Категории каталога

Отравленная панацея

НДС-счета, которыми государство хотело вылечить экономику, встали компаниям поперек горла

Алексей Зайко

Журнал "Компания".

Недавняя попытка вылечить систему администрирования НДС спомощью спецсчетов провалилась, к величайшей радости большинствароссийских предпринимателей. Однако правительство не прекращает поискновых «снадобий», которые бы позволили защитить систему взимания НДС отмногочисленных фирм-однодневок.

НДС болен, тяжело болен. Причем не только в России, где бизнесна возврате экспортного НДС уже конкурирует по масштабам с торговлейнаркотиками. Недавно обвинения в уклонении от НДС были предъявленыкрупнейшему в мире сотовому оператору Vodafone. Британские налоговикиобвинили компанию в использовании незаконных схем, которые позволили«сэкономить» $907 млн. Самым криминализированным в Великобритании, помнению английских экспертов, является строительный бизнес, в отношениикоторого действует самая высокая в стране ставка НДС – 17,5% (средняяставка – 5%). По оценкам экспертов, свыше 50% британских потребителейстроительных услуг используют различные способы уклонения отналогообложения, в результате чего казна королевства ежегодно теряетпорядка $1,4 млрд. В качестве наиболее эффективного решения проблемы вАнглии активно лоббируется унификация всех ставок НДС на уровне 5%.Этот пример хорошо помогает понять, какие проблемы испытываетроссийская экономика, где базовая ставка НДС равна 18%. По оценке,сделанной в октябре прошлого года бывшим министром по налогам и сборамГеннадием Букаевым, ежегодные потери российского бюджета из-за серыхсхем уплаты НДС составляют около $6,5 млрд и имеют тенденцию к росту.

Криминальные схемы, связанные с неуплатой НДС, можно условноразделить на две категории: возврат из бюджета налога, якобыуплаченного при экспорте, и уклонение от него внутри России. Ключевуюроль в обоих вариантах мошенничества играют фирмы-однодневки. Припроведении экспортных операций такое предприятие закупает товар упроизводителей, перепродает его экспортеру, получает с него НДС, но вбюджет ничего не платит. При этом экспортер получает возмещение НДС избюджета. Особо наглые, располагающие крепкой крышей «НДС-конторы» идутеще дальше. Они ничего не продают и не покупают, а просто оформляюткомплекты соответствующих документов. А все продажи ведут в России. Вовнутренних схемах действует тот же принцип исчезающего звена в цепочкетовародвижения. Низкий риск задает уровень цен на услугикомпаний-однодневок. В среднем стоимость операции колеблется от 5% до10% общей суммы, уводимой из-под налогообложения. В результате укомпаний возникает почти непреодолимый соблазн «оптимизировать» своиналоговые расходы. Впрочем, вскоре соблазн подобных действий длябольшинства компаний превратился в жесткую необходимость.Добропорядочные плательщики, которые не совершали махинаций с налогами,сплошь и рядом оказывались в заведомо проигрышном положении посравнению с менее честными коллегами-конкурентами. В налоговые органыпотоком шли требования по возмещению экспортного НДС. В первомполугодии 2003-го их число росло вдвое быстрее количества начисленныхплатежей. По признанию первого заместителя министра финансов СергеяШаталова, именно тогда он понял, что, «если так пойдет дальше, мыпридем к одному: возмещаемые суммы сравняются с начисленными, а может,и превзойдут их».

Болгарский след

История лоббирования идеи НДС-счетов может служитьиллюстрацией использования характерного приема, который можнообозначить формулой: «Если не можешь победить врага, присоединись кнему». Первая информация об этой технологии появилась в российскойпечати еще три года назад и громкого резонанса тогда не вызвала.Главным идеологом нового механизма администрирования НДС выступилсоветник Министерства финансов Владислав Конторович. В 2001 году онпредставил математическую модель, обосновывавшую полезность НДС-счетов,и даже защитил диссертацию на тему борьбы с уклонением от НДС. Одной изпрактических причин теоретического интереса диссертанта наверняка сталисерьезные проблемы налоговиков, столкнувшихся с массовыми требованиямио возмещении НДС. В 2001 году плательщикам-экспортерам было возвращенопочти 45% сумм, перечисленных в бюджет. Для сравнения: в 1999 годувозмещение налога составило 18,3%. Однако, несмотря на явный кризис,идея спецсчетов тогда не получила поддержки. Министерство по налогам исборам предпочло не усложнять себе жизнь новациями и использовалостарый надежный прием – просто перестало обращать внимание натребования экспортеров. Любое обращение за возмещением автоматическиопротестовывалось. В результате у компаний оставалась единственнаявозможность получить свои деньги назад – через суд. Поскольку суммыэкспортного НДС, зависшие у налоговиков, были отнюдь не шуточными,многие компании так и сделали. Но вопреки ожиданиям налоговиковроссийское правосудие, известное своей неторопливостью и глубокимпониманием интересов государства, неожиданно дало сбой. Раз за разомсуды выносили решения в пользу компаний. Более того, «дело НДС» дошлодо Конституционного суда, который в июле 2003 года своим решением резкорасширил перечень документов, подтверждающих факт экспорта товаров,лишив МНС последней формальной причины для отказа в возмещении НДСэкспортерам.

Именно это решение можно считать точкой отсчета второго этапав развитии идеи НДС-счетов. 11 июля, за три дня до вердиктаКонституционного суда, вице-премьер Виктор Христенко подписалпоручение, адресованное Минфину, Минэкономразвития, МНС и Минюсту, до 1декабря разработать законопроекты для введения спецсчетов НДС. Подобная«предусмотрительность», безусловно, делает честь чиновникам, однакооставляет открытым вопрос о том, насколько в России реально соблюдаютсяконституционные принципы разделения властей. В первую очередь ихглавным стражем – Конституционным судом, о содержании решения которогоправительство, вероятно, было заблаговременно осведомлено.

Распоряжение немедленно начало исполняться. В Болгарию,единственную страну, где подобная система реализована на практике,отправилась объединенная «экспедиция» Минфина и МНС во главе с первымзамминистра финансов Сергеем Шаталовым. В ее состав был включен и Владислав Конторович, сменивший к тому времени должность в Минфине на пост помощникапредседателя российского Центробанка Сергея Игнатьева. Первоезнакомство с передовой системой налогового администрирования оченьвдохновило чиновников. Благодаря нововведению их болгарским коллегамудалось поднять собираемость налога более чем на треть. При этомникакого заметного вреда остальной экономике эта мера не нанесла. ВМоскву чиновники вернулись в приподнятом настроении.

Письмо счастья

Впрочем, лоббирование идеи спецсчетов шло параллельно понескольким каналам. Весной 2003 года в Белый дом от имени группыпредпринимателей поступило письмо, в котором введение спецсчетовпозиционировалось не только как надежное и дешевое средство борьбы ссерыми схемами, но и в качестве одного из способов стимулированияэкономического роста. Логика представленных авторами аргументовсводилась к следующему. Возможность «экономии» на налогах являетсяосновным фактором, ухудшающим конкурентные условия на рынке. Зачемснижать издержки, развивать производство, улучшать управление и т.п.,если можно просто не платить налогов и быть «в шоколаде». Решить этупроблему предлагалось путем введения спецсчетов НДС, которые бы резкоувеличили издержки организаторов серых схем и вынудили большинствокомпаний вовсе от них отказаться. Среди авторов-энтузиастов наиболеезаметной фигурой был Анатолий Карачинский, президент группы компаний IBS, специализирующейся на системной интеграции и разработке программного обеспечения. Главные потребители услуг IBS– крупные нефтедобывающие компании, естественные монополии, банки,госсектор, российские подразделения международных корпораций. Общийоборот компаний группы составил в прошлом году $280 млн.

Судьба очередного письма на тему «как нам обустроить …» моглабы сложиться по образцу многих аналогичных челобитных, годами пылящихсяв шкафах Белого дома. Однако этот документ ждала судьба не в примерболее завидная. Письму, что называется, дали ход. Не последнюю роль вэтом сыграли, вероятно, тесные отношения, установившиеся еще в 2001году между группой компании IBS и замруководителя аппарата правительства Алексеем Волиным. Тогда одно из подразделений IBS(Бюро интерактивной архитектуры) получило в рамках проекта «ЭлектроннаяРоссия» заказ на изготовление Интернет-сайтов для всех министерств иведомств. Эту версию событий отчасти подтвердил в интервью «Ко»вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателейИгорь Юргенс. «Изначально идея возникла у Владислава Конторовича,который работал над данным проектом по поручению Минфина, – вспоминаетЮргенс. – Позднее ее поддержал и развил президент IBS АнатолийКарачинский, представив в виде разработанной системы правительствуРоссии. Его и считают автором идеи введения НДС-счетов. Не исключено,что, поддерживая ее, разработчики руководствовались и коммерческимиинтересами, так как компьютерные и сетевые программы, предполагалосьвнедрить в государственном масштабе».

Интересно, что Игорь Юргенс не одинок в своих размышлениях поповоду возможной коммерческой отдачи налоговых новаций. Заместительгенерального директора компании «Мосмарт» Семен Слуцкий считает, чтоодна из сторон, которая теоретически может быть заинтересована вполучении неких дополнительных доходов, – банковская система. В случаевведения НДС-счетов она получила бы дополнительные бесплатные ресурсы,которые могла использовать в собственных интересах. Не имеют никакихоснований для беспокойства относительно НДС-счетов и крупные компании,имеющие собственные банки.

Сам Анатолий Карачинский так прокомментировал «Ко» свою роль вданном проекте: «Мы с группой экспертов разрабатывали механизмадминистрирования НДС, отличный от болгарского и соответственнооснованного на нем механизма МНС. Этот механизм не оказывал никакоговлияния на бизнес. К сожалению, был выбран другой путь. Моя личнаяточка зрения состоит в том, что проблема есть и государству ее придетсярешать. Прятать голову в песок, надеясь, что все само как-нибудьразрешится, – это не выход из положения». При этом Карачинскийотказался комментировать вопрос о том, какие коммерческие структурыпотенциально могли извлечь выгоду из введения нового порядка уплаты НДС.

Механизм функционирования спецсчетов НДС, предлагавшийсягруппой экспертов с участием Карачинского, действительно отличался отболгарского варианта, использованного МНС. Главное отличие заключалосьв отказе от долгосрочного замораживания средств компаний на спецсчетах.Кроме того, в качестве «отступных» за введение НДС-счетовпредусматривалось резкое снижение ставки самого налога: до 12 – 14%.Впрочем, «проект Карачинского» по решению проблемы НДС был вовсе неединственным в бизнес-сообществе. Арас Агаларов, президент компании«Крокус Интернешнл» и глава Союза производителей и импортеров,предлагал вообще отказаться от возврата НДС экспортерам сырьевыхтоваров. По его оценке, эта мера позволила бы сохранить для бюджета (поданным 2003 года) 80 млрд руб., за счет которых можно было бы снизитьставку НДС в целом по стране. Одновременно это могло стать стимулом дляпереориентации экспорта на вывоз товаров с более высокой степеньюпереработки.

Однако в конечном счете ни один из этих проектов не получилподдержки. Вскоре после поездки для обмена опытом с болгарскиминалоговиками российское правительство приняло решение: будем делать«по-болгарски». Час «Ч», когда все предприятия в стране должны былиперейти на новую систему расчетов по НДС, был назначен на 1 июля 2004года. До этого времени МНС и Минфин должны были подготовить детальныйплан стратегического налогового наступления на фирмы-однодневки.

Фатальная мера для «малышей»

Вариант законопроекта, подготовленный в МНС, поначалу невызвал в бизнес-сообществе сильных чувств. Крупные компании и холдингипрактически никак поначалу не отреагировали на новую фискальнуюинициативу. По мнению замгенерального директора «Мосмарта» СеменаСлуцкого, причина этого спокойствия коренилась в том, что большинствохолдингов располагали собственными банками и замораживание даже крупнойчасти оборотных средств компаний мало влияло на финансовую устойчивостьгруппы в целом. Один из высших менеджеров холдинга «Силовые машины»,приводит другое объяснение реакции крупного бизнеса на НДС-счета: «Мыдля себя все просчитали – трагедия небольшая. Основной объем нашейпродукции идет на экспорт. Раньше с возмещением НДС сильно мучались,теперь мучаются меньше – процедура отлажена. Другое дело – ритейл.Торговые компании для них действительно большая проблема», –комментирует ситуацию источник.

Не случайно одним из основных антилоббистов сталообъединение малого бизнеса «ОПОРА России». По словам руководителяэкспертно-аналитического центра «ОПОРА России» Лины Крыловой,проанализировав последствия предложений МНС, эксперты центра пришли квыводу о том, «что для многих «малышей» эта инициатива оказалась быфатальной». Благодаря введению спецсчетов 18% средств компаний,которыми они могли распоряжаться до наступления срока уплаты НДС,оказались бы изъяты из их оборота. В Минфине полагают, что на счетахбыло бы заморожено 100 млрд руб. У малого бизнеса оборотных средств итак недостаточно, а привлечение банковских кредитов является большойпроблемой. В результате возникала угроза массового ухода предприятий втеневой сектор экономики и возвращения к расчетам черным налом. ПоэтомуКрылова считает, что, если бы все пошло по этому сценарию, никакие мерыгосударства не смогли бы компенсировать урон от введения НДС-счетов.

Активная контрпропаганда, инициированная СМИ,поначалу мало беспокоила чиновников из МНС. Однако они столкнулись соппозицией внутри правительства. Негативное экспертное заключение позаконопроекту дало Министерство экономического развития и торговли.

В качестве ответной меры налоговики и Минфин вызвалиподкрепление с Балкан. В середине декабря прошлого года в Москвуприлетели заместитель министра финансов Болгарии Стамен Тасев изаместитель генерального директора главной налоговой дирекции БолгарииВалентин Видолов. Но было уже поздно. Даже «приглашенные звезды»,активно убеждавшие российских чиновников в безопасности и эффективностиНДС-счетов, не смогли изменить сложившегося к тому моменту вбизнес-сообществе согласного мнения о том, что спецсчета – этозлонамеренная диверсия, против которой надо сражаться до последних сил.Предпринятая правительством попытка найти компромисс, пожертвовав 2%НДС, понимания уже не нашла.

На февральском заседании правительства в открытом столкновениисошлись защитники и противники НДС-счетов. Благодаря дружественномунейтралитету тогдашнего премьера фактическая победа осталась запоследними. Впрочем, признать тактическое поражение Минфин решилсятолько в марте этого года, когда пришла пора окончательносформулировать предложения правительства по поводу очередного этапаналоговой реформы. При этом министр финансов Алексей Кудрин пообещал,что взамен к 2006 году будет разработана система так называемых учетныхили транзитных НДС-счетов, которая позволит без отвлечения оборотныхсредств выявлять неплательщиков налога. Суммы НДС по сделкам будутвначале проходить через них, а затем транзитом поступать на расчетныесчета. Между тем на Украине спецсчета НДС, удачно использованныев Болгарии и спровоцировавшие скандал в России, будут введены вдействие уже 1 мая.

Материал предоставлен: Клерк.РУ

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru