При получении убытка от реализации основных средств (амортизируемого имущества) в бухгалтерском учете появляется вычитаемая временная разница, следствием которой является отложенный налоговый актив. Эта разница возникает в периоде проведения операции реализации основных средств и равна сумме убытка, отраженного в налоговом учете и подлежащего постепенному списанию в соответствии со ст. 268 НК РФ. Это правомерно, если суммы полученного убытка для бухгалтерского и налогового учета равны. Если же суммы убытка от реализации основных средств, выявленных в бухгалтерском и налоговом учете, различны, то следует определить причину такого расхождения. Сумма убытка, выявленного по данным налогового учета, относится к вычитаемым временным разницам, а разница между суммами убытка определяется в зависимости от причины ее образования.
Источник: "Финансовая газета"
Рассмотрим применение норм положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденного приказом Минфина России от 19.11.02 г. № 114н, на примере.
Организация в январе 2003 г. приобрела станок, первоначальная стоимость которого была принята в бухгалтерском учете 40 000 руб., в налоговом учете - 35 000 руб. Начисление амортизации по станку в бухгалтерском и налоговом учете осуществляется одинаковым линейным способом на основании срока полезного использования, принятого равным 48 месяцам, и нормы амортизации 2% в месяц.
В июне 2003 г. организация по договору купли-продажи реализовала станок за 20 000 руб. Сумма амортизации, начисленная по станку за февраль-июнь 2003 г. (5 месяцев), составила:
по данным бухгалтерского учета - 4000 руб. (40 000 руб. х 2% х 5 мес.);
по данным налогового учета - 3500 руб. (35 000 руб. х 2% х 5 мес.).
Остаточная стоимость станка:
по данным бухгалтерского учета - 36 000 руб. (40 000 руб. - 4000 руб.);
по данным налогового учета - 31 500 руб. (35 000 - 3500 руб.).
В результате реализации станка получен убыток:
по данным бухгалтерского учета - 16 000 руб. (20 000 руб. - 36 000 руб.);
по данным налогового учета - 11 500 руб. (20 000 руб. - 31 500 руб.).
Сумма убытка, признанного в бухгалтерском учете, больше суммы убытка, выявленного в налоговом учете, на 4500 руб. Возникшая между суммами убытка разница обусловлена разными величинами первоначальной стоимости объекта, сформированными по правилам бухгалтерского и налогового учета. На основании величины первоначальной стоимости формируется сумма начисления амортизации в двух видах учета и, как следствие, величина остаточной стоимости. Разницы, возникшие в результате начисления разных сумм амортизации, в соответствии с требованиями ПБУ 18/02 относятся к постоянным, образующимся постепенно на протяжении срока службы объекта независимо от его реализации.
В ситуации с реализацией разница между суммами убытка в размере 4500 руб. должна быть отнесена к постоянным разницам. В связи с постоянными разницами начисляется постоянное налоговое обязательство, исчисленное по ставке 24% от суммы постоянной разницы и составившее 1080 руб. (4500 руб. х 24%). Списание части убытка в размере 11 500 руб., признаваемой и в бухгалтерском, и в налоговом учете, подлежит с июля 2003 г. При расчете налоговой базы по налогу на прибыль за первое полугодие 2003 г. в составе расходов эта сумма не будет учтена. По правилам бухгалтерского учета убыток учитывается в полной сумме при формировании финансового результата за первое полугодие 2003 г. Соответственно часть убытка в сумме 11 500 руб. признается временной вычитаемой разницей, и в сентябре в бухгалтерском учете следует начислить отложенный налоговый актив в сумме 2760 руб. (11 500 руб. х 24%).
В бухгалтерском учете организации в июне 2003 г. производятся следующие записи:
Дебет 99, субсчет «Постоянное налоговое обязательство», Кредит 68, субсчет «Налог на прибыль» - 1080 руб. - начислено постоянное налоговое обязательство,
Дебет 09, Кредит 68, субсчет «Налог на прибыль» - 2760 руб. - начислен отложенный налоговый актив.
Списание убытка от реализации станка в размере 11 500 руб. в состав расходов для целей налогообложения будет производиться в течение 43 мес. (48 мес. - 5 мес.) по 267,44 руб. в месяц (11 500 руб.: 43 мес.). Соответственно начисленный в июне 2003 г. отложенный налоговый актив будет списываться (погашаться) со счета 09 постепенно в течение этих 43 мес. в сумме 64,18 руб. ежемесячно.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль за 2003 г. следует учесть сумму убытка в налоговом учете в размере 1604,64 руб. (267,44 руб. х 6 мес.), при этом в бухгалтерском учете следует отразить сумму отложенного налогового актива - 385,08 руб. (64,18 руб. х 6 мес.).
Анализ правил бухгалтерского и налогового учета позволяет выявить их общность и различия в отношении полученного в результате реализации основных средств (амортизируемого имущества) убытка. Отметим, что общего в правилах двух разных систем учета гораздо меньше, чем отличий.
Первоначальная стоимость:
Начисление амортизации:
Срок полезного использования:
Остаточная стоимость:
Вероятность совпадения величин остаточной стоимости объекта в бухгалтерском и налоговом учете ничтожно мала, особенно для объектов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2002 г., что объясняется применением различных правил учета первоначальной (восстановительной) стоимости и амортизации.
Квалификация расходов при реализации:
Временный аспект учета убытка:
Таким образом, наиболее существенное отличие состоит во временном аспекте учета убытка: убыток в бухгалтерском учете учитывается единовременно, а в налоговом учете - частями на протяжении длительного отрезка времени. Цель такой схемы учета понятна: законодателем созданы условия предотвращения уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль.
Накопление итогов убытка:
Цена реализации основных средств (амортизируемого имущества):
Выручка от реализации основных средств:
Данная задача требует достаточно глубокого анализа действующего бухгалтерского и налогового законодательства Российской Федерации во взаимоувязке с нормами МСФО и GAAP. В настоящей статье предпринята попытка кратко обозначить подходы к оптимизации учета убытка от реализации основных средств. Понятно, что эти подходы нуждаются в детальной проработке.
Показатель первоначальной стоимости важен для определения остаточной стоимости после уменьшения его на сумму начисленной амортизации. В свою очередь от величины остаточной стоимости зависит величина получаемого убытка от реализации. Речь идет об оценке первоначальной стоимости основных средств, приобретенных после 1 января 2002 г. Первоначальная стоимость основных средств, приобретенных до 1 января 2002 г. и не подвергавшихся переоценке, принимается к налоговому учету в оценке, принятой в бухгалтерском учете.
Рассмотрим правила учета применительно к оценке основных средств, приобретенных за плату.
По нашему мнению, требует изменений порядок отнесения некоторых видов расходов на первоначальную стоимость объекта в налоговом учете. Речь идет о расходах, не учитываемых для целей налогообложения (ст. 270 НК РФ), внереализационных расходах и прочих расходах, для которых в налоговом учете установлен особый порядок признания в целях уменьшения прибыли (ст. 253 НК РФ). Иными словами, к указанным расходам относятся расходы по страхованию имущества, проценты за кредит, суммовые разницы. Представляется целесообразным внести изменения в правила налогового учета налога на прибыль в части условий оценки первоначальной стоимости основных средств (амортизируемого имущества). В частности, предлагается оценивать основные средства для целей налогового и бухгалтерского учета по нормам ПБУ 6/01, т.е. все затраты при приобретении относить на их первоначальную стоимость. Использование такого метода позволит преодолеть разницу в оценках, что порождает существенную часть проблем в учете операций с основными средствами.
В связи с тем что в результате присвоения одному и тому же объекту разных сроков полезного использования (особенно это касается объектов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2002 г.), амортизация, начисляемая по разным правилам, имеет разные значения. Значит, и остаточная стоимость в бухгалтерском и налоговом учете различается. Поэтому, на наш взгляд, необходимы поправки к правилам установления срока полезного использования, в частности путем пересмотра положений Классификации основных средств.
Для некоторого смягчения различий между действующими правилами различных учетных систем можно использовать учетную политику (речь идет об операциях по реализации основных средств (амортизируемого имущества), приобретаемых после 1 января 2002 г.), в частности устанавливать в учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета:
Напомним, что имеются два подхода к ведению налогового учета:
с использованием данных бухгалтерского учета и последующей внесистемной корректировкой бухгалтерских показателей в целях главы 25 НК РФ;
с формированием специальных налоговых регистров.
Налогоплательщикам предоставлено законодательное право самостоятельно устанавливать порядок ведения налогового учета в учетной политике для целей налогообложения. Налоговый учет может быть организован одновременно как на счетах бухгалтерского учета (там, где данные бухгалтерского учета максимально приближены к информации, формируемой для целей налогообложения), так и с использованием отдельных регистров налогового учета.
Многие организации используют данные бухгалтерского учета для определения величины объекта обложения налогом на прибыль. Это требует внесения налогоплательщиком в регистры бухгалтерского учета дополнительной корректировочной информации о влиянии конкретной операции на величину налоговой базы. Кроме того, необходимо предусмотреть меры, чтобы не происходило смешения указанных систем.
В связи с этим необходимо, на наш взгляд, создать обособленную систему налогового учета для формирования отчетных данных, отражаемых в декларации по налогу на прибыль. Такая система в соответствии со ст. 314 главы 25 НК РФ включает набор налоговых регистров.
Регистры содержат информацию о перечнях операций и данные о финансовых результатах этих операций. Цели ведения налогового учета требуют создания не менее двух уровней налоговых аналитических регистров. Это связано с тем, что показатели отчетности, во-первых, группируются по объектам операций (первый уровень), а во-вторых, применяются особые способы учета результатов некоторых видов операций (второй уровень).
Налоговые регистры первого уровня. Учет информации, необходимой для налогообложения, может быть организован в регистрах бухгалтерского учета. С этой целью в регистре бухгалтерского учета могут быть выделены соответствующие субсчета либо к каждой записи бухгалтерского учета в регистре добавлена информация для включения ее в налоговую базу. Регистры бухгалтерского учета, содержащие информацию, включаемую в налоговую базу по налогу на прибыль, признаются регистрами налогового учета. Регистры налогового учета могут создаваться отдельно, т.е. «параллельно» отражаемым в регистрах бухгалтерского учета записям.
Из-за трудоемкости налогового учета организации нередко стремятся максимально использовать в налоговом учете данные бухгалтерского учета о проводимых операциях. Бухгалтерский регистр с данными, используемыми для составления налоговой отчетности, может одновременно выполнять роль регистра налогового учета, однако данные такого регистра должны формироваться по правилам налогового учета.
Налоговые регистры второго уровня. По финансовым результатам некоторых отдельных операций использовать данные бухгалтерского учета в целях налогового учета не представляется возможным. В этих случаях применяются специальные правила, предусматривающие отличную от бухгалтерского учета группировку расходов не только по суммам, но и по времени их признания для налогообложения. К таким правилам относится, например, признание убытка по операциям реализации основных средств (в соответствии со ст. 268 НК РФ).
Для отражения признания убытка от реализации основных средств в течение определенного периода равными долями должен быть сформирован регистр второго уровня, например «Распределение убытков по операциям с амортизируемым имуществом». Некоторыми авторами предлагается учитывать такой убыток в регистре второго уровня «Расходы будущих периодов» одновременно с другими расходами, учитываемыми по подобным правилам. В указанных регистрах содержится график списания полученного убытка равными долями для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль в соответствующие строки налоговой декларации. Регистры удобно оформлять в виде таблиц, в которых отражаются сумма убытка и порядок его списания, влияющие на величину налоговой базы отчетного периода.
О. КАРЛОВА, к.э.н., ведущий эксперт,
Е. КАРЛОВА, эксперт ЗАО АКФ «ЦБА»