«Взыщем любые долги» – подобные объявления все чаще можновстретить в Интернете и в печатных СМИ. При этом фирмы, оказывающиетакие услуги, обещают разобраться с должником быстро и не нарушаязакона.
Секретамивзыскания долгов «без утюга и паяльника» с нами поделилась ЕленаВладимировна Коскова, генеральный директор группы «Объединенныеюристы».
– Елена Владимировна, как давно ваша компания занимается таким бизнесом, как услуги по взысканию долгов?
– Эти услуги мы предоставляем уже четыре года, раньшезанимались этим периодически. Мы просто следовали запросам нашихклиентов, предъявлявших спрос на эти услуги. Причем спрос этотпонемногу растет. Все больше людей убеждаются, что «метод утюга» невсегда срабатывает и, кроме того, может принести ненужные риски.Поэтому и обращаются к законному инструментарию.
– Давайте поговорим о конкретных методах взыскания долга. Какие приемы вы используете, как проходит сам процесс?
– Российское законодательство допускает два способа воздействияна должника – внесудебный и судебный. При этом сам кредитор можетвыбирать способ защиты своих прав. Сначала стоит рассказать о методахвнесудебного воздействия. Среди них прежде всего нужно назвать хорошоподготовленное требование. Порядка 70 процентов должников реагируют натребование весьма чувствительно. Дело в том, что часто кредиторынечетко оформляют свои претензии, не соблюдают строгих требований кдокументации. И эти лазейки позволяют должнику уклоняться. Когда жетребование подготовлено хорошим юристом, четко документировано инаправлено с уведомлением по почте, это производит другой эффект.Теперь должник понимает, что все серьезно, и дальше долговая массабудет расти за счет процентов. В такой ситуации разумный человексоглашается отдать деньги в досудебном порядке. Этот метод мы иназываем внесудебным. В принципе он может быть запущен и после началасудебного разбирательства. Заключение мирового соглашения и погашениедолга может произойти в любой момент, в том числе и во время судебногопроцесса.
– Существуют ли какие-то еще приемы внесудебного воздействия?
– Да, есть еще такой метод, как рассылка писем уведомительногохарактера. В них говорится, что за такой-то компанией есть такая-тозадолженность. Мы делаем так, чтобы ее деловые партнеры узнали об этомдолге. И это срабатывает. У нас был такой случай с одной крупнойаудиторской компанией. Долг был уже доказан в суде, но она всяческиуклонялась от его выплаты. Тогда мы поступили очень просто: узнали ееосновных деловых партнеров и отправили им письма. Буквально черезполчаса нам позвонил генеральный директор и сказал: все, деньги сейчасбудут.
– Таким образом, вы наносите удар по репутации должника?
– Получается, что да. Но ведь это нельзя назвать клеветой! Всеосновано на фактах, есть решение суда по поводу долга. Раз должникдействует с нарушением норм нравственности и правопорядка, значит, егопартнеров следует уведомить об этом.
Конечно, такие методы являются крайними и требуют оченьделикатного подхода. Они используются только тогда, когда видно, чтодолжник намерен уклоняться от выплаты долга. Здесь важно знать иисторию возникновения долга, и особенности поведения должника. Естьведь такие люди, на которых никакие уведомления не подействуют.
– Более жесткие приемы внесудебного воздействия вы не используете? Возможно, в каких-то исключительных случаях?
– Никаких угроз мы не применяем. Утюгами и паяльниками тоже непользуемся и нашим клиентам не советуем. Тут очень важно не перейтигрань, за которой начинается ущемление интересов должника. Ведь он тожеможет обратиться в суд с претензией по поводу клеветы, вымогательства,необоснованного ареста имущества. И денежное выражение этих претензийможет превысить сумму долга.
– Не знаете ли вы, применяют ли ваши конкуренты какие-тонезаконные методы воздействия, или все работают примерно по одной схеме?
– Я не могу говорить о каких-то конкретных фирмах, но отклиентов слышала, что такое встречается. Иногда клиент спрашивает: «Авы можете вот так сделать?» – и называет какой-то весьма сомнительный сточки зрения закона прием. Естественно, мы отказываемся. Тогда онпросто уходит к тем, кто оказывает услуги подобного рода. Так чтоследует думать, что на рынке имеются и полулегальные операторы. Спросна их услуги есть, и достаточно стабильный. Ведь «метод утюга» гораздоболее «оперативный», чем долгие судебные разбирательства.
– Что предполагает судебное воздействие?
– Если мы вышли в судебный процесс, то первое, что делаем, этоарестовываем имущество. Таких арестов мы производим достаточно много. Адалее спор рассматривается в суде по всем правилам процессуальногозаконодательства. Может быть и такая стадия, как исполнительноепроизводство. Сейчас нам из Калининграда поступил заказ: должникнаходится в Сибири, в небольшом поселке Таежный. Есть исполнительныйлист на полтора миллиона. Но наш клиент просто не знает, как егоисполнить, он не умеет работать со службой судебных приставов. И тогдаон обращается к нам. Иначе ему надо было бы изучать законодательство обисполнительном производстве, он мог ошибиться в процессуальныхтонкостях.
– Кого больше среди должников – физических или юридических лиц?
– Примерно 50 на 50.
– С чем вам больше приходится работать: с дебиторской задолженностью, займами или банковскими кредитами?
– Что касается характера задолженности, то, как правило, этолибо неоплата произведенной поставки, либо наоборот – деньги перевели,а товара нет. Работаем мы и с банками. Например, предприятие береткредит на пополнение оборотных средств или на какие-то инвестиционныепрограммы и задерживает или вообще не производит выплаты.
– Елена Владимировна, а есть ли какая-то специфика при работе с разного рода долгами?
– Специфика здесь только в том, в каком состоянии находитсядолжник, какие у него активы и как он ими управляет. Если у должникаплохо идентифицируемые, плохо размещенные активы, тогда первая задача –определить, где же они у него. Или, например, у нас есть клиент,которому большую сумму должен один крупный завод. Там мы чувствуем себяуверенно, потому что активы четко зафиксированы и никуда не денутся.Поэтому в этом случае мы работаем над другим: обсуждаем с руководствомзавода график погашения долга – возможно, даже с рассрочкой.
– Значит, в вашу работу также входит проведение каких-то переговоров с должником?
– Естественно, без этого не обходится. Поскольку мы заявляемтребования, то первая реакция нормального человека: «сейчас не могу,можно потом?» И мы, как представители клиента, выясняем: потом – этокогда? Если график соответствует экономическим интересам клиента, тогдамы подписываем соглашение о порядке погашения.
– Занимаетесь ли вы взысканием долгов с государственных органов?
– Да, конечно, и в этом случае есть свои особенности. Ведь загосорган платит казначейство, а в его финансовых планах непредусмотрена выплата подобных долгов. Поэтому вовремя получить деньгис госоргана нереально, на это уходит минимум год. Так, один наш клиентзанимался поставками локальных вычислительных сетей для таможни, и вкакой-то момент таможня платить не смогла. В досудебном порядке ничегодобиться от них не удалось, и мы были вынуждены идти в суд. Там тожебыли проблемы с судом, и только в кассационном порядке мы добилисьпризнания своей правоты.
– Существует ли у вас специальная служба для сбора информации о должнике?
– Часть информации мы добываем сами, иногда специально нанимаемкого-либо. Бывают достаточно сложные ситуации. Например, клиент поручилнам взыскать по исполнительному листу деньги с должника, находящегося вСША. Мы прибегли к помощи одной международной организации, и онапомогла нам его найти.
– Обращаются ли к вам с просьбой об оказании подобных услуг иностранные компании?
– Да, и много. Среди наших клиентов – швейцарская компания и крупный китайский химический концерн.
– Вы как-то отбираете клиентов? Может ли быть такое, что вы не возьметесь за дело?
– Нет, отказаться мы не можем. Конечно, в процессе работы наддолгом мы можем сообщить клиенту, что шансов на возврат денег немного.В рамках заказа мы проводим экспертизу – как долга, так и должника, – входе которой и оцениваем эти шансы.
Бывают и совсем «гиблые» дела, но клиенты все равно просят заних взяться. Ведь нередко у кредиторов бывают мотивы не экономического,а психологического характера. Например, кредитор просто хочет досадитьчеловеку, не отдающему ему деньги. Могу сказать, что подобные мотивыимеют место примерно в 30 процентах обращений.
– Приходилось ли вам сталкиваться с хорошо организованным сопротивлением должника? Насколько часто такое бывает?
– Да, был у нас, например, такой случай. Одна ростовскаяпродовольственная корпорация поставила предприятию ульяновскогоптицепрома большое количество зерна. Cделка была отличнозадокументирована, но выяснилось, что предприятие-должник имело хорошиесвязи в местных властных структурах, в железнодорожных и так далее. Мыстолкнулись с тем, что фальсифицировалось много транспортныхдокументов. Была создана такая путаница, что пришлось долго выяснять,какие вагоны фактически получены, какие нет. А с такойнеопределенностью в суд трудно идти.
Кроме того, производилось давление на судей: процесс всяческизатягивался. Ощущалось, что для кредитора долг был весьма существенным,это понимали и должники и, видимо, надеялись кредитора «дожать».Разбирательство длилось полтора года, но в итоге долг мы взыскали.
– Бывает ли такое, что и должник привлекает юридическую фирму для защиты своих интересов?
– Это бывает, но редко. У нас процентов пять таких случаев. Это либо крупные компании-должники, либо очень спорные ситуации.
– Случалось ли вам проигрывать дела в суде?
– Да, бывает и такое. Как правило, это связано с тем, что качество документов не очень высокое и суд отказывает кредитору.
– Есть ли в последние годы какие-то тенденции в долговыхспорах? Изменяется ли характер долговых обязательств, с которыми выработаете?
– Качество долгов становится лучше. Раньше было много такихдолгов, где по характеру сделки, по поведению должника сразу быловидно, что у него не было намерений исполнять обязательства. Документыоформлялись плохо, поэтому ни должника, ни имущество нередко найти неудавалось. Сейчас же качество документов растет, чаще привлекаютсяпрофессиональные юристы, правовая культура в целом повышается. Поэтомуоткровенно «кидальческих» сценариев становится все меньше. Хотя,конечно, они остаются, но становятся более изощренными.
– Какова примерная стоимость ваших услуг?
– Если должник находится в России, то мы берем за услуги однутысячу долларов США плюс десять процентов от взысканной суммы.Экспертиза должника будет стоить кредитору 150 долларов США, оценкаперспективности взыскания долга – 50 долларов США.
Несколько дороже стоят процедуры, связанные с должником,находящимся за пределами России. Ну а консультация по поводу взысканиядолга обойдется нашему клиенту в 100 рублей.
«Черная метка» Если вы хотите, чтобы должник обязательно прочитал письмо,которое вы ему направили, сделайте так, чтобы оно выделялось изостальной массы писем. Этот совет дает директор консалтинговой компании «Адрос Центр» Михаил Джонджуа. Он рассказал такой случай из своей практики: «Однаждымне прислали письмо в черном конверте. На моего секретаря это произвелоогромное впечатление. Когда я вошел в офис, она подошла и со страхомпрошептала: “У вас на столе ЭТО”. Я, увидев письмо, одновременноиспытал удивление, испуг и любопытство. Не вскрыть такой конверт былопросто невозможно».
«Черная метка»
Если вы хотите, чтобы должник обязательно прочитал письмо,которое вы ему направили, сделайте так, чтобы оно выделялось изостальной массы писем. Этот совет дает директор консалтинговой компании «Адрос Центр» Михаил Джонджуа. Он рассказал такой случай из своей практики: «Однаждымне прислали письмо в черном конверте. На моего секретаря это произвелоогромное впечатление. Когда я вошел в офис, она подошла и со страхомпрошептала: “У вас на столе ЭТО”. Я, увидев письмо, одновременноиспытал удивление, испуг и любопытство. Не вскрыть такой конверт былопросто невозможно».
Беседовал эксперт «Консультанта» Ярослав Колпаков
Источник материала: «Консультант»