АКДИ "Экономика и жизнь" /
C. ШЕЛЕНКОВ, руководитель юридической группы компании "ЭКОН-ПРОФИ"
Рассматривая ряд новелл Уголовного кодекса РФ, можно отметить снижение размера уголовных санкций, уточнение ряда составов преступлений, которые вызывали неоднозначное толкование на практике. В то же время некоторые поправки, внесенные Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", нуждаются в комментариях. Например, новая редакция ст. 199 УК РФ "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации". В настоящее время вести речь об уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ можно лишь в строго определенных случаях - уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (далее - налогоплательщика) путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере. !Все иные ситуации, которые допускались прежней редакцией статьи в качестве предпосылок наступления уголовной ответственности, исключены.
К числу документов, помимо налоговых деклараций, искажение которых может стать причиной неуплаты налога и (или) сбора, следует, например, отнести: - расчет по авансовым платежам по ЕСН (п. 3 ст. 243 НК РФ); - расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования РФ (п. 5 ст. 243 НК РФ); - расчет по авансовым платежам по налогу на имущество организаций (ст. 386 НК РФ); - расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"); - расчет 10-процентных отчислений от платы за загрязнение окружающей природной среды на соответствующий год (постановление Правительства РФ от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия"; Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утв. Минприроды РФ 26.01.93; Порядок направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, утв. Минприроды РФ, Минфином РФ, ГНС РФ 03.03.93 N 04-15/61-638, 19, ВГ-6-02/10; постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления"); - расчет 10-процентных отчислений от оплаты за фактическое загрязнение окружающей природной среды за соответствующий квартал (то же правовое основание, что и в предыдущем случае); - расчет сумм сбора за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний за соответствующий квартал (Закон РФ от 02.04.93 N 4737-1 "О сборе за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний"; Приказ МНС РФ от 29.06.2000 N БГ-3-02/246); - расчет регулярных платежей за пользование недрами (п. 6 ст. 43 Закона РФ от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах").
Понятие крупного размера, наличие которого дает повод для возбуждения уголовного дела, приведено в примечании 1 к ст. 199 УК. Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.
Законодатель, вводя данное определение, не уточнил, как происходит исчисление упомянутых финансовых лет в ситуации, когда организация действует менее трех лет. Допустимо ли в этом случае в принципе говорить об уголовной ответственности. Да и что такое "финансовый год"? Отличается ли он чем-нибудь от календарного года? В настоящее время однозначного ответа на поставленные вопросы ни правоохранительные органы, к компетенции которых отнесено возбуждение уголовных дел по ст. 199 УК (органы внутренних дел), ни практикующие юристы не дают. По нашему мнению, понятие "финансовый год" означает период функционирования налогоплательщика, в течение которого он осуществлял предпринимательскую деятельность, был обязан нести повинности в пользу государства в виде налогов и (или) сборов и сдавать налоговые декларации, другие документы, с наличием которых налоговое законодательство связывает исчисление и уплату налогов и (или) сборов. Таким образом, финансовый год может совпадать с календарным годом (в случае начала деятельности с нового календарного года) либо исчисляться по правилам, изменяющимся в зависимости от конкретного налогоплательщика (с момента фактического начала деятельности, налогового периода по соответствующему налогу и и т. д.). !Но в любом случае исчисление финансового года привязано к календарному году и основывается на нем.
В то же время словосочетание "в пределах трех финансовых лет" означает, что законодатель тем самым установил максимальный срок, который может быть использован при определении признаков уголовного правонарушения в деяниях налогоплательщика. Что касается минимального срока, который может быть положен в основу расчета, то законодатель никаких ограничений не предусмотрел. Правоохранительные органы могут избрать для расчета любой период времени, укладывающийся в трехлетний срок, и рассмотреть вопрос о привлечении к уголовной ответственности, даже если налогоплательщик действует, например, один год, два года и т. д., в течение которых он исчислял и уплачивал налоги и (или) сборы.
Следует отметить, что при расчете суммы неуплаченного налога сотрудник правоохранительных органов принимает во внимание такие показатели, как превышение доли неуплаченных налогов и сборов 10 процентов в общей сумме налогов и сборов за определенный период времени. Это означает, что он должен действовать по следующему алгоритму: прежде всего установить, сколько налогов и сборов было уплачено налогоплательщиком за соответствующее время, сколько составила недоимка, и уже потом вынести постановление о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. Аналогичным образом следует поступать при решении вопроса о наличии признаков противоправного деяния, являющегося преступлением по ст. 199 УК РФ, в части причинения ущерба государству в результате неуплаты налогов и (или) сборов в особо крупном размере: выявить недоимку в размере свыше 2 000 000 руб., определить, сколько налогов и сборов в совокупности уплатил налогоплательщик за исследуемый период времени, в котором возникла недоимка, и установить, превышает ли такая недоимка 20% от суммы всех уплаченных налогоплательщиком налогов и сборов. Указанный механизм определения основания для наступления уголовной ответственности действует до того момента, пока сумма обнаруженной недоимки не превысила 1 500 000 руб. (а в случае особо крупного размера - 7 500 000 руб.). Поскольку сам факт наличия такой недоимки служит необходимым и достаточным основанием для инициирования процедуры уголовного преследования конкретного налогоплательщика.
Выявление крупного размера возникшей недоимки дает возможность правоохранительным органам наставить на применении судом к налогоплательщику (его руководителю или иному должностному лицу, которое вправе было принимать юридически значимые решения от имени налогоплательщика) санкций, закрепленных в ст. 199 УК РФ. Это штраф в твердой денежной сумме (100 000-300 000 руб.) или в размере заработной платы за определенный период времени (от одного года до двух лет), арест (от 4 до 6 месяцев только при неуплате налогов и сборов в крупном размере), лишение свободы (сроком до 2 лет) с возложением такого дополнительного наказания, как лишение права заниматься определенной деятельностью или состоять в определенных должностях (максимум на 3 года). При наличии особо крупного размера недоимки по налогам и (или) сборам или при совершении преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 199 УК РФ, группой лиц по предварительному сговору суд при определении наказания вправе: * назначить штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет; * лишить свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Несмотря на очевидную альтернативность наказания виновного в неуплате налогов и сборов лица, фактически суд как орган, не только устанавливающий факт наличия вины в уголовно наказуемом деянии, но и определяющий вид и размер наказания, сможет сейчас выбирать только между штрафом и лишением свободы. Арест в настоящее время фактически не применяется вследствие неготовности пенитенциарной системы к исполнению данного вида наказания. Законодатель в новой редакции ст. 199 УК РФ отказался от системы исчисления штрафа в зависимости от величины МРОТ, установив конкретную денежную сумму, а также от применения штрафа при определении того, является ли причиненный государству урон достаточным для привлечения к уголовной ответственности.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 08.01.97 N 2-ФЗ положения Уголовно-исполнительного кодекса РФ о наказаниях в виде ареста вводятся в действие федеральными законами по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказания, но не позднее 2006 г.