Приложение к еженедельнику "Экономика и жизнь" - "Ваш партнер-консультант" N 36, 2004 г.
В конце августа было принято сразу два Федеральных закона - N 114-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях" и N 118-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Таможенный кодекс РФ", которые внесли очередные изменения в КоАП РФ. О том, что именно поменялось в Кодексе, - в нашей статье.
Согласно изменениям, внесенным Законом N 114-ФЗ в ст. 19.5 КоАП, начиная с 5 сентября 2004 г. неисполнение решений контрольно-надзорных органов будет считаться административным правонарушением. Напомним, что раньше эта статья устанавливала ответственность за невыполнение в срок только предписаний, постановлений и представлений. А о таком документе, как решение, в ст. 19.5 не упоминалось. По замыслу законодателя, новая поправка призвана согласовать положения Кодекса со ст. 26 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе", которая предусматривает возможность вынесения антимонопольными органами решений об осуществлении контррекламы. Этим же Законом были внесены изменения и в ст. 19.8 Кодекса, которой установлена ответственность за непредставление в антимонопольные органы ходатайств, уведомлений и сведений. ! О чем стоит сказать в первую очередь - это о том, что законодатель расширил круг потенциальных нарушителей ст. 19.8 КоАП РФ, включив в него, помимо организаций и должностных лиц, еще и граждан. Новая редакция этой статьи разграничивает ответственность, с одной стороны, за непредставление сведений (информации) (часть 2), а с другой - за непредставление ходатайств и уведомлений (часть 1). За неподачу сведений организация теперь может быть оштрафована на сумму от одной до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), должностные лица - от двадцати до тридцати МРОТ, граждане - от десяти до пятнадцати МРОТ. Неподача ходатайства или уведомления отныне обойдется гражданам в сумму от пятнадцати до двадцати пяти МРОТ, должностным лицам - от тридцати до пятидесяти МРОТ, юридическим лицам - от одной до пяти тысяч МРОТ. Кроме того, по ст. 19.8 теперь могут привлечь и в том случае, если ходатайство или уведомление будет подано позже положенного срока.
Закон N 118-ФЗ существенно изменил систему административных наказаний (подробнее см. с. 2 "ЭЖ Досье"). ! С 1 октября 2004 г. административный штраф может выражаться не только в величине, кратной сумме неуплаченных налогов и сборов, сумме незаконной валютной операции либо сумме неуплаченного административного штрафа, как было раньше, но и в величине, кратной: - сумме неуплаченных таможенных пошлин; - денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании; - сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке; - сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках; - сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Россию (п. 3 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ). Изменения коснулись и ст. 4.4 Кодекса. Сейчас согласно этой статье при совершении лицом нескольких административных правонарушений наказание ему должно назначаться в пределах только одной санкции. Получается, что, к примеру, гражданин, нарушивший сразу несколько статей Кодекса, теоретически может понести наказание, предусмотренное за самое малозначительное из своих правонарушений. Назначение дополнительных наказаний ст. 4.4 в этом случае вообще не предусмотрено. !С 1 октября, когда вступит в силу Закон N 118-ФЗ, в подобных случаях нарушитель будет привлекаться к ответственности только по той статье, которая предусматривает более строгое наказание. К тому же нарушителю может быть назначено дополнительное наказание, предусмотренное каждой из соответствующих статей. ! Зато появилось в КоАП РФ и новое смягчающее обстоятельство - добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении (п. 1.1 ч. 1 ст. 4.2).
Закон от 20.08.2004 N 118-ФЗ изложил главу 16 КоАП РФ о нарушениях таможенных правил полностью в новой редакции (см. табл.). Кроме того, приняты поправки к абзацу второму ч. 3 ст. 3.5 и к ст. 15.25, которые устанавливают ответственность за нарушение актов органов валютного регулирования (до 01.10.2004 к ответственности нарушителя могут привлечь лишь за нарушение валютного законодательства). А главу 19 Кодекса депутаты дополнили ст. 19.26, по которой будут нести ответственность недобросовестные эксперты за заведомо ложное заключение при осуществлении государственного контроля. Кроме того, приняты поправки к абзацу второму ст. 15.25, которые устанавливают ответственность за нарушение актов органов валютного регулирования (до 01.10.2004 к ответственности нарушителя могут привлечь лишь за нарушение валютного законодательства). Причем максимальный размер штрафа за это правонарушение для должностных лиц установлен в размере двухсот МРОТ, а для юридических лиц - в размере пяти тысяч МРОТ (ч. 3 ст. 3.5). Главу 19 Кодекса депутаты дополнили ст. 19.26, по которой эксперты, давшие заведомо ложное заключение при осуществлении государственного контроля, будут оштрафованы на сумму от десяти до пятнадцати МРОТ.
А. КОРШУНОВ, юрист "ВПК"