На упомянутой встрече в Белом доме Владимир Путин в качестве одной из причин отставки правительства назвал необходимость административной реформы. Судя по всему, это будет главной проблемой второго срока его президентства. Здесь мы также можем наблюдать почти диалектическое противоречие: на этапе "собирания" государства нужно было всячески пестовать и усиливать деморализованный и дезорганизованный управленческий аппарат. Сегодня он укрепился и оснащен властными полномочиями сверх всякой меры - взять хотя бы право сотрудников шестидесяти (!) федеральных ведомств без суда приостанавливать деятельность предприятий.
В тот самый день, когда Путин общался с членами отставленного кабинета, в Москве проходил форум "Административная реформа и малый бизнес", организованный предпринимательской организацией "Опора России" . И. о. вице-премьера Борис Алешин докладывал сообществу, что госаппарат планируется сократить на 30%, у министерств (которые сохранятся после сокращения) останется не больше 15% их нынешних функций, органы надзора будут отделены от ведомств, принимающих решения, а экспертизу станут проводить коммерческие организации. Более того, госорганы, работающие непосредственно с бизнесом, должны управляться не главным чиновником, а комиссиями, в которые войдут также представители общественности, бизнеса. Все это будет означать "административную революцию", как выразился один из авторов проекта реформы и. о. первого замминистра экономразвития Михаил Дмитриев .
Эти перспективы захватывают дух. Действительно, речь идет о настоящей революции. Если Владимиру Путину удастся сделать российское чиновничество компактным, эффективным и дружелюбным к бизнесу и народу, если получится ввести коррупцию в приемлемые рамки, то и все остальные реформы пойдут блистательно, и состоится это самое долгожданное русское экономическое чудо. Беспокоят только две вещи: во-первых, в истории России это еще ни у кого не получалось; во-вторых, тут одной сменой правительства не обойтись. Само правительство, каким бы передовым ни был будущий премьер, не сможет и не захочет произвести внутри себя революцию. Тут работа для всего общества, для всего политического класса, для всех ветвей и уровней власти. Сегодня же аналитики отмечают отсутствие реальных субъектов взаимодействия - говорят, что нет у нас пока настоящего политического класса, ответственной элиты, гражданское общество только нарождается и не может как следует воздействовать на процесс, ветви и уровни власти представляют собой, скорее, не партнеров исполнительной вертикали, а объекты управления. Процесс их становления был искусственно подморожен на время восстановления единства государства и преодоления кризиса. Иными словами, второй срок Владимира Путина должен стать отчасти отрицанием срока первого. Такова диалектика.