АГ «РАДА» /
Предновогодние хлопоты – занятие приятное. Фирмыукрашают витрины, проводят всевозможные рекламные акции и дарят подаркипокупателям. А на самих предприятиях организуются праздничные банкеты.Для бухгалтера важно правильно отразить такие расходы в учете. Об этомнаша статья.
Украшаем витрины
От оформления витрины во многом зависит успешнаяторговля магазина. А перед Новым годом, когда покупательский ажиотаждостигает предела, это особенно важно. Поэтому многие магазины нескупятся на расходы для праздничного оформления. И правильно делают.Дело в том, что они учитываются при расчете налога на прибыль в полномобъеме как рекламные расходы (п. 4 ст. 264 НК). В бухучете расходы наукрашение витрины также списываются на затраты в полной сумме.
Отметим, что реклама – это информация о фирме, еетоварах, услугах, идеях и начинаниях, которая формирует илиподдерживает к ним интерес, способствует их реализации. Кроме того,рекламная информация распространяется в любой форме и с помощью любыхсредств и предназначена для неопределенного круга лиц.
Пример
ООО «Спутник» использовало для праздничного оформлениявитрины новогодние игрушки и гирлянды. Стоимость украшений составила3000 руб., в том числе НДС – 500 руб. Они были оплачены по безналичномурасчету. Налог на рекламу фирма платит по ставке 5 процентов.
Бухгалтер ООО «Спутник» в учете сделал следующие проводки:
Дебет 10 Кредит 60
– 2500 руб. (3000 – 500) – оприходованы новогодние игрушки и гирлянды;
Дебет 19 Кредит 60
– 500 руб. – отражен НДС;
Дебет 60 Кредит 51
– 3000 руб. – оплачены украшения;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 500 руб. – принят к вычету НДС;
Дебет 44 Кредит 10
– 2500 руб. – включена в состав расходов на рекламу стоимость украшений;
Дебет 90-2 Кредит 44
– 2500 руб. – включены в себестоимость расходы на оформление витрины;
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на рекламу»
– 125 руб. (2500 руб. х 5%) – начислен налог на рекламу.
В налоговом учете облагаемая прибыль фирмы также уменьшится на 2500 руб.
–конец примера–
Рекламируем товар
Однако красочно оформленной витрины для максимальногопривлечения покупателей недостаточно. Поэтому фирмы используютразличные виды рекламы. Самая эффективная из них – пропаганда своихтоваров в средствах массовой информации. Например, в печатных изданиях,по радио и телевидению или в интернете. Затраты на размещение такойрекламы в полном объеме можно учесть при расчете налога на прибыль.
Заметим, что реклама в средствах массовой информации,как правило, оплачивается авансом. А ее размещение происходит по меревыхода в свет печатных изданий или по мере появления рекламных роликовна радио и телевидении. Поэтому при методе начисления в налоговом учететакие расходы нужно отражать после фактического выхода рекламы.
ООО «Премьер» заключило 24 ноября 2003 года договор средакцией журнала о размещении рекламных объявлений. Журнал выходит двараза в месяц. Содержание рекламы включает поздравление с Новым годом иприглашение за покупками в магазины фирмы «Премьер». Также в объявленииуказаны адреса магазинов и некоторые из предлагаемых товаров.
Согласно договору, реклама должна быть напечатана вдвух декабрьских номерах журнала. Они выходят соответственно 8 и 22декабря. Стоимость размещения в одном номере – 11 000 руб., в том числеНДС – 1000 руб. Таким образом, общая стоимость рекламы составила 22 000руб., в том числе НДС – 2000 руб. Эту сумму фирма авансом перечислила24 ноября 2003 года. При расчете налога на прибыль «Премьер» применяетметод начисления. Ставка налога на рекламу в регионе равна 5 процентам.Его величина составит:
20 000 руб. х 5% = 1000 руб.
Бухгалтер ООО «Премьер» сделал в учете следующие проводки:
24 ноября
Дебет 60 субсчет «Авансы выданные» Кредит 51
– 22 000 руб. – перечислена предоплата за рекламу;
8 и 22 декабря
Дебет 44 Кредит 60
– 10 000 руб. (11 000 – 1000) – учтена стоимость вышедшей рекламы;
– 1000 руб. – отражен НДС;
Дебет 60 Кредит 60 субсчет «Авансы выданные»
– 11 000 руб. – зачтен аванс;
– 1000 руб. – принят к вычету НДС по вышедшей рекламе;
31 декабря
– 20 000 руб. (10 000 + 10 000) – включена в себестоимость стоимость рекламных расходов;
– 1000 руб. – начислен налог на рекламу.
В налоговом учете фирма отразила стоимость опубликованных объявлений в сумме 20 000 руб. в составе прочих расходов декабря.
Обратите внимание: если фирма использует кассовыйметод, затраты на рекламу можно включить в расходы сразу же после ихоплаты. Об этом сказано в статье 273 Налогового кодекса.
Подарки покупателям
Еще один из способов привлечения покупателей – раздачаподарков. Обычно в этих целях используются мелкие безделушки илизалежавшийся товар. Также фирмы могут проводить различные праздничныеконкурсы, викторины и соревнования, победителям которых выдаются призы.
Для включения стоимости подарков в расходы при расчетеоблагаемой налогом прибыли фирма должна подтвердить их рекламныйхарактер. В этих целях необходимо оформить документы, предусматривающиераздачу подарков в ходе рекламной кампании. Например, это может бытьутвержденный директором план проведения рекламной акции. Это документпроизвольной формы. Составить его можно так:
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель
Директор
(должность)
Авдеев
/ Авдеев Е.Н. /
(подпись)
(расшифровка подписи)
М. П.
ЗАО «Комета»
28 ноября 2003 года
План проведения новогодних рекламных мероприятий
В период с 1 декабря 2003 года по 15 января 2004 года включительно провести на фирме следующие рекламные мероприятия:
1. Предоставить всем покупателям дополнительную новогоднюю скидку на все товары в размере 10 процентов.
2. Предусмотреть подарки всем покупателям, купившимтовары на сумму более 2000 рублей (с учетом скидки). Подарокпредоставляется по выбору покупателя согласно перечню.
Приложение: перечень подарков.
Начальник рекламного отдела Новиков / Новиков П.О. /
В налоговом учете такие затраты не входят в переченьрекламных расходов, которые в полной сумме уменьшают облагаемуюприбыль. Поэтому их можно учесть только в пределах одного процента отвыручки. На это указано в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса.
Если подарки выдаются в рамках рекламной кампании, то вбухучете их стоимость в полном размере относится на расходы на продажи.При этом в учете делается проводка:
Дебет 44 Кредит 10 (41, 43…)
– списана стоимость подарков для рекламной кампании.
Обратите внимание: если фирма раздает своим покупателямподарки, последние получают доход в натуральной форме. Но фирма несможет удержать налог, так как подарок выдан не деньгами, а вещью. Аперечислить НДФЛ за одаряемого предприятие не вправе (п. 9 ст. 226 НК).
В этом случае Налоговый кодекс предписывает фирме вмесячный срок после вручения подарка уведомить налоговую инспекцию оневозможности удержать налог. Однако НДФЛ относится к адресным илиперсональным налогам. Это означает, что удержать его можно только в томслучае, если удастся установить конкретного получателя дохода. В то жевремя при рекламной раздаче подарков и призов это, как правило, сделатьзатруднительно. А раз так, то и удерживать налог на доходы физлиц не ского и сообщать налоговикам не на кого.
ООО «Комета» при проведении в декабре рекламной акциираздало покупателям 200 образцов своей продукции себестоимостью 400руб. Проведение рекламной акции предусмотрено планом. Общая величинарекламных затрат составила:
200 шт. х 400 руб. = 80 000 руб.
Аналогичные расходы фирмы за 2003 год равны 200 000руб. Выручка предприятия за весь год составила 30 000 000 руб. (безучета налогов). Величина рекламных расходов, которую можно учесть прирасчете налога на прибыль, составит:
30 000 000 руб. х 1% = 300 000 руб.
Эта сумма больше 280 000 руб. (200 000 + 80 000).Поэтому налог на прибыль уменьшат все затраты фирмы на рекламу. Налогна рекламу в регионе равен 5 процентам. Его сумма была посчитана так:
80 000 руб. х 5% = 4000 руб.
Бухгалтер ООО «Комета» в учете сделал такие записи:
Дебет 44 Кредит 43
– 80 000 руб. – списана стоимость готовой продукции, розданной покупателям;
– 80 000 руб. – включена в себестоимость стоимость рекламных расходов;
– 4000 руб. – начислен налог на рекламу.
Расходы на банкет
Новогоднее настроение важно создать не толькопокупателям, но и своим сотрудникам. Проведение праздничного банкета засчет фирмы – прекрасная возможность это сделать.
Расходы на увеселительное мероприятие можно оформитьразличными способами. Но выгоднее всего представить его как рекламнуюакцию (например, презентация новой продукции) или оформить какпредставительские расходы. Дело в том, что таким образом затраты напроведение банкета можно будет учесть при расчете налога на прибыль.Правда, только в пределах норм. Напомним, что для рекламных затрат онисоставляют 1 процент от выручки, а для представительских – 4 процентаот фонда оплаты труда. Аналогично рассчитываются и суммы НДС, которыеможно поставить к вычету.
Обратите внимание: налоговики считают, что стоимостьспиртного нельзя включить в представительские расходы (см. письмо УМНСпо Санкт-Петербургу от 7 марта 2003 г. № 02-05/4803). Однако Налоговыйкодекс подобных требований не содержит. В пункте 2 статьи 264 этогодокумента сказано, что в представительские расходы помимо прочеговключаются затраты на проведение официальных приемов (завтраков, обедови т. п.). А какой же официальный прием без спиртного?
ООО «Метеор» организует для своих сотрудниковпредновогодний банкет. Расходы на это мероприятие фирма решила оформитькак представительские расходы. Для этого руководитель фирмы издал такойприказ:
ООО «Метеор»
Приказ
№ 25
26 декабря 2003 г.
Приказываю:
1. Организовать 29 декабря 2003 года официальный прием делегации ЗАО «Полет» по программе согласно приложению.
2. Назначить ответственным за проведение приема исполнительного директора Федорову Ольгу Алексеевну.
3. Обязать Федорову Ольгу Алексеевну представить отчет о проведении приема не позднее 12 января 2004 года.
Приложение: программа приема.
Генеральный директор ООО «Метеор» Привалов / Привалов Н.Г. /
Для оплаты расходов на обед сотруднику фирмы Сидоровубыло выдано под отчет 20 000 руб. Затраты на проведение банкетасоставили 15 000 руб. (в том числе НДС – 1000 руб.). Другихпредставительских расходов в 2003 году у «Метеора» не было. Годовойфонд оплаты труда на фирме равен 1 200 000 руб. Сумма представительскихрасходов, уменьшающая налог на прибыль, была посчитана так:
1 200 000 руб. х 4% = 48 000 руб.
Эта сумма больше 14 000 руб. (15 000 – 1000), поэтому представительские расходы можно учесть в полном объеме.
В учете фирмы были сделаны проводки:
Дебет 71 Кредит 50
– 20 000 руб. – выданы подотчетные деньги Сидорову;
Дебет 44 Кредит 71
– 14 000 руб. – учтены представительские расходы;
Дебет 19 Кредит 71
– 1000 руб. – принят к вычету НДС;
Дебет 50 Кредит 71
– 5000 руб. (20 000 – 15 000) – возвращены Сидоровым в кассу неистраченные подотчетные деньги;
– 14 000 руб. – представительские расходы включены в себестоимость.
При расчете налога на прибыль расходы фирмы также увеличатся на 14 000 руб.
Подарки сотрудникам
Сотрудникам будет вдвойне приятно, если на новогоднембанкете им будут вручены подарки. Жаль, что такие расходы неучитываются при расчете налога на прибыль. Об этом сказано в пункте 16статьи 270 Налогового кодекса. А вот в бухучете они признаютсявнереализационными и отражаются проводкой:
Дебет 91-2 Кредит 10 (41, 43…)
– списана стоимость подарков работникам.
Таким образом, в учете образуется постоянная разница, что приводит к образованию постоянного налогового обязательства.
Обратите внимание: безвозмездная передача сотрудникамтоваров облагается НДС. Налоговая база при этом определяется исходя изрыночных цен без учета НДС и налога с продаж. Кроме того, стоимостьподарков учитывается и при расчете НДФЛ (п. 1 ст. 211 НК). Этим налогомоблагаются подарки, чья рыночная стоимость превышает 2000 рублей. Наэто указано в пункте 28 статьи 217 Налогового кодекса.
Торговая фирма ЗАО «Сириус» подарила каждому из своих20 работников к Новому году косметические наборы. Их покупная стоимостьравна 320 руб., а продажная (она же рыночная) – 400 руб. (без учетаналогов). Общие расходы на выдачу подарков составили:
– по рыночным ценам – 8000 руб. (400 руб. х 20 шт.);
– по покупным ценам – 6400 руб. (320 руб. х 20 шт.).Эти затраты в полном объеме признаются в бухучете и не учитываются прирасчете налога на прибыль.
Таким образом, постоянное налоговое обязательство составило:
6400 руб. х 24% = 1536 руб.
Сумму НДС к уплате бухгалтер «Сириуса» рассчитал так:
8000 руб. х 20% = 1600 руб.
Рыночная стоимость одного набора с учетом всех налоговсоставляет 504 руб. В течение года других подарков сотрудники неполучали. Так как 504 руб. меньше 2000 руб., с работников не нужноудерживать налог на доходы физлиц.
Бухгалтер «Сириуса» сделал в учете такие проводки:
Дебет 91-2 Кредит 41
– 6400 руб. – списана стоимость товаров, переданных работникам;
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 1600 руб. – начислен НДС;
Дебет 91 субсчет «Постоянные разницы» Кредит 91-2
– 6400 руб. – отражена постоянная разница;
Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 1536 руб. – отражено постоянное налоговое обязательство.
Р.А. Фролов, редактор-эксперт АГ «РАДА»