Категории каталога
Каталог / Финансы и управление / Налоги / Налоговые санкции и административная ответственность / Ответственность за нарушение валютного законодательства РФ

Ответственность за нарушение валютного законодательства РФ

Худолеев В.В.
 
Опубликовано в номере: Консультант бухгалтера №8 / 2004

Согласно статье 25 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», вступившего в силу 18 июня 2004 года (далее по тексту — Закон № 173-ФЗ), резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это означает, что лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ранее ответственность за нарушение валютного законодательства была установлена законом от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». Пункт 3 статьи 14 указанного закона содержал серьезную норму ответственности, согласно которой все полученное резидентами, включая уполномоченные банки, и нерезидентами по недействительным в силу этого закона сделкам, а также все необоснованно приобретенное не по сделке, а в результате незаконных действий подлежало взысканию в доход государства.

Рассмотрим подробнее виды ответственности за нарушение валютного законодательства РФ.

Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства

Уголовная ответственность установлена за такое валютноепреступление как невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.Ответственность наступает по статье 193 Уголовного кодекса Российской Федерацииот 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее по тексту — УК РФ).

Согласно статье 193 УК РФ невозвращение в крупном размереиз-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащихв соответствии с законодательством Российской Федерации обязательномуперечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, наказываетсялишением свободы на срок до 3 лет. При этом крупным размером признаетсясумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая 5миллионов рублей.

Согласно пункту 1 статьи 14 УК РФ валютноепреступление — это виновно совершенное общественно опасное деяние,запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Важно, что не является преступлением действие(бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния,предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющееобщественной опасности. Порогом такой малозначительности в данном случаебудет сумма в 5 миллионов рублей, прописанная в примечании к статье 193 УК РФ.Таким образом, если сумма невозвращенной иностранной валюты будет меньше 5миллионов рублей, то данное деяние будет квалифицироваться уже не по нормамуголовного законодательства, а по нормам административного права.

Валютное преступлениеэто преступление средней тяжести со всеми вытекающими отсюдауголовно-правовыми последствиями (рецидив, освобождение от ответственности,освобождение от наказания и прочее), поскольку удовлетворяет условиям признанияего таковым в части 3 статьи 15 УК РФ, где преступлениями средней тяжестипризнаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальноенаказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы.

Согласно статье 8 УК РФ к уголовной ответственности можнопривлечь руководителя юридического лица только при наличии в его деянии —действии или бездействии, состава преступления, сформулированного в статье УКРФ.

Рассмотрим подробнее характеристики состава валютногопреступления по статье 193 УК РФ.

Субъект преступления — это конкретный преступник.Субъектом валютного преступления является руководитель организации, невозвративший из-за границы иностранную валюту.

Субъективной стороной валютного преступлениявыступает прямой умысел, поскольку субъект:

1) сознавал, что не возвращает иностранную валюту;

2) желал этого.

В данном случае, используемые в уголовном праве другиепризнаки субъективной стороны — мотивы и цели невозвращения иностранной валютызначения не имеют и могут выступать только лишь в качестве смягчающих илиотягчающих обстоятельств при рассмотрении уголовногодела по существу.

Объектом валютного преступления являются общественные отношения в сфере валютногорегулирования и валютного контроля. Данные отношения возникают междууполномоченным банком и юридическим лицом и связаны с возвращением валютных ценностейна территорию Российской Федерации.

Объективную сторону валютного преступлениясоставляет невозвращение в крупном размере из-за границы руководителеморганизации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии сзаконодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета вуполномоченный банк. Понятие «крупный размер» расшифровано в примечании кстатье 193 УК РФ. На практике эта сумма, достаточно незначительна, посколькуречь идет о сумме рядовой сделки между организацией и ее иностранным партнером.

Под уполномоченным банком согласно пункту 8 статьи1 Закона № 173-ФЗ в данном контексте понимается:

  • кредитная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющая право на основании лицензий Центробанка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;
  • действующий на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центробанка РФ филиал кредитной организации, созданной в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющий право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства

Действующим законодательством предусмотрено сразу четыресостава административных правонарушений в сфере валютного регулирования.Рассмотрим их подробнее.

Первое административное правонарушение

Согласно части 1 статьи 15.25Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря2001 г. № 195-ФЗ (далее по тексту — КОАП РФ) осуществление валютных операцийбез специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия)обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений),установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованиемзаведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов вкредитных организациях за пределами РоссийскойФедерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностныхлиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммынезаконной валютной операции.

На основании пункта 3 статьи 5 Закона № 173-ФЗ не допускаетсяустановление органами валютного регулирования требования о получениирезидентами и нерезидентами индивидуальныхразрешений. О каких же тогда разрешениях идет речь. Дело в том, чтосогласно статье 6.1 Закона от 9 октября 1992г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» до вступленияв силу Закона № 173-ФЗ была предусмотрена процедура получения разрешенийЦентробанка РФ на отдельные валютные операции. В этих индивидуальных дляконкретных участников разрешениях расширялись их отдельные права в сферевалютных правоотношений.

Например, разрешалось возвращать валютную выручкупозже установленного законом срока или резервировать меньшую сумму денежныхсредств и т.д. Теперь эта практика запрещена, однако, ранее выданные разрешениядействуют и регламентируются статьей 28 Закона № 173-ФЗ.

Крометого, согласно пункту 1 письма Минфина РФ от 9 апреля 2004 г. №15-05-29/455 «О практике разрешения арбитражными судами споров, связанных сприменением статьи 15.25 КОАП РФ» (далее по тексту — Письмо Минфина РФ) вобстоятельствах, когда в деле отсутствуют доказательства того, что резидентобращался к контрагенту с требованием об исполнении обязательств по контрактулибо в суд, а также нет свидетельств об обращении резидента вЦентробанк РФ за получением разрешения, бездействие резидента не может бытьрасценено как невиновное, то есть в этом случае предприятие будет считатьсявиновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 15.25КОАП РФ.

Согласно пункту 4 ПисьмаМинфина РФ в случае, если требуется разрешение на осуществление валютныхопераций, а предприятие не имеет такого разрешения и поставляет свой товар заграницу через комиссионера, который имеет соответствующее разрешение исовершает валютные операции от лица предприятия, то предприятие будетпривлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.25КОАП РФ. В этом случае, судебная практика подтверждает обязательностьполучения такого разрешения именно на предприятие.

Второе административное правонарушение

Согласно части 2 статьи 15.25КОАП РФ невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территориюРоссийской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченныхза них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной заэти товары суммы денежных средств влечет наложение административного штрафа награждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой доодного размера суммы незаконной валютной операции. Отметим, чтов этом случае речь идет о денежных средствах в сумме, не превышающей размер 5миллионов рублей. Если сумма невозврата превышает 5 миллионов рублей, топрименяются нормы уголовного права, а именно статья 193 УК РФ.

На основании пункта 1 письма ГТК РФ от 23 сентября 2002 г. №01-06/38010 «О применении части 2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях» (далее по тексту — Письмо ГТК РФ) состав правонарушения,предусмотренного этой статьей, характеризуется следующим.

Субъектами рассматриваемого административного правонарушенияявляются предприятия и организации-резиденты, признаваемые таковыми всоответствии с Законом № 173-ФЗ, заключившие или от имени которых заключенысделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты вцелях приобретения товаров, включая физических лиц, в том числе занимающихсяпредпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Субъективная сторона административного правонарушенияхарактеризуется наличием вины.

На основании пункта 2 Письма ГТК РФ при доказываниисубъективной стороны правонарушения необходимо учитывать меры, предпринятыеимпортером в целях исполнения возложенной на него обязанности, к числу которыхмогут быть отнесены:

а) на стадии предконтрактной подготовки:

  • выяснение через торгово-промышленную палату, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежности и деловой репутации;

б) на стадии заключения контракта:

  • внесение в договор способа обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера (неустойка, поручительство, залог, задаток и т.д.);
  • применение таких форм расчета по договору, которые исключают риск неввоза оплаченных товаров (оплата после отгрузки, аккредитив и т.д.);
  • разработка механизма разрешения возможных разногласий с четким указанием сроков досудебных способов защиты нарушенных прав и указанием, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор;
  • использование страхования коммерческих рисков;

в) после неисполнения или ненадлежащего исполненияконтрагентом обязательств:

  • ведение претензионной работы (переписка с иностранной стороной по факту нарушения обязательств по договору, предъявление претензии);
  • предъявление после ответа на претензию или истечения срока ответа искового заявления в судебные органы с требованием о поставке неввезенных товаров или взыскании с контрагента их стоимости.

Юридическое лицо признаетсявиновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.25КОАП РФ, если будет доказано, что у него имелась возможность для исполненияобязанности ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных заних денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средствв сумме не менее ранее переведенной в установленный срок, но данным лицом небыли приняты все зависящие от него меры по ее выполнению.

Стоит иметь в виду, чтосогласно пункту 7 Письма Минфина РФ предприятие признается виновным по части 2статьи 15.25 КОАП РФ, если установлено, что указанное правонарушение совершенопосле того, как в контракт между предприятием и иностранным партнером внесеныположения, ухудшающие позицию предприятия с точки зрения возврата иностраннойвалюты, а предприятие не предприняло ответных мер и не предложило внести вконтракт дополнительные меры ответственности иностранного партнера(пеня, поручительство, банковская гарантия, страхование рисков).

Объектом административного правонарушениявыступают публичные правоотношения по защите экономических интересов РоссийскойФедерации, заключающихся в предотвращении незаконного вывоза капитала за рубеж.

Объективная сторонаадминистративного правонарушения выражается в невыполненииобязанности, установленной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от21 ноября 1995 г. № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютногоконтроля в Российской Федерации», согласно которому импортеры-резиденты,заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод изРоссийской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаныввезти товары, стоимость которых эквивалентна суммеуплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечитьвозврат этих средств в сумме не менее ранеепереведенной в течение 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное неустановлено Центробанком РФ.

В соответствие с пунктом 4 Письма ГТК РФ не могут бытьпризнаны рассматриваемым административным правонарушением случаи, когда:

  • проведен зачет платежей, осуществленных импортером-резидентом по контракту, товары по которому не ввозились, в качестве погашения задолженности импортера-резидента за поставленные по другому контракту товары, заключенному с тем же продавцом-нерезидентом;
  • товары в установленный срок ввезены на территорию Российской Федерации, но их таможенное оформление не произведено или произведено без представления паспорта импортной сделки;
  • иностранная валюта своевременно возвращена в сумме не менее ранее переведенной в уполномоченный банк, не оформлявший соответствующий паспорт импортной сделки, при условии идентификации поступивших сумм применительно к импортному контракту, за исполнением которого осуществляется валютный контроль;
  • имеется разрешение Центробанка РФ на совершение импортером предварительной оплаты товара на срок, превышающий 180 дней до его ввоза на территорию Российской Федерации, и срок ввоза товаров, предусмотренный разрешением, на момент проведения проверки не истек.

Кроме того, на основании пункта4 Письма ГТК РФ письменное заключение, выданное уполномоченнымиМинэкономразвития России по итогам рассмотрения представленныхимпортерами-резидентами документов, подтверждающих невозможность ввоза товаровлибо возврата денежных средств в иностранной валюте, переведенных из РоссийскойФедерации за границу в целях приобретения товаров, оценивается наряду с другимидоказательствами отсутствия или наличия состава правонарушения. Напрактике это весьма важный документ, получить который мырекомендуем в обязательном порядке всем предприятиям, которые не могутисполнить требования валютного законодательства по не зависящим от нихпричинам. Данный документ в подавляющем большинстве случаев помогаетпредприятиям избежать штрафов за нарушение валютного законодательства.

Согласно пункту 8 Письма ГТК РФ конкретный размерадминистративного наказания должен соответствовать характеру совершенногодеяния и дифференцироваться в зависимости от того, в чем заключаетсяправонарушение:

  • в неввозе на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, или невозврате переведенной за эти товары суммы денежных средств;
  • во ввозе на территорию Российской Федерации указанных товаров или возврате денежных средств с нарушением установленного срока.

Третье административное правонарушение

Согласно части 3 статьи 15.25КОАП РФ нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченныхбанках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результатыинтеллектуальной деятельности, влечет наложение административного штрафа надолжностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг ирезультатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметамиадминистративного правонарушения. Это правонарушение по своейсути сходно со вторым административным правонарушением, однако, в данной частистатьи речь идет уже не о товаре, а о работах, услугах и результатахинтеллектуальной деятельности.

Четвертое административное правонарушение

На основании части 4 статьи15.25 КОАП РФ несоблюдение установленного порядка ведения учета, составленияи представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушениеустановленных сроков хранения учетных и отчетных документов влечет наложениеадминистративного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда; наюридических лиц — от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда. Здесьимеются в виду нарушения порядка документального оформления валютных операций:

  • неправильное составление паспорта сделки;
  • неправильное ведение учетных карточек по сделкам;
  • неправильное заполнение платежных документов;
  • досрочное уничтожение документов, отражающих валютные операции;
  • иные административные правонарушения.

Предприятиям необходимо помнить о том, что согласно пункту 12Письма Минфина РФ предприятие, совершившее несколько административныхправонарушений в сфере валютного регулирования в один день, может быть наказанотолько один раз по одному протоколу и одному составу правонарушения, чем напрактике можно воспользоваться для снижения штрафов.

Материал предоставлен: Клерк.РУ

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru