть к счету 76 субсчет 2 «Расчетыпо претензиям».
Организация может выставить поставщику (подрядчику) претензию, если:
– поставщиком не соблюдены договорные обязательства;
– выявлена недостача поступивших от него ценностей;
– обнаружены арифметические ошибки в документах поставщика (подрядчика) напоставленные товары (работы, услуги).
В первом случае договор обычно предусматривает взыскание с поставщика пени,штрафа или неустойки. В соответствии с пунктом 8 ПБУ 9/99 «Доходы организации»,утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н, и пунктом 3 статьи 250НК РФ штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров признаются внереализационнымидоходами организации.
В учете они отражаются проводкой:
ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 91-1
– начислены пени, штрафы, неустойки, выставленные поставщику (подрядчику)и признанные им или присужденные судом.
Когда покупатель при приемке ценностей, поступивших от поставщика, выявилих недостачу или порчу, в его учете делаются записи:
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 60
– отражена недостача (порча) ценностей в пределах предусмотренных договоромвеличин;
ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 60
– отражена недостача (порча) ценностей сверх предусмотренных договором величин.
При отказе судом во взыскании сумм потерь с поставщиков или транспортных организацийнедостача списывается так:
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 76-2
– списана недостача (порча) ценностей сверх предусмотренных договором величин.
Если суд вынес решение взыскать с поставщика эту недостачу, то в его учетереализация недостающих ценностей сторнируется:
ДЕБЕТ62 КРЕДИТ 90-1
– сторнирована реализация недостающих ценностей;
ДЕБЕТ90-2 КРЕДИТ 41 (43)
– сторнирована себестоимость недостающих ценностей;
ДЕБЕТ90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– сторнирован НДС по реализации недостающих ценностей;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 76-2
– отражена предъявленная покупателем претензия;
ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 51 (50, 52)
– погашена задолженность по претензии;
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 41 (43)
– списана себестоимость недостающих ценностей.
Пример
ЗАО «Покупатель» заключило с ООО «Продавец» договор о поставке 12,5 тысячиштук кирпича на сумму 120 000 рублей, в том числе НДС – 20 000 рублей. При разгрузкеоказалось, что фактически его получено только 11 тысяч штук стоимостью 105 600рублей, в том числе НДС – 17 600 рублей.
Нормы убыли по договору не предусмотрены. Себестоимость 1 штуки кирпича у«Продавца» равна 6 рублям. НДС начисляется «по отгрузке».
В учете «Продавца» сделаны записи:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
– 120 000 рублей – получен аванс за кирпич;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1
– 120 000 рублей – отражена реализация кирпича по накладной;
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 41
– 75 000 рублей (6 рублей х 12 500 штук) – списана себестоимость кирпича;
ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 20 000 рублей – начислен НДС с отгрузки.
В учете «Покупателя» сделаны проводки:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 120 000 рублей – перечислен «Продавцу» аванс за кирпич;
ДЕБЕТ 10-8 КРЕДИТ 60
– 105 600 рублей (9,6 рубля х 11 000 штук) – принят к учету фактически полученныйкирпич;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 17 600 рублей – принят к учету НДС.
«Покупатель» составил акт о недостаче и выставил «Продавцу» претензию на сумму14 400 рублей, обязав его вернуть эти деньги. «Продавец» признал свою вину иперечислил деньги «Покупателю».
Бухгалтеры организаций отразили это в учете так:
«Покупатель»
– 14 400 рублей – отражена недостача кирпича по накладной;
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76-2
– 14 400 рублей – получены деньги за недостающий кирпич по претензии;
«Продавец»
14400 рублей – сторнирована реализация на сумму недостачи;
9000рублей – сторнирована себестоимость недостающего кирпича;
2400рублей – сторнирован НДС по недостающему кирпичу;
– 14 400 рублей – отражена претензия «Покупателя»;
ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 51
– 14 400 рублей – перечислены деньги по претензии;
ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 41
– 9000 рублей – списана себестоимость недостающего кирпича.
В результате расследования, проведенного «Продавцом», достоверно доказано,что недостающий кирпич водитель Иванов похитил для личных нужд. Организацияобязала Иванова (письменно) компенсировать его стоимость.
В учете «Продавца» это отразили проводками:
ДЕБЕТ 73-2 КРЕДИТ 94
– 9000 рублей – сумма ущерба отнесена за счет Иванова;
ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 73-2
– 9000 рублей – удержана сумма недостачи из зарплаты Иванова.
Обратите внимание: поскольку работник возмещает ущерб, причиненный преступлением(хищением), размер удержаний при каждой выплате зарплаты не должен превышать70 процентов.
Если виновник недостачи установлен не был или суд отказал во взыскании, еесумму придется списать на убытки:
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 94
– недостача учтена в составе прочих расходов.
Этот убыток уменьшает облагаемую налогом прибыль согласно пункту 13 статьи265 НК РФ.
Если вы перечислили поставщику деньги авансом и обнаружили арифметическуюошибку в его счете, то ваша организация вправе предъявить ему претензию. В этомслучае в учете делается запись:
ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»
– отражена сумма выставленной поставщику претензии.
Если ошибка обнаружена в счете после оприходования полученных ценностей, этоотражается проводкой:
ДЕБЕТ 76-2 КРЕДИТ 10 (41…)
– отражена сумма претензии, выставленной поставщику товарно-материальных ценностей.