Категории каталога

Рейтинг для компании

© ИА Клерк.Ру, аналитический отдел /

Во всем мире рейтинговые агентства существуют не один десяток лет, а в России этот институт появился лишь в 90-х годах прошлого века. О том, как присваивают рейтинги российским финансовым институтам корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Алексею Титову рассказал директор департамента рейтингов финансовых институтов рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев.

Павел, расскажите о методике рейтингования «Эксперт РА» для финансовых институтов. В чем ее принципиальное отличие от иностранных конкурентов?

  «Эксперт РА» присваивает кредитные рейтинги банкам, страховым, лизинговым компаниям. Для каждой отрасли разработана специализированная уникальная методика, однако базовый принцип, положенный в основу анализа един. Цель рейтингового анализа – оценить способность компании или банка отвечать по своим обязательствам в среднесрочной перспективе. Для этого рассматривается комплекс показателей, оказывающих влияние на кредитоспособность и надежность.

Мы, как российское рейтинговое агентство лучше знает специфику деятельности отечественных компаний. Однако наши методики принципиальных различий по сравнению с методиками международных агентств не имеют. Отличается, в сущности, только представление итогового результата: международные агентства ранжируют рейтинги, как по международной, так и по национальной шкалам. «Эксперт РА» пока использует одну шкалу, в которой представлены компании и банки из России, Казахстана, Украины, Прибалтики, Польши.

Рейтинги присваиваются не только компаниям и банкам, но и эмитированным ими облигациям. Такой рейтинг присваивается на срок действия облигационного займа и отражает способность компании отвечать по конкретным обязательствам (облигационный займ) до момента погашения.

Сравнивая рейтинги российских финансовых институтов, какие имеют более высокие рейтинги надежности? С чем это связано?

Достаточно большое количество и банков, и страховых компаний на российском рынке в настоящее время обладает высокой надежностью и соответствующими рейтингами.  При этом  класс А++ – высшая степень надежности – постоянно расширяется за счет страховых компаний. Причина не в том, что мы снижаем порог требований и лояльнее оцениваем риски. Просто на страховом рынке становится больше компаний, имеющих столь хорошие финансовые показатели, что их устойчивость и платежеспособность не вызывает никаких сомнений. Мы только рады подобному качественному росту рынка. Что касается лизинговых компаний, то они по сравнению с банками и страховщиками слегка «проседают». Причин много – менее развит рынок, больше неурегулированных проблем с законодательством (в частности в отношении налогов), финансовые показатели не столь стабильны и сбалансированы. Поэтому рейтинги лизинговых компаний оказываются ниже, чем рейтинги других финансовых институтов.

Оцените сегодняшнюю потребность в рейтинговании на российском финансовом рынке.

Потребность в рейтингах растет, и эта тенденция, на мой взгляд, будет только усиливаться. Рейтинг нужен для отношений с кредиторами и инвесторами, для участия в тендерах и конкурсах, при работе с клиентами  и партнерами, для PR и, наконец, в целях соответствия нормативам регулятора. В международной практике регулирования финансовых рынков рейтинги уже давно широко используются. Рейтинг надежности – универсальный инструмент оценки риска, очень удобен в условиях асимметрии информации и высоких транзакционных издержках оценки эмитентов и заемщиков. «Базель-2», нормативы инвестиционных вложений для институциональных инвесторов, системы дифференцированных отчислений при страховании банковских вкладов – это лишь некоторые примеры регулятивного применения кредитных рейтингов.

Министерство финансов РФ в августе 2005 года утвердило новые правила размещения страховых резервов. Изменения, в частности, коснулись лимита на величину банковских депозитов, принимаемых для покрытия резервов страховщиков. Согласно новым правилам, стоимость вкладов (депозитов),  в том числе удостоверенных  депозитными  сертификатами, в банках, имеющих рейтинг международных рейтинговых агентств «Стэндард энд Пурс», «Мудис Инвестор Сервис» и «Фитч Инк» не менее двух уровней от суверенного рейтинга Российской Федерации, но не ниже уровня ВВ-, Ва3 и ВВ- соответственно или рейтинг аналогичного уровня российских рейтинговых агентств» может составлять до 40% от суммарной величины страховых резервов. При этом стоимость вкладов (депозитов), в том числе удостоверенных  депозитными  сертификатами, в банках, не имеющих рейтинги, указанные в предыдущем пункте может составлять не более 20% от суммарной величины страховых резервов.

Какие показатели работы финансовых институтов являются определяющими при присвоении рейтинга?

В зависимости от отрасли, к которой принадлежит компания, на первый план рейтинговой оценки выходят различные факторы.  Оценка надежности страховой компании фактически разбивается на две отдельных процедуры: оценка платежеспособности, которая осуществляется на основе финансовых форм отчетности, и оценка финансовой устойчивости, в ходе которой мы анализируем множество показателей в рамках нескольких глобальных факторов. При анализе финансовой устойчивости факторы делятся на следующие разделы:

  • сбалансированность страхового портфеля;
  • развитость и устойчивость клиентской базы;
  • перестраховочная политика;
  • сбалансированность финансовых потоков;
  • инвестиционная политика и стратегия;
  • размерный фактор;
  • внешние факторы устойчивости;
  • состояние филиальной сети и географическая диверсификация;
  • срок работы компании на рынке, качество управления, репутация и деловой потенциал.

На рейтинг банка влияет оценка кредитных рисков, показателей ликвидности, кросс-мэтчинга активов и пассивов, уровня достаточности капитала с учетом риска активов, рыночное положение, качество системы риск-менеджмента, показатели работы с торговым и инвестиционным портфелями ценных бумаг, диверсификации активов, рентабельности деятельности, подверженности репутационному, операционным и рыночным рискам, выполнение нормативов и требований регуляторов и ряд других параметров. При выставлении рейтинга лизинговой компании мы обращаем внимание, как на финансовые соотношения, так и на особенности работы с клиентами, юридическую проработанность договоров, состав партнеров (поставщиков и банков), управление  и рыночные позиции.

Получение классического кредитного рейтинга – дело добровольное, поскольку компания  должна раскрыть перед специалистами агентства не только официальную бухгалтерскую отчетность и отчетность, предоставляемую в порядке надзора, но и значительный объем данных, до настоящего времени использовавшихся компаниями только для внутреннего пользования. Кроме того, компанией предоставляются дополнительные сведения в соответствие с разработанной агентством типовой анкетой. Сведения о компании, полученные в ходе проведения рейтинговой оценки, а также сам присвоенной рейтинг публикуются агентством исключительно с разрешения рейтингуемой компании (банка).

Следует отметить важный нюанс, который касается различия в подходе к рейтингованию страховщиков и всех других финансовых институтов. Страховые компании создают «квазифинансовый» долг в ходе своей операционной деятельности. Они, по сути, занимают деньги у страхователей в виде страховых премий, тем самым, эмитируя «квазидолговые» обязательства в виде страховых полисов, в которых они обязуются выплатить «квазикредиторам» (держателям полисов) определённые суммы в случае, если произойдёт страховой случай. Платежи, которые обязуется произвести страховщик, при этом представляются неопределёнными с точки зрения их объёма и времени осуществления и характеризуются вероятностными соотношениями. Таким образом, обязательства страховой компании можно четко разделить на 2 группы: 1) обязательства по страховым и перестраховочным договорам, 2) долговые обязательства

В отличие от долговых обязательств – будь то банковский кредит, облигационный займ или выданный вексель – страховые обязательства не являются безусловными обязательствами выплатить заранее оговоренную сумму. Соответственно, если банкам и другим финансовым институтам присваивается кредитный рейтинг, то страховым и перестраховочным компаниям присваивается рейтинг надежности, отражающий способность страховой компании отвечать, прежде всего, по своим страховым и перестраховочным обязательствам перед партнерами и клиентами. Учитываются и прочие обязательства, однако прогноз относительно их исполнения не оценивается как основной.

Какие факторы влияют на решение руководства компании пройти процедуру рейтингования?

Обычно руководство компаний и банков принимают решение о получении рейтинга, если собираются привлекать финансирование, в том числе выпуская облигации и путем IPO, если собираются расширять масштабы деятельности, работать с новыми клиентами и партнерами, если проводят PR-кампанию, реструктуризацию и выходят на зарубежные рынки

Компания и банк, начинающие рыночную экспансию не могут эффективно работать, не имея рейтинга надежности, т.к. это обязательный атрибут высокой репутации и признак транспарентности и открытости.

Были ли в вашей практике случаи, когда рейтингуемый был недоволен полученным результатом? Что делать в такой ситуации?

Да, такие случаи были в нашей практике. Если рейтингуемая компания не предоставит исчерпывающую информацию и контраргументы по выявленным агентством факторам риска – изменить рейтинг уже невозможно. Однако его можно не публиковать. Так поступали некоторые компании, которые впоследствии улучшали свои финансовые показатели и повышали рейтинг. Это естественный процесс – в таком случае мы выступаем как консультанты, сообщая компаниям о необходимости изменений в финансах и управлении компанией (банком), чтобы увеличить финансовую устойчивость и кредитоспособность. Приятно, что некоторые компании, руководствуясь нашими рекомендациями, стали более открытыми и серьезно улучшили финансовые результаты.

Материал предоставлен: Клерк.РУ

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru