Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ, от 16 ноября 1997 г. № 144-ФЗ, от 20 июля 2000 г. № 102-ФЗ, от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ)
Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья1.Государственная политика в области образования
Статья 2. Принципы государственной политики в областиобразования
Государственная политика в области образования основываетсяна следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации в областиобразования
1. Законодательство Российской Федерации в областиобразования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящийФедеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иныенормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иныенормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.
2. Федеральные законы в области образования, включаянастоящий Закон:
3. Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусоми компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативныеправовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РоссийскойФедерации в области образования не могут ограничивать права физических июридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в областиобразования.
4. Физические и юридические лица, нарушившие законодательствоРоссийской Федерации в области образования, несут ответственность в порядке,установленном законодательством Российской Федерации.
Статья4.Задачи законодательства Российской Федерации в области образования
Задачами законодательства Российской Федерации в областиобразования являются:
1) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней; 2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; 3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации; 4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.
1) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;
2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.
Статья5.Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в областиобразования
1. Гражданам РоссийскойФедерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола,расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения крелигии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям),возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностногоположения, наличия судимости.
Ограничения прав граждан на профессиональное образование попризнакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут бытьустановлены только законом.
2. Государство обеспечиваетгражданам право на образование путем создания системы образования исоответствующих социальноэкономических условий для получения образования.
3. Государство гарантируетгражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего,среднего (полного) общего образования и начального профессиональногообразования, а также на конкурсной основе бесплатность среднегопрофессионального, высшего профессионального и послевузовскогопрофессионального образования в государственных и муниципальных образовательныхучреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, еслиобразование данного уровня гражданин получает впервые.
4. Затраты на обучение гражданв платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющихгосударственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общегообразования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемыхгосударственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или вмуниципальном образовательном учреждении соответствующих типа и вида.
5. В целях реализации права наобразование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью иличастично несет расходы на их содержание в период получения ими образования.Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры иисточники устанавливаются федеральным законом.
6. Государство создаетгражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования,коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальныхпедагогических подходов.
7. Государство оказывает содействие в получении образованиягражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредствомпредоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии дляобучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендийустанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья6. Язык(языки) обучения
1. Общие вопросы языковой политики в области образованиярегулируются Законом РСФСР «О языках народов РСФСР».
2. Граждане Российской Федерации имеют право на получениеосновного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения впределах возможностей, предоставляемых системой образования.
Право граждан на получение образования на родном языкеобеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательныхучреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.
3. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание вобразовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями)образовательного учреждения и(или) уставом образовательного учреждения.
4. Государство в соответствии с международными договорамиРоссийской Федерации оказывает содействие представителям народов Российской Федерации, проживающим вне еетерритории, в получении ими основного общего образования на родном языке.
5. Во всех имеющих государственную аккредитациюобразовательных учреждениях, за исключением дошкольных, изучение русского языкакак государственного языка Российской Федерации регламентируетсягосударственными образовательными стандартами.
6. Вопросы изучения государственных языков республик всоставе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.
7. Государство оказывает содействие в подготовке специалистовдля осуществления образовательного процесса на языках народов РоссийскойФедерации, не имеющих своей государственности.
Статья 7. Государственные образовательные стандарты
1. В Российской Федерации устанавливаются государственныеобразовательные стандарты, включающие федеральный и национальнорегиональныйкомпоненты.
Российская Федерация в лице федеральных органовгосударственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральныекомпоненты государственных образовательных стандартов, определяющие вобязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательныхпрограмм, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровнюподготовки выпускников.
2. При реализации образовательных программ для обучающихся сотклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственныеобразовательные стандарты.
3. Порядок разработки, утверждения и введения государственныхобразовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации, заисключением случаев, предусмотренных законом.
4. Государственный образовательный стандарт основного общегообразования устанавливается федеральным законом.
5. Государственные образовательные стандарты разрабатываютсяна конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в десятьлет. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.
6. Государственные образовательные стандарты являются основойобъективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо отформ получения образования.
ГЛАВА II. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Статья8.Понятие системы образования
Система образования в Российской Федерации представляет собойсовокупность взаимодействующих:
Статья9.Образовательные программы
1. Образовательная программаопределяет содержание образования определенных уровня и направленности. ВРоссийской Федерации реализуются образовательные программы, которыеподразделяются на:
1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные).
1) общеобразовательные (основные и дополнительные);
2) профессиональные (основные и дополнительные).
2. Общеобразовательныепрограммы направлены на решение задач формирования общей культуры личности,адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанноговыбора и освоения профессиональных образовательных программ.
3. К общеобразовательнымотносятся программы:
1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования.
1) дошкольного образования;
2) начального общего образования;
3) основного общего образования;
4) среднего (полного) общего образования.
4. Профессиональныеобразовательные программы направлены на решение задач последовательногоповышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовкуспециалистов соответствующей квалификации.
5. К профессиональным относятсяпрограммы:
1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессионального образования; 4) послевузовского профессионального образования.
1) начального профессионального образования;
2) среднего профессионального образования;
3) высшего профессионального образования;
4) послевузовского профессионального образования.
6. Обязательный минимумсодержания каждой основной общеобразовательной программы или основнойпрофессиональной образовательной программы (по конкретной профессии,специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательнымстандартом.
7. Нормативные сроки освоенияосновных образовательных программ в государственных и муниципальныхобразовательных учреждениях определяются настоящим Законом и(или) типовымиположениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов илисоответствующим государственным образовательным стандартом.
Статья 10. Формы получения образования
1. С учетом потребностей и возможностей личностиобразовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательномучреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейногообразования, самообразования, экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
2. Для всех форм получения образования в пределах конкретнойосновной общеобразовательной или основной профессиональной образовательнойпрограммы действует единый государственный образовательный стандарт.
3. Перечни профессий и специальностей, получение которых вочно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, вчасти компетенции Российской Федерации устанавливаются Правительством РоссийскойФедерации.
Статья 11. Учредитель (учредители) образовательногоучреждения
1. Учредителем (учредителями) образовательного учреждения(далее — учредитель) могут быть:
1) органы государственной власти, органы местного самоуправления; 2) отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы); 3) отечественные и иностранные общественные и частные фонды; 4) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации; 5) граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
1) органы государственной власти, органы местного самоуправления;
2) отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);
3) отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
4) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;
5) граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
Допускается совместное учредительство образовательныхучреждений.
Изменение состава учредителей действующих государственных имуниципальных образовательных учреждений допускается в случаях, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации в области образования.
В случае реорганизации органов государственной власти,органов управления образованием и(или) органов местного самоуправления праваучредителя переходят к соответствующим правопреемникам.
2. Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов,реализующих военные профессиональные образовательные программы, может бытьтолько Правительство Российской Федерации.
Учредителем специального учебно-воспитательного учреждениязакрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным)поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти и(или)органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Отношения между учредителем и образовательным учреждениемопределяются договором, заключенным между ними в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
Статья11-1.Негосударственные образовательные организации
1. Негосударственные образовательные организации могутсоздаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданскимзаконодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.
2. Деятельность негосударственных образовательных организацийв части, не урегулированной настоящим Законом, регулируется законодательствомРоссийской Федерации.
Статья 12. Образовательные учреждения
1. Образовательным является учреждение, осуществляющееобразовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательныхпрограмм и(или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся,воспитанников.
2. Образовательное учреждение является юридическим лицом.
3. Образовательные учреждения по своиморганизационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными,негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозныхорганизаций (объединений).
Действие законодательства Российской Федерации в областиобразования распространяется на все образовательные учреждения на территорииРоссийской Федерации независимо от их организационноправовых форм иподчиненности.
4. К образовательным относятся учреждения следующих типов:
1) дошкольные; 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); 3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования взрослых; 5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; 6) учреждения дополнительного образования; 7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 8) учреждения дополнительного образования детей; 9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6) учреждения дополнительного образования;
7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
8) учреждения дополнительного образования детей;
9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
5. Деятельность государственных и муниципальных образовательныхучреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учрежденияхсоответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РоссийскойФедерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательныхучреждений.
Для негосударственных образовательных учреждений типовыеположения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.
6. Государственный статусобразовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения,определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых имобразовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.
7. Филиалы, отделения,структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенностиосуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числеиметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и другихкредитных организациях.
8. Образовательные учреждениявправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в томчисле с участием учреждений, предприятий и общественных организаций(объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развитияи совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами.Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединенийрегулируется законом.
9. Права и обязанностиучреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательствомРоссийской Федерации, распространяются и на общественные организации(объединения), основной уставной целью которых является образовательнаядеятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательныхпрограмм.
Статья 13. Устав образовательного учреждения
1. В уставе образовательного учреждения в обязательномпорядке указываются:
1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения; 2) учредитель; 3) организационно-правовая форма образовательного учреждения; 4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; 5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе: а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание; б) порядок приема обучающихся, воспитанников; в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения; г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников; д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; е) режим занятий обучающихся, воспитанников; ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе); з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и(или) их родителей (законных представителей); 6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части: а) использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательным учреждением; б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения; в) источников и порядка формирования собственности образовательного учреждения; г) осуществления предпринимательской деятельности; 7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе: а) компетенция учредителя; б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности; в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда; г) порядок изменения устава образовательного учреждения; д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения; 8) права и обязанности участников образовательного процесса; 9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;
2) учредитель;
3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;
4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;
5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание; б) порядок приема обучающихся, воспитанников; в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения; г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников; д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; е) режим занятий обучающихся, воспитанников; ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе); з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и(или) их родителей (законных представителей);
а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
б) порядок приема обучающихся, воспитанников;
в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и(или) их родителей (законных представителей);
6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:
а) использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательным учреждением; б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения; в) источников и порядка формирования собственности образовательного учреждения; г) осуществления предпринимательской деятельности;
а) использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательным учреждением;
б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
в) источников и порядка формирования собственности образовательного учреждения;
г) осуществления предпринимательской деятельности;
7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:
а) компетенция учредителя; б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности; в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда; г) порядок изменения устава образовательного учреждения; д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;
а) компетенция учредителя;
б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;
в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;
г) порядок изменения устава образовательного учреждения;
д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;
8) права и обязанности участников образовательного процесса;
9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, неурегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается имсамостоятельно и утверждается его учредителем.
3. При необходимости регламентации указанных в настоящейстатье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актамипоследние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательногоучреждения.
4. Локальные акты образовательного учреждения не могутпротиворечить его уставу.
Статья 14. Общие требования к содержаниюобразования
1. Содержание образования является одним из факторовэкономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
2. Содержание образования должно обеспечивать:
3. Профессиональное образованиелюбого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии исоответствующей квалификации.
4. Содержание образования должно содействоватьвзаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой,национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитыватьразнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации праваобучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
5. Содержание образования в конкретном образовательном учрежденииопределяется образовательной программой (образовательными программами),разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждениемсамостоятельно.
Государственные органы управления образованием обеспечиваютразработку на основе государственных образовательных стандартов примерныхобразовательных программ.
6. Образовательное учреждение в соответствии со своимиуставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательныепрограммы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорнойоснове) за пределами определяющих его статус образовательных программ.
7. Военная подготовка в гражданских образовательныхучреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласияобучающихся и(или) их родителей (законных представителей) за счет средств исилами заинтересованного ведомства.
8. Образовательное учреждение при реализации образовательныхпрограмм использует возможности учреждений культуры.
Статья 15. Общие требования к организацииобразовательного процесса
1. Организация образовательного процесса в образовательномучреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержанияобразовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годамобучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий,разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованиемобеспечивают разработку примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин.
2. Органы государственной власти, органы управленияобразованием и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план иучебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения,за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системыоценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
4. Освоение образовательных программ основного общего,среднего (полного) общего и всех видов профессионального образованиязавершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
5. Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций иобъективный контроль качества подготовки выпускников по завершении каждогоуровня образования обеспечиваются государственной аттестационной службой,независимой от органов управления образованием, в соответствии сгосударственными образовательными стандартами.
6. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается наоснове уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников,педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению кобучающимся, воспитанникам не допускается.
7. Родителям (законным представителям) несовершеннолетнихобучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления сходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемостиобучающихся.
Статья16.Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения
1. Порядок приема граждан в образовательные учреждения вчасти, не урегулированной настоящим Законом, определяется учредителем изакрепляется в уставе образовательного учреждения.
Учредитель устанавливает порядок приема в государственные имуниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего,основного общего, среднего (полного) общего и начального профессиональногообразования, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на даннойтерритории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.
2. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнееобязано ознакомить его и(или) его родителей (законных представителей) с уставомобразовательного учреждения и другими документами, регламентирующимиорганизацию образовательного процесса.
3. Прием граждан в государственные и муниципальныеобразовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшегопрофессионального и послевузовского профессионального образования производитсяна конкурсной основе по заявлениям граждан.
Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав гражданна образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленныхграждан к освоению образовательной программы соответствующего уровня.
Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительныхэкзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднегопрофессионального и высшего профессионального образования принимаютсядети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также инвалиды I и IIгрупп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии непротивопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.
Статья 17. Реализация общеобразовательных программ
1. Общеобразовательныепрограммы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательныхучреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общегообразования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательныхучреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, вобразовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей (законных представителей).
2. Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников.
3. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.
4. Обучающиеся на ступениначального общего и основного общего образования, не освоившие программуучебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам,по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторноеобучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числомобучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения илипродолжают обучение в форме семейного образования.
Обучающиеся на указанных ступенях образования, имеющие поитогам учебного года академическую задолженность по одному предмету,переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидациюобучающимися академической задолженности в течение следующего учебного годавозлагается на их родителей (законных представителей).
Перевод обучающегося вследующий класс в любом случае производится по решению органа управленияобразовательного учреждения.
5. Обучающиеся, не освоившиеобразовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению наследующей ступени общего образования.
Статья 18. Дошкольное образование
1. Родители являются первымипедагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного иинтеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
2. Государство гарантируетфинансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детскоговозраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольногообразовательного учреждения для всех слоев населения.
3. Для воспитания детейдошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психическогоздоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекциинарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольныхобразовательных учреждений.
4. Отношения между дошкольнымобразовательным учреждением и родителями (законными представителями)регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленныезаконом права сторон.
5. Органы местного самоуправления организуют и координируютметодическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающимдетей дошкольного возраста на дому.
Статья19.Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование
1. Общее образование включает в себя три ступени,соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основноеобщее, среднее (полное) общее образование.
2. Возраст, с которого допускается прием граждан, ипродолжительность их обучения на каждой ступени образования определяютсяуставом образовательного учреждения.
3. Основное общее образование и государственная (итоговая)аттестация являются обязательными.
4. Требование обязательности основного общего образованияприменительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения имвозраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было полученообучающимся ранее.
5. Предельный возрастобучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательномучреждении по очной форме обучения — восемнадцать лет. Для категорийобучающихся, указанных в пунктах 10 - 12 статьи 50 настоящего Закона,предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен.
6. Посогласию родителей (законных представителей) и местного органа управленияобразованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставитьобщеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования.
7. По решению органа управления образовательного учрежденияза совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения уставаобразовательного учреждения допускается исключение из данного образовательногоучреждения обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет. Решение обисключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законныхпредставителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства.
Об исключении обучающегося из образовательного учрежденияпоследнее обязано в трехдневный срок проинформировать органы местногосамоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителями(законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры,обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другомобразовательном учреждении.
8. Общеобразовательные учреждения по договорам и совместно спредприятиями, учреждениями, организациями могут проводить профессиональнуюподготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных)образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) науказанный вид деятельности. Начальная профессиональная подготовка проводитсятолько с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).
Статья20.Реализация профессиональных образовательных программ
1. Профессиональные образовательные программы, в том числедля обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и инвалидов,реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, в томчисле в специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников сотклонениями в развитии.
Образовательные учрежденияпрофессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, реализуютуказанные образовательные программы соответствующего уровня в целях подготовкиработников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистовсоответствующего уровня согласно перечням прго другого профессиональногообразования не может служить основанием для отказа в приеме граждан вобразовательное учреждение профессионального образования.
Статья 21. Профессиональная подготовка
1. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренноеприобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определеннойработы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышениемобразовательного уровня обучающегося.
2. Государство в необходимых случаях создает лицам, неимеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональнойподготовки.
3. Профессиональная подготовка может быть получена вобразовательных учреждениях начального профессионального образования и другихобразовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах,учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также вобразовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, ив порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию иимеющих соответствующие лицензии.
Статья 22. Начальное профессиональное образование
1. Начальное профессиональное образование имеет цельюподготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всемосновным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основногообщего образования.
По отдельным профессиям начальное профессиональноеобразование может базироваться на среднем (полном) общем образовании.
2. Начальное профессиональное образование может быть полученов образовательных учреждениях начального профессионального образования(профессионально-технических и иных училищах данного уровня).
Статья23.Среднее профессиональное образование
1. Среднее профессиональное образование имеет цельюподготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности вуглублении и расширении образования на базе основного общего, среднего(полного) общего или начального профессионального образования.
2. Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальноепрофессиональное образование соответствующего профиля, получают среднеепрофессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
3. Среднее профессиональное образование может быть получено вобразовательных учреждениях среднего профессионального образования (среднихспециальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательныхучреждений высшего профессионального образования.
4. Образовательное учреждение среднего профессиональногообразования может реализовывать образовательные программы начальногопрофессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
Статья24.Высшее профессиональное образование
1. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовкуи переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворениепотребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего(полного) общего, среднего профессионального образования.
2. Высшее профессиональное образование может быть получено вобразовательных учреждениях высшего профессионального образования (высшихучебных заведениях).
3. Лица, имеющие начальное профессиональное образованиесоответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование посокращенным ускоренным программам.
4. Лица, имеющие среднее профессиональное образованиесоответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование посокращенным ускоренным программам.
Статья 25. Послевузовское профессиональноеобразование
1. Послевузовское профессиональное образование предоставляетгражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогическойквалификации на базе высшего профессионального образования.
2. Послевузовское профессиональное образование может бытьполучено в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре, создаваемых в образовательныхучреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.
Статья 26. Дополнительное образование
1. Дополнительные образовательные программы и дополнительныеобразовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворенияобразовательных потребностей граждан, общества, государства.
В пределах каждого уровня профессионального образования основнойзадачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификациирабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованиемобразовательных стандартов.
2. К дополнительным образовательным программам относятсяобразовательные программы различной направленности, реализуемые:
Статья 27. Документы об образовании
1. Образовательное учреждение в соответствии с лицензиейвыдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующемобразовании и(или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документовопределяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяютсяпечатью образовательного учреждения.
2. Образовательные учреждения, имеющие государственнуюаккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) ипрофессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговуюаттестацию, документы государственного образца об уровне образования и(или)квалификации.
3. Гражданам, завершившим послевузовское профессиональноеобразование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупностинаучных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующийдокумент.
4. Документ государственного образца о соответствующем уровнеобразования является необходимым условием для продолжения обучения вгосударственном или муниципальном образовательном учреждении последующегоуровня образования, если иное не предусмотрено уставом соответствующегообразовательного учреждения.
Указанные в документах о начальном профессиональном, среднемпрофессиональном, высшем профессиональном образовании квалификации и вдокументах о послевузовском профессиональном образовании ученые степени даютправо их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числезанимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательныеквалификационные требования к соответствующему образовательному цензу.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующиеобразовательные уровни (образовательные цензы):
1) основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование; 6) послевузовское профессиональное образование.
1) основное общее образование;
2) среднее (полное) общее образование;
3) начальное профессиональное образование;
4) среднее профессиональное образование;
5) высшее профессиональное образование;
6) послевузовское профессиональное образование.
6. Лицам, не завершившимобразование данного уровня, выдается справка установленного образца.
ГЛАВА III. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 28. Компетенция РоссийскойФедерации в области образования
В области образования ведениюРоссийской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти иорганов управления образованием подлежат:
1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования; 2) правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции; 3) разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей, в том числе вопросы содействия организации образования на языках народов Российской Федерации в иных государствах; 4) формирование федеральных государственных органов управления образованием, а также ведомственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов; 5) согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов; 6) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений; 7) установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование; 8) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений федерального подчинения, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений, создание независимой от органов управления образованием государственной системы аттестационно-диагностических центров (государственной аттестационной службы); 9) организация и координация материально-технического обеспечения Федеральной программы развития образования и иных целевых федеральных программ в области образования; 10) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях; 11) установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений; 12) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием; 13) регулирование трудовых отношений, установление норм труда и федеральных нормативов его оплаты в образовательных учреждениях; 14) установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и эквивалентности документов об образовании на территории Российской Федерации, нострификация на территории Российской Федерации документов об образовании иностранных государств; 15) ежегодное установление доли федерального дохода,направляемой на финансирование образования. Формирование федерального бюджета в части расходов на образование, федеральных фондов развития образования; 16) установление: налоговых льгот, стимулирующих развитие образования; федеральных нормативов финансирования образования обучающихся, воспитанников; порядка финансирования образовательных учреждений; обязательных на территории Российской Федерации минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений, соответствующих профессиональноквалификационных групп и работников государственных органов управления образованием; льгот различным категориям обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников; порядка предоставления гражданам и погашения ими личного государственного образовательного кредита; образовательного ценза педагогических работников; федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; 17) прямое финансирование образовательных учреждений федерального подчинения, если иной порядок не предусмотрен типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов; 18) информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка в пределах своей компетенции примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин, организация издания учебной литературы и производства учебных пособий. Создание единой для Российской Федерации системы информации в области образования; 19) организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием; 20) контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов; 21) установление и присвоение государственных наград и почетных званий работникам образования; 22) издание нормативных документов в пределах своей компетенции; 23) лицензирование образовательных учреждений по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выдача лицензии на право ведения образовательной деятельности по указанным программам.
1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования;
2) правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;
3) разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей, в том числе вопросы содействия организации образования на языках народов Российской Федерации в иных государствах;
4) формирование федеральных государственных органов управления образованием, а также ведомственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов;
5) согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;
6) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;
7) установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
8) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений федерального подчинения, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений, создание независимой от органов управления образованием государственной системы аттестационно-диагностических центров (государственной аттестационной службы);
9) организация и координация материально-технического обеспечения Федеральной программы развития образования и иных целевых федеральных программ в области образования;
10) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;
11) установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;
12) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием;
13) регулирование трудовых отношений, установление норм труда и федеральных нормативов его оплаты в образовательных учреждениях;
14) установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и эквивалентности документов об образовании на территории Российской Федерации, нострификация на территории Российской Федерации документов об образовании иностранных государств;
15) ежегодное установление доли федерального дохода,направляемой на финансирование образования. Формирование федерального бюджета в части расходов на образование, федеральных фондов развития образования;
16) установление:
17) прямое финансирование образовательных учреждений федерального подчинения, если иной порядок не предусмотрен типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;
18) информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка в пределах своей компетенции примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин, организация издания учебной литературы и производства учебных пособий. Создание единой для Российской Федерации системы информации в области образования;
19) организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием;
20) контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
21) установление и присвоение государственных наград и почетных званий работникам образования;
22) издание нормативных документов в пределах своей компетенции;
23) лицензирование образовательных учреждений по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выдача лицензии на право ведения образовательной деятельности по указанным программам.
Статья29.Компетенция субъектов Российской Федерации в области образования
В ведении субъектов Российской Федерации в областиобразования находятся:
1) определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования; 2) законодательство субъектов Российской Федерации в области образования; 3) определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений; 4) осуществление федеральной политики в области образования, финансовое подкрепление государственных гарантий доступности и обязательности основного общего образования путем выделения субвенций местным бюджетам; 5) разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей; 6) формирование государственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием); 7) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование образовательных учреждений, за исключением лицензирования на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 8) установление национально-религиозных компонентов государственных образовательных стандартов; 9) формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования; 10) установление местных налогов и сборов на цели образования; 11) установление республиканских, региональных нормативов финансирования образования; 12) организация финансирования местных органов управления образованием и образовательных учреждений, оказание им посреднических услуг в части материально-технического обеспечения; 13) установление дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; 14) установление дополнительных к федеральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников; 15) информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация издания учебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин; 16) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников; 17) обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов; 18) издание нормативных документов в пределах своей компетенции.
1) определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования;
2) законодательство субъектов Российской Федерации в области образования;
3) определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;
4) осуществление федеральной политики в области образования, финансовое подкрепление государственных гарантий доступности и обязательности основного общего образования путем выделения субвенций местным бюджетам;
5) разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;
6) формирование государственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием);
7) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование образовательных учреждений, за исключением лицензирования на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
8) установление национально-религиозных компонентов государственных образовательных стандартов;
9) формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;
10) установление местных налогов и сборов на цели образования;
11) установление республиканских, региональных нормативов финансирования образования;
12) организация финансирования местных органов управления образованием и образовательных учреждений, оказание им посреднических услуг в части материально-технического обеспечения;
13) установление дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
14) установление дополнительных к федеральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников;
15) информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация издания учебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин;
16) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников;
17) обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов;
18) издание нормативных документов в пределах своей компетенции.
Статья30.Порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием
1. Установленная статьями 28 и 29 настоящего Законакомпетенция в области образования федеральных органов государственной власти,федеральных органов управления образованием и органов государственной властисубъектов Российской Федерации является исчерпывающей и не может быть измененаиначе как законом.
2. Разграничение компетенции в области образования междуфедеральными органами законодательной и исполнительной власти в областиобразования определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерациизаконом, регулирующим деятельность Правительства Российской Федерации.
3. Разграничение компетенции в области образования междуфедеральными органами исполнительной власти определяется ПравительствомРоссийской Федерации.
4. Разграничение компетенции в области образования междуорганами законодательной и исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, а также между их органами регулируется законодательством субъектовРоссийской Федерации.
5. Федеральные и ведомственные государственные органыуправления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрениювопросы, отнесенные настоящим Законом к компетенции органов управленияобразованием субъектов Российской Федерации и местных органов управленияобразованием, за исключением случаев, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации и касающихся обеспечения государственной и общественной безопасности, охраны здоровья исанитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав и свободграждан.
6. Федеральные государственные органы управления образованиемвправе в пределах своей компетенции инспектировать на территории РоссийскойФедерации любые образовательные учреждения и любой орган управленияобразованием в порядке надзора, а также могут предоставлять это право другимгосударственным органам управления образованием.
Статья 31. Компетенция органов местногосамоуправления в области образования
1. Органы местногосамоуправления ответственны за:
2. К исключительной компетенциив области образования органов местного самоуправления относятся:
1) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования; 2) формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования; 3) обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения; 4) регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования; 5) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; 6) создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления образованием и(или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием; 7) назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления; 8) строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; 9) контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями; 10) использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования; 11) установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования.
1) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;
2) формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;
3) обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;
4) регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования;
5) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
6) создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления образованием и(или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием;
7) назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;
8) строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
9) контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями;
10) использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;
11) установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования.
3. Разграничение компетенции вобласти образования между муниципальными образованиями, территория одного изкоторых является частью территории другого, регулируется в порядке,установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
4. Разграничение компетенции вобласти образования между органами местного самоуправления регулируется впорядке, установленном уставом (положением) органов местного самоуправления.
5. Местные (муниципальные)органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своемурассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции государственных органовуправления образованием.
Статья 32. Компетенция и ответственностьобразовательного учреждения
1. Образовательное учреждениесамостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановкекадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах,установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением обобразовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставомобразовательного учреждения.
2. К компетенцииобразовательного учреждения относятся:
1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; 2) привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом данного образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование банковского кредита; 3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств; 4) подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации; 5) организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса; 6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов; 7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин; 8) разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков; 9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей; 10) установление ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательного учреждения в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами; 11) установление надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения, порядка и размеров их премирования; 12) разработка и принятие устава образовательного учреждения; 13) разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов; 14) самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и настоящим Законом; 15) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации; 16) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона; 17) контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления; 18) обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных; 19) создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; 20) содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений; 21) координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом; 22) осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной уставом образовательного учреждения.
1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;
2) привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом данного образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование банковского кредита;
3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
4) подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;
5) организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;
6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;
7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;
8) разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков;
9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
10) установление ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательного учреждения в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами;
11) установление надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения, порядка и размеров их премирования;
12) разработка и принятие устава образовательного учреждения;
13) разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов;
14) самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и настоящим Законом;
15) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации;
16) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона;
17) контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
18) обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных;
19) создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
20) содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;
21) координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом;
22) осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной уставом образовательного учреждения.
3. Образовательное учреждениенесет в установленном законодательствомРоссийской Федерации порядке ответственность за:
1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; 2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников; 3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; 4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; 5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;
3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;
4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья 33. Порядок создания и регламентациидеятельности образовательного учреждения
1. Образовательное учреждениесоздается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченныморганом в заявительном порядке в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.
2. В регистрацииобразовательного учреждения не может быть отказано по мотивамнецелесообразности. Отказ в регистрации, а также уклонение от нее могут бытьобжалованы учредителем в суд. Исковое заявление учредителя подлежитрассмотрению в суде в месячный срок.
3. Для регистрацииобразовательного учреждения учредитель представляет заявление на регистрацию,решение учредителя о создании образовательного учреждения или соответствующийдоговор учредителей, устав образовательного учреждения, документ об уплатегосударственной регистрационной пошлины.
4. Уполномоченный орган вмесячный срок производит регистрацию образовательного учреждения,