Я видел крах проектов внедрения офисных баз данных - чужих и (увы!) своих. И из этих грустных наблюдений я сделал вывод: судьба проекта - в руках рядовых сотрудников, работающих с базой.
Если сотрудник сможет убедить руководство, что база данных замедляет его работу или делает ее менее качественной - он выносит смертный приговор проекту. Вот почему нужно очень внимательно прислушиваться к пожеланиям конечных пользователей. Причем следует помнить: зачастую руководитель дает ошибочное указание, а менеджер глаголет истину, и в этом нет парадокса - менеджер знает свой участок работы лучше, чем руководитель.
Именно этим объясняется необходимость тестирования программы сначала на одном менеджере, потом на всех, но в виде ознакомления, и только потом - внедрение. При такой схеме вы гарантированы от «акций протеста» - менеджер более спокойно относится к тому, что Вы не совсем попали в предметную область: над ним не висит жестокая необходимость бороться с программой, а «товарищей по несчастью» у него еще нет.
Работа на этапе внедрения
Котлы паровые зловеще гудят, От силы паров содрогаясь... Как тысячи змей пары те шипят, Из труб кое-где пробиваясь... (Из песни)
Я не случайно выше отметил, что месяц внедрения следует оплачивать, как два. На этот месяц Вы потеряны для семьи и общества. Потому что, по правде говоря, внедрение корпоративной базы данных - это управляемое ЧП на производстве.
На момент начала внедрения Вам необходимо подготовить руководство по работе с базой данных. С картинками! А еще Вы должны получить право писать инструкции по работе с базой. И то, и другое должно быть законом для сотрудников.
Сотрудники офиса так долго надеялись - авось обойдется! Авось руководство одумается! Не обошлось. Не одумалось. Придется работать с этой базой. И это повод все-таки приглядеться к Вашему детищу. И дать ряд пожеланий, без выполнения которых работа невозможно (и это действительно так).
На Вас (и, увы, на руководство) обрушится шквал эмоций. И не ждите, что Вам позвонят и сообщат: «когда я ввожу значение в поле ИмяПоля, выдается сообщение об ошибке Такое-То». Вам скажут: «Программа выдает фигню» (это вежливо!).
Очень образно эту ситуацию описывает Брукс: Из всех монстров, которыми наполнены кошмары нашего фольклора, самыми страшными являются оборотни, поскольку нас пугает неожиданное превращение того, что нам хорошо известно, в нечто ужасное. Мы ищем серебряные пули, которые могли бы волшебным образом уложить их наповал.
Хорошо знакомый программный проект весьма напоминает таких оборотней тем, что, будучи простым и невинным на вид, он может стать чудищем проваленных графиков работы, раздувшихся бюджетов и неработающих продуктов. И мы слышим отчаянные крики с просьбами дать серебряную пулю - нечто, способное снизить стоимость программных продуктов так же резко, как снизилась стоимость компьютеров.»
Глава 16, из которой взята эта цитата, называется «Серебряной пули нет». Так что мужайтесь.
Но пусть Вас утешает то, что Вы однажды почувствуете, что чего-то не хватает. И сообразите: что-то никто не жалуется на Вашу базу. Идет обычная работа, опытные пользователи Вашей базы (таковые уже появились) обучают новичков. И кто-нибудь вдруг скажет - спасибо Вам за программу! Это значит - проект будет жить, и надо идти в бухгалтерию за деньгами. И у теплого моря вы скажете: «Я сделал это!»
В добрый час !