"Практическая бухгалтерия" /
Только представьте: завтра на вашей фирме появится кофемашина иликулер. Как их поставить на баланс? Какие налоги платить придется, акакие – нет (хоть и требуют)? Наши специалисты помогут разобраться
Все чаще для сотрудников, чтобы им работалось комфортнее,устанавливают автоматы для приготовления кофе, чая, устройства дляохлаждения или подогрева воды. Конечно, приятно, когда руководительзаботится о своих подчиненных, но главбуху от этого лишняя морока.Ведь, учитывая эти расходы, ему надо так извернуться, чтобы иинспекторов «ублажить», и «родную» компанию не обидеть.
Ставим на баланс
В бухгалтерском учете кофемашины надо отражать в составеосновных средств на счете 01. Так же как холодильник в директорскомкабинете, кондиционеры, пожарную сигнализацию и т. д. С кулеромпосложнее: если срок его полезного использования больше года – этоосновное средство, иначе – материал (счет 10). Это срок возьмите изтехнической документации (кстати, это распространяется и на налоговыйучет).
Касательно расходов на заправку этих аппаратов, их нужноучитывать на субсчете 91-2 «Прочие расходы» в составе операционныхрасходов. Как отразить эти затраты, если вашу фирму тонизирующиминапитками будут периодически обеспечивать, покажет пример.
Пример В мае ЗАО «Актив» (заказчик) заключило договор с ООО «Чистаявода» (исполнитель) на установку и аренду кулера, а также на поставкуводы в бутылях. Расходы по установке и аренде аппарата за месяцсоставили 2124 руб. (в том числе НДС – 324 руб.). Стоимость двухбутылей воды, заказанных «Активом», – 472 руб. (в том числе НДС – 72руб.). В этом же месяце исполнитель представил документы по аренде иустановке кулера, а также накладную и счет-фактуру на поставку воды. Бухгалтер «Актива» сделал такие проводки: Дебет 60 Кредит 51 – 2596 руб. (2124 + 472) – оплачены расходы по установке и аренде кулера за май, а также на питьевую воду; Дебет 91-2 Кредит 60 – 2200 руб. ((2124 – 324) + (472 – 72)) – списаны расходы по аренде и установке кулера, а также стоимость воды; Дебет 19 Кредит 60 – 396 руб. (324 + 72) – учтен НДС; Дебет 68 Кредит 19 – 396 руб. – списан НДС.
Пример
В мае ЗАО «Актив» (заказчик) заключило договор с ООО «Чистаявода» (исполнитель) на установку и аренду кулера, а также на поставкуводы в бутылях. Расходы по установке и аренде аппарата за месяцсоставили 2124 руб. (в том числе НДС – 324 руб.). Стоимость двухбутылей воды, заказанных «Активом», – 472 руб. (в том числе НДС – 72руб.).
В этом же месяце исполнитель представил документы по аренде иустановке кулера, а также накладную и счет-фактуру на поставку воды.
Бухгалтер «Актива» сделал такие проводки:
Дебет 60 Кредит 51
– 2596 руб. (2124 + 472) – оплачены расходы по установке и аренде кулера за май, а также на питьевую воду;
Дебет 91-2 Кредит 60
– 2200 руб. ((2124 – 324) + (472 – 72)) – списаны расходы по аренде и установке кулера, а также стоимость воды;
Дебет 19 Кредит 60
– 396 руб. (324 + 72) – учтен НДС;
Дебет 68 Кредит 19
– 396 руб. – списан НДС.
Налоговый учет
Главный вопрос, который приводит бухгалтеров в замешательство, –надо ли отражать затраты на установку и обслуживание этих устройств вналоговом учете. Посмотрим, что говорит закон. Статья 264 Налоговогокодекса (подп. 7 п. 1) разрешает в уменьшение прибыли сразу списать«расходы на обеспечение нормальных условий труда». Что под нимипонимать, разъясняет Трудовой кодекс. Однако в статье 163 Налоговогокодекса «питьевые» расходы прямо не поименованы. Исходя из этого,столичное УМНС, не долго думая, сделало вывод: подобные расходы наналогооблагаемую прибыль не влияют (письмо УМНС по г. Москве от 20марта 2002 г. № 26-12/12511).
Но заметьте: приведенный в статье 163 перечень расходов на«нормальные условия» является открытым (в оглавлении перечня указано «вчастности»). То есть его можно дополнять. Так почему бы не расширитьего расходами, скажем, на кулер? Московские чиновники на этот вопрос неотвечают, молчат.
Можем пойти и другим путем. Составной частью затрат на созданиенормальных условий являются так называемые мероприятия по охране труда(ст. 163 ТК РФ). Их расшифровка содержится в постановлении МинтрудаРоссии от 27 февраля 1995 г. № 11. Смотрим, что указано в пункте 2.19этого постановления: «приобретение и монтаж сатураторных установок(автоматов) для приготовления газированной воды, устройствоцентрализованной подачи к рабочим местам питьевой и газированной воды,чая и других тонизирующих напитков...».
Как видите, официальные документы «питьевые» затраты отражать всоставе прочих налоговых расходов разрешают (значит, по ним можнозачесть и НДС). Это подтверждает и арбитражная практика. К примеру,судья Московского округа «...признал затраты истца на приобретениечистой питьевой воды связанными с обеспечением условий труда исанитарно-гигиенических требований, что вытекает из самого смысла,целей таких затрат» (постановление ФАС Московского округа от 29 июня2001 г. по делу № КА-А40/3170-01).
Есть путь и покороче
Все же рекомендуем поступить проще: прописать в коллективномдоговоре обязанность работодателя обеспечивать сотрудников предприятиятонизирующими напитками. Чтобы не перезаключать весь договор, оформителишь дополнительное соглашение к нему.
В этом случае затраты на кулер, кофемашину и соответственнопродукты к ним (вода, кофе, шоколад и т. д.) будут уменьшатьналогооблагаемую прибыль в качестве расходов на оплату труда. Такуювозможность вам дает статья 255 Налогового кодекса, а именно пункт 25:к расходам на оплату труда относятся «другие виды расходов,произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и(или) коллективным договором». Этот вариант безопасней предыдущего.Дело в том, что контролеры обычно не придираются к обоснованности техрасходов, которые предусмотрены внутренними трудовыми документами(коллективным или трудовым договором).
Если вдруг... то знайте
Смирившись с тем, что расходы на воду облагаемую прибыльуменьшают, налоговики иногда дело хотят довести до абсурда. Неудивляйтесь, когда услышите такие вопросы: «А удержан ли с работниковподоходный налог, как с доходов в натуральной форме? Заплатили ли выЕСН вместе с пенсионными взносами с этих доходов?»
Имейте в виду: эти налоги платить не надо. Почему? Ведь, чтобыих исчислить, надо точно знать размер «натурального» дохода конкретногосотрудника. А это сделать, увы, невозможно.
Так что, если у вас учета «выпитого» нет, заводить его нестоит. Показательной и исчерпывающей будет аргументация судьиМосковского округа: «...в налогооблагаемый доход работника не могутвключаться обезличенные оплаты услуг... так как этими услугами он можети не воспользоваться. Факт заключения предприятием договоров на закупкупродуктов питания и их оплата... не являются достаточнымдоказательством получения работником дохода» (постановление ФАСМосковского округа от 19 июля 2000 г. по делу № КА-А40/2965-00).
Ю. Перебейнос, эксперт ПБ
Источник материала: «Практическая Бухгалтерия»