АКДИ "Экономика и жизнь" /
АЛЕКСАНДР ЧМЕЛЕВ, юрист
МЕСТА ДЕКЛАРИРОВАНИЯ
В связи со вступлением в силу нового Таможенного кодекса России хотелось бы еще раз остановиться на наиболее значимых изменениях. Ознакомившись с отдельными статьями юристов, освещающих положения нового ТК РФ (далее - ТК-2004), хотелось бы обратить внимание на то, что некоторые новеллы закона ими раскрываются неполно, без учета всей совокупности норм, которые можно встретить в новом нормативно-правовом акте. Рассматривая регламентацию порядка декларированияпри перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, специалистыотмечают обычно только то, что в таких случаях таможенная декларация может бытьподана любому таможенному органу, правомочному ее принять. Данная норма нашласвое отражение в п. 1 ст. 125 ТК-2004 и если ее выделить из общего контекстаправового акта, то она напомнит многим участникам внешнеэкономической деятельностио произошедшей революции в порядке декларирования товаров. Однако после анализа п. 1 ст. 129 ТК-2004 можносделать вывод о том, что положение п. 1 ст. 125 ТК-2004 может быть примененотолько в случае вывоза товаров за территорию России (то есть обычно при заявлениирежима экспорта), что, на наш взгляд, полнее освещает вопрос об общих местахдекларирования товаров. Если же затронуть данный вопрос более подробно,то после анализа п. 2 ст. 125 ТК-2004 видно, что за Государственным таможеннымкомитетом России (далее - ГТК России) остается хороший механизм сужения местдекларирования отдельных видов товаров. По состоянию на 03.11.2003 ГТК Россиииздано порядка 16 приказов, устанавливающих определенные места для декларированияотдельных видов товаров (см. приказы ГТК России за 2003 год: N 1049-1054, N 1027-1033и другие). В свою очередь, участники внешнеэкономической деятельностиимеют полное право подвергать такие акты ГТК России правовому анализу с учетомположений п. 2 ст. 59 ТК-2004. Поскольку случаи установления мест декларированияотдельных видов товаров ГТК России должны быть обязательно обоснованы в рамкахисчерпывающих поводов, изложенных п. 2 ст. 125 ТК-2004. Например, вызывает сомнение законность ограниченияГТК России мест таможенного оформления в Дальневосточном регионе легковых транспортныхсредств, перемещаемых физическими или юридическими лицами в коммерческих целях.Приложение к приказу ГТК России от 19.09.2003 N 1053 устанавливает только одинтаможенный пост в морских дальневосточных портах (морской порт Восточный Находкинскойтаможни), где реально, по мнению ГТК России, могут быть задекларированы легковыеиностранные машины при их ввозе (обычно из Японии или Кореи). Другие таможни (Хасанская, Владивостокская, Южно-Сахалинская,Ванинская) для этой цели использованы быть не могут. Причем ГТК России с учетомподп. 1-4 п. 2 ст. 125 ТК России так и не обосновала причину изложенного требованияв рассматриваемом нами приказе. Следует отметить, что ограничивать места перемещениятоваров через таможенную границу при их ввозе может и Правительство России (абз.2 п. 1 ст. 69 ТК России). Уже сейчас можно ознакомиться с постановлением ПравительстваРоссии от 03.11.2003 N 665, которое с 1 января 2004 г. устанавливает только 30пунктов пропуска, через которые могут ввозиться мясо птицы из стран, не имеющихсухопутных путей сообщения с Россией.
СРОКИ ОФОРМЛЕНИЯ
Полагаем, юристы неполно раскрывают и расчет сроков, в пределах которых декларация может находиться на этапе таможенного оформления и таможенного контроля. Во-первых, для расчета сроков выпуска товаров (смомента предъявления декларации) необходимо учитывать, что, помимо самой декларации,должны быть представлены в таможню в обязательном порядке: * товары, заявленные в таможенной декларации; * необходимые документы и сведения на декларируемыетовары. Во-вторых, следует знать, что при наличии определенныхусловий (см. п. 2 ст. 359 ТК-2004) сроки выпуска товара могут быть таможеннымиорганами продлены. К примеру, если: * предъявленные для проверки товары не разделенына упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованием товаров; * сведения об упаковке и о маркировке не указаныв коммерческих и (или) транспортных документах на товары. Реально могут быть продлены сроки оформления товараи в случае корректировки декларантом по требованию таможни сведений, влияющихна размер уплаты таможенных пошлин или на применение к товарам запретов или ограничений,установленных законодательством России (см. п. 6 ст. 153 ТК-2004).
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ
Нельзя согласиться и с некоторыми выводами специалистов (И. Борисова, С. Белов, "Двойная запись", "эж-ЮРИСТ" N 6, июнь 2003 г.), которые утверждают, что в ст. 73-76 ТК-2004 указан исчерпывающий перечень документов, которые надо подавать в таможню. Представляется, ст. 73-76 ТК-2004 определяют толькоперечень документов, необходимых для предъявления их таможенному органу при прибытиитоваров и транспортных средств на таможенную территорию России. Причем эта обязанностьвозлагается непосредственно на перевозчика, а не на декларанта (п. 1 ст. 72 ТК-2004),до фактической подачи таможенной декларации. Чтобы уяснить, общий перечень документов, которыемогут быть затребованы таможенными органами при оформлении товара в целях еговвоза из-за границы либо вывоза в Россию следует довольно подробно изучить положенияКодекса, регламентирующие порядок помещения товаров на склады временного хранения,проведение внутреннего таможенного транзита, порядок декларирования товаров,а также применение отдельных таможенных режимов. В целях подтверждения в таможенных органах примененияв отношении перемещаемого товара тарифных преференций закон требует представлениявместе с декларацией документа, подтверждающего происхождение товара (п. 1 ст.34 и п. 1 ст. 37 ТК-2004). Какие еще документы могут потребовать таможенныеорганы при подаче таможенной декларации? Для выяснения этого нужно одновременнопроанализировать положения подп. 1 п. 2 ст. 127, ст. 131 и п. 3 ст. 124, п. 2,3 ст. 131 ТК-2004, которые более чем в два раза могут расширить предполагаемыйперечень документов, необходимых для ее оформления. И это еще не все. Чуть выше отмечалось, что до фактической подачитаможенной декларации (при проведении отдельных таможенных процедур) таможенномуоргану должны быть предоставлены отдельные пакеты документов в зависимости оттого, будете вы оформлять товар в месте его пересечения через таможенную границу(ст. 102 ТК-2004) или нет (п. 2 ст. 81 ТК-2004). К тому же при декларированиитоваров нужно еще представлять документы в целях подтверждения заявленной таможеннойстоимости (п. 4 ст. 131 ТК-2004). С учетом положений Кодекса (ст. 161 ТК-2004) существуюти отдельные документы, необходимые для подтверждения соблюдения условий помещениятоваров под заявляемые таможенные режимы. Причем прямо ссылок на такие документыв Таможенном кодексе может и не быть. К примеру, п. 1 ст. 166 ТК-2004 определяет, чтоэкспорт товаров осуществляется при условии выполнения определенных требований,в том числе установленных другими федеральными законами и иными правовыми актами.В настоящее время это может быть требование, связанное с предоставлением лицензиипри экспорте лекарственных средств <*>. В случае же предполагаемого заявления режима переработкитовара на таможенной территории декларанту нужно будет дополнительно оформитьразрешение установленного образца (ст. 174 и 179 ТК-2004), а также с учетом п.2 ст. 174 и подп. 3 п. 1 ст. 175 ТК-2004 подготовить акт сопоставления результатовисследования проб или образцов ввезенных товаров и продуктов переработки. Таким образом, поскольку некоторые положения Таможенногокодекса, регламентирующие условия применения таможенных режимов, имеют отсылочныйхарактер, то и весь перечень документов, которые могут быть затребованы таможеннымиорганами, установить реально проблематично. Частично разобраться можно с помощью приказа ГТКРоссии от 16.09.2003 N 1022 "Об утверждении Перечня документов и сведений,необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможеннымрежимом", который вступает в силу с 16 января 2004 года.
НЕМНОГО О ПРИЯТНОМ
Нужно отдать должное, что в процедуре принятия декларации и сопровождающих ее документов есть и позитивные моменты. К примеру, пункт 5 ст. 131 ТК-2004 дает возможность декларантам по их мотивированному обращению к таможенным органам отсрочить предоставление необходимых документов на 45 дней с момента принятия к оформлению таможенной декларации. Кроме того, по сравнению с Таможенным кодексом1993 года в новом Таможенном кодексе значительно расширен перечень лиц, которыемогут выступать в качестве декларанта (ст. 126 ТК-2004). Это касается как российских,так и иностранных лиц. Упрощен и порядок декларирования товаров различныхнаименований, содержащихся в одной товарной партии (ст. 128 ТК-2004). Участникамивнешнеэкономической деятельности достаточно востребовано будет и предварительноедекларирование товаров, когда таможенная декларация на иностранные товары можетбыть подана за 15 дней до их фактического прибытия на таможенную территорию Россииили до завершения процедуры внутреннего таможенного транзита (ст. 130 ТК-2004).Необходимо отметить, что п. 2 ст. 132 ТК России будет устанавливать для таможенныхорганов исчерпывающий перечень оснований отказа в принятии таможенных деклараций.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершение освещения процедуры декларирования товаров хотелось бы рекомендовать всем участникам процесса таможенного оформления систематически сверять требования таможенных органов с положениями п. 2 ст. 59, абз. 2 п. 1 ст. 63, ст. 159 нового Таможенного кодекса России.
------------------------
<*> Пункт 1 ст. 26 ФЗ "О лекарственных средствах" от 22.06.98 N 86-ФЗ.