Готовчиков И.Ф., кандидат технических наук Опубликовано в номере: Финансовый менеджмент №3 / 2003
Введение
Российские коммерческие банки (КБ) находятся в предверии глубоких перемен, связанных со стремлением государства реформировать всю банковскую систему страны. В настоящее время многие российские КБ испытывают серьезные финансовые затруднения. В то же время от КБ требуется увеличение инвестиций в российскую экономику. Поэтому от того, в каком финансовом состоянии будут находиться российские КБ и как они в дальнейшем будут развиваться в большой степени зависит успех не только проведения реформы всей банковской системы страны, но и успех проведения в России экономических реформ вообще.
Одним из методов управления состоянием КБ является надзор за их деятельностью. Массовые банкротства КБ в 90-х годах свидетельствуют о том, что существующих надзорных мер ЦБ РФ явно недостаточно. К тому же современное положение российских КБ осложняется рядом событий, оказывающих на них негативное влияние. Среди этих событий можно назвать ожидаемое вступление России в ВТО, выход государства из капиталов российских КБ, обострение конкуренции на рынке банковских услуг и др.
В силу названных причин состояние каждого КБ является предметом особой заботы государства и прежде всего ЦБ РФ. Для выработки управляющих воздействий на КБ (мер реагирования) необходимо знать истинное состояние этих КБ. В настоящее время для оценки состояния КБ используются рейтинги. В этой связи возникло и функционирует большое количество различных рейтинговых агентств, рейтинги которых для одного и того же КБ могут существенно отличаться. Это свидетельствует об отсуствии единого подхода к оценке состояния КБ и соответственно к оценке его рейтинга.
Наряду с рейтинговыми агентствами существует и функционирует большое число аудиторских организаций, основной задачей которых является ежегодное официальное подтверждение достоверности баланса, отчета о прибылях, убытках и других направлениях деятельности КБ. Анализ заключений российских аудиторов показывает, что в этих заключениях несмотря на длительную, трудоемкую и дорогостоящую проверку КБ, фигурируют общие обтекаемые фразы, которые мало о чем говорят. Например, заявление о подтверждении достоверности (см. выше) без ее количественной оценки является неопределенным. В России на этот счет есть поговорка: «Гора родила мышь».
Поэтому в данной статье представляется целесообразным рассмотрение путей повышения эффективности аудиторской проверки и ее новой роли в определении истинного состояния КБ на основе его безусловного (абсолютного) рейтинга.
Краткий обзор существующих рейтинговых систем
Исторически известно достаточно много зарубежных иотечественных рейтинговых систем. Так как зарубежные рейтинговые системыразрабатывались для условий, во многом отличных от российских, то среди зарубежныхрейтинговых систем рассмотрим только одну систему — CAMEL, которая наиболееизвестна в России, а акцент сделаем на российских рейтинговых системах [1].
Большая часть этой системы доступна для освоения, поэтому система пользуется определенной популярностью.
Рассматривая возможность применения системы CAMEL в России, можно увидеть, что анализ КБ по этой системе должен осуществляться высококвалифицированными специалистами при наличии годами накапливаемой достоверной информационной базы как по каждому отдельному банку, так и по группам однородных банков. Это значит, что в ближайшие годы использование этой системы в России в полном объеме нереально. Кроме того, в российских условиях существуют отличия в стандартах учета и отчетности КБ, а также, к сожалению, факты недостоверной отчетности.
Практика ЦБ РФ в вопросе классификации КБ отличается от классификации по системе CAMEL и состоит, как известно, в разделении всех КБ на финансово стабильные и проблемные. Но главное отличие состоит в том, что классификация КБ в России основывается на дистанционных методах анализа, т. е. на выявлении фактов невыполнения экономических нормативов ЦБ РФ, серьезного снижения величины капитала, возникновения и продолжительности неплатежей, существенных недостатков в бухгалтерском учете и отчетности.
Недостатком данной методики, по мнению многих специалистов [1], является определение устойчивости КБ исключительно через размер КБ, что не бесспорно. Так, например, два КБ могут выдать друг другу межбанковские кредиты или разместить идентичные суммы по системе корреспондентских отношений. Путем подобных несложных операций, называемых международными финансовыми специалистами как «window dressing», КБ могут наращивать свои балансы практически до любых размеров. По мнению первого заместителя председателя ЦБ РФ А. Козлова, этот способ используется в настоящее время в 60% российских КБ.
Достаточно интересными здесь являются коэффициент степени достоверности баланса и коэффициент аудита. Важными также являются динамический, сервисный, технологический и репутационный коэффициенты и коэффициент эффективности КБ с учетом работы его служащих.
Положительной стороной этих рейтингов является широта охвата и стремление учесть все стороны деятельности КБ. Отрицательным является закрытость методики, недостаточная ее проработанность и сложность, субъективный характер многих оценок, полное отсутствие информации о принципах определения и конкретных значениях применяемых коэффициентов.
Недостатком этого рейтинга является преобладание субъективных оценок (до 60%) и закрытость методики.
Таким образом, обзор известных рейтинговых системсвидетельствует об их большом разнообразии и существенных недостатках, чтотребует дальнейших работ по созданию комплексных рейтинговых систем для расчетакак условных, так и безусловных (абсолютных) рейтингов КБ.
Анализ типового плана полной аудиторской проверки КБ
Основные направления аудита в банковской деятельностиустановлены Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Всоответствии с этим Законом аудиторская организация обязана составить заключениео результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверностифинансовой отчетности КБ, выполнении им обязательных нормативов ЦБ РФ,качестве управления КБ, состоянии внутреннего контроля и других положениях,определяемых федеральными законами и уставом КБ. Все эти направления работ былидетализированы в Положении ЦБ РФ от 23.12.1997 г. № 10-П «О порядке составленияи представления в ЦБ РФ аудиторского заключения по результатам проверкидеятельности кредитной организации за год», где изложены обязательные вопросы,подлежащие рассмотрению аудиторской фирмой.
Аудиторская фирма (далее аудитор) регистрируется вустановленном порядке, получает лицензию и осуществляет свою деятельность в соответствиис законами РФ, Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2263 «Об аудиторскойдеятельности в РФ», нормативными актами ЦБ РФ и другими руководящимидокументами. Следует отметить, что по постановлению правительства РФ от 6.02.2002 г. № 80 «О вопросахгосударственного регулирования аудиторской деятельности в РФ» право выдачилицензии Аудитору передано от ЦБ РФ Минфину России.
Из вышеизложенного следует, что Аудитор являетсядоверенным лицом Минфина и ЦБ РФ и работает по утвержденным ими планам и программам.
Рассмотрим теперь основное содержание типового планааудиторской проверки КБ российским Аудитором:
Каждый пункт вышеизложенного плана аудита детализируется впрограммах аудита, содержащих подробный перечень обязательных аудиторскихпроцедур, необходимых для реализации общего плана аудита.
Формирование условного и безусловного (абсолютного) рейтинга коммерческого банка
Вышеизложенные материалы позволяют утверждать, что:
А. Аудит по п. 1—12 плана, результаты которого можно представитьлибо в двоичной системе («да—нет», «нарушает — не нарушает», «выполняет — невыполняет» и т. д.), когда вероятность (достоверность) соответствия КБ требованиямравна 1 при, например, «да» и 0 при, например, «нет», либо использоватьположения выборочной теории для вычисления достоверности (вероятности)соответствия КБ требованиям при оценке каких-то операций КБ не тотально, а поих выборке. В этом случае вместо вероятности соответствия КБ требованиям можноиспользовать значения рисков 1-го и 2-го рода. Применительно к данному случаюриск 1-го рода — это риск КБ, когда нормальная работа КБ без нарушений всехтребований признается Аудитором неудовлетворительной, а риск 2-го рода — эториск Аудитора, когда Аудитор не находит в КБ имеющихся там нарушений ипризнает работу КБ удовлетворительной. В случае наличия большого количестваопераций КБ, которые Аудитор должен проверить, для снижения трудоемкостипроверок и получения приемлемых значений достоверности аудита или вышеуказанныхрисков можно рекомендовать Аудитору использование последовательного критерияВальда. Заметим здесь, что «достоверность» — это понятие теории вероятностей иматематической статистики и применение этого понятия в бытовом смысле в такихважных документах, как аудиторское заключение, некорректно и недопустимо.Характерно и то, что многие замечания Аудитора могут устраняться в ходеаудиторской проверки, что облегчает оценку рисков Аудитора.
Поэтому аудиторское заключение должно содержатьколичественную оценку достоверности проведенной проверки КБ, т.е. оценку рисканеобнаружения Аудитором существенных нарушений или ошибок в бухгалтерскомучете и отчетности в связи с выборочным характером применяемых аудиторскихпроцедур и несовершенством системы внутреннего контроля КБ. Без вышеуказаннойколичественной оценки риска Аудитора аудиторское заключение практическини о чем не говорит и поэтому не имеет смысла.
К сожалению, в реальной действительности именно так ипроисходит. Так, в сотнях просмотренных годовых балансах КБ аудиторскоезаключение, несмотря на проверку этих КБ различными Аудиторами, имеет один итот же текст, а именно: «Проверенная бухгалтерская отчетность во всех существенныхаспектах подготовлена в соответствии с законодательством и нормативнымиактами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета, подготовкибухгалтерской отчетности и принятыми принципами ведения бухгалтерского учета вРоссийской Федерации. Достоверность баланса, отчета о прибылях и убытках исведений о выполнении основных требований, установленных нормативными актамиБанка России, подтверждена. (Ну и какова же эта достоверность — 10, 30, 50 или90%? — прим. автора статьи.)Развернутая информация о достоверности отчетности кредитной организации,включая информацию о приведенных выше данных, содержится в аудиторскомзаключении о достоверности отчетности кредитной организации по состоянию на 1января ... года». Таким образом, судя по публикуемым аудиторским заключениям,достоверность аудиторской проверки неизвестна.
Б. Аудит по п. 13—14, требующий для оценки ЭС КБприменения математических методов, и прежде всего методов оценки соответствияКБ требованиям экономических нормативов ЦБ РФ.
Рассмотрим эти методы подробнее.
Экономическое состояние КБ является основой (базисом), накоторой создается вся надстройка этого КБ в виде различных направлений егодеятельности. Поэтому оценка ЭС КБ в рейтинге этого КБ является базовой, хотяи неокончательной оценкой. Так, например, высокую оценку ЭС, в принципе, можетиметь КБ, нарушающий российское законодательство, имеющий неплатежи и т. д. Поэтомуоценку ЭС КБ следует называть условным по п. 1—12 плана аудиторской проверки.
Безусловным или абсолютным рейтингом КБ следует называтьтакой условный рейтинг КБ, в котором количественно учитывается достоверностьаудита, т.е. вероятность отсутствия нарушений по п. 1—12 плана аудиторскойпроверки. Поэтому данная вероятность всегда должна быть в аудиторскомзаключении в виде, например, риска Аудитора.
Таким образом, мы приходим к выводу, что для получениябезусловного или абсолютного рейтинга КБ необходимо комплексирование вероятностныхоценок в виде:
W = PG,
где: W — безусловный или абсолютный рейтинг КБ;
P = (1 – Q) — вероятность выполнения в КБ требований экономических нормативов ЦБ РФ; Q — вероятность невыполнения в КБ требований экономических нормативов ЦБ РФ; G = ( 1 – R ) — достоверность аудиторской проверки; R — риск Аудитора.
P = (1 – Q) — вероятность выполнения в КБ требований экономических нормативов ЦБ РФ;
Q — вероятность невыполнения в КБ требований экономических нормативов ЦБ РФ;
G = ( 1 – R ) — достоверность аудиторской проверки;
R — риск Аудитора.
Рассмотрим теперь метод определения вероятностей P и Q.
В таблице 1 достаточно полно проиллюстрирован этот метод,опубликованный в ранних работах автора [2, 3]. Cуть метода заключается воценке обобщенного относительного норматива (ОН) в КБ в виде суммы отдельныхотносительных нормативов и изменений ОН во времени. Построив функциюраспределения (ФР) ОН и с помощью критериев согласия выявив ее сходство с однойиз теоретических ФР, можно по известной относительной сумме экономическихнормативов ЦБ РФ и полученной ФР определить вероятность соответствия данногоКБ экономическим нормативам ЦБ РФ. В данном случае относительная суммаиспользуемых в таблице 1 нормативов ЦБ РФ равна 10, так как отношение каждогоэкономического норматива ЦБ РФ к самому себе равно 1.
Под относительными экономическими нормативами ЦБ РФпонимаются:
Таким образом, ОН как сумма относительных нормативовобладает чувствительностью к степени выполнения в данном КБ требований нормативовЦБ РФ, т.е. ОН будет расти, если нормативы КБ типа «не менее» будут превышатьустановленную для них нижнюю границу, а нормативы типа «не более» будут снижатьсяотносительно установленной для них верхней границы, и наоборот.
Таблица 1
В таблице 1 обозначены:
Н1, Н2, ..., Н10 — обозначения 10 используемых относительных экономических нормативов ЦБ РФ; Т1, Т2, ..., Тn — моменты времени оценок относительных экономических нормативов ЦБ РФ в КБ; — D — дисперсии; S1, S2, ..., S10 — дисперсии отдельных относительных экономических нормативов ЦБ РФ в КБ; — S — дисперсия суммы относительных экономических нормативов ЦБ РФ в КБ, т. е. дисперсия ОН; Р1, Р2, ..., Рn — промежуточные оценки ОН, т. е. сумм; SUM — знак суммы.
Н1, Н2, ..., Н10 — обозначения 10 используемых относительных экономических нормативов ЦБ РФ;
Т1, Т2, ..., Тn — моменты времени оценок относительных экономических нормативов ЦБ РФ в КБ;
— D — дисперсии;
S1, S2, ..., S10 — дисперсии отдельных относительных экономических нормативов ЦБ РФ в КБ;
— S — дисперсия суммы относительных экономических нормативов ЦБ РФ в КБ, т. е. дисперсия ОН;
Р1, Р2, ..., Рn — промежуточные оценки ОН, т. е. сумм;
SUM — знак суммы.
Аналитически обобщенный относительный нормативопределяется по выражению:
ОН = Н1 + Н2 + ... + Н10.
Для получения корректной оценки ОН и его дисперсиинеобходимо знать как можно больше значений ОН. Этот вопрос решается оченьпросто, ибо Аудитор всегда требует статистические данные КБ за несколько летработы, и КБ заинтересован в предоставлении этих данных. Используя эти данные,можно достаточно точно оценить среднее арифметическое ОН и его дисперсию.Заметим здесь, что дисперсию ОН можно определять как обычным статистическимпутем по изменениям Р1, Р2, ..., Рn, так же повыражению:
S = S1 + S2 + ... + S10,
что означает, что дисперсия суммы (т. е. ОН) независимых случайных величин (слагаемых) равна сумме дисперсий этих слагаемых.
На рис. 1 техника определения вероятности несоответствия КБ требованиям экономических нормативов ЦБ РФ проиллюстрирована графически.
Рис. 1. Определение вероятности несоответствия КБ требованиям ЦБ
На рис. 1 обозначено:
f(OH) — плотность вероятности ОН в КБ; Q — вероятность невыполнения в данном КБ требований экономических нормативов ЦБ РФ, равная площади под кривой плотности вероятности, отсекаемой от кривой плотности слева ОН ЦБ РФ; ОН ЦБ РФ — обобщенный экономический норматив ЦБ РФ, имеющий вид дельта-функции и равный для рассматриваемого в таблице 1 случая 10; ср. ар. ОН КБ — среднее арифметическое значение ОН в КБ. Использование описанной методики рассмотрим на примере определения рейтингов ряда реальных КБ. Из этических соображений обозначим эти банки как КБ1, КБ2, ..., КБ9. Результаты расчетов внесем в таблицу 2.
f(OH) — плотность вероятности ОН в КБ;
Q — вероятность невыполнения в данном КБ требований экономических нормативов ЦБ РФ, равная площади под кривой плотности вероятности, отсекаемой от кривой плотности слева ОН ЦБ РФ;
ОН ЦБ РФ — обобщенный экономический норматив ЦБ РФ, имеющий вид дельта-функции и равный для рассматриваемого в таблице 1 случая 10;
ср. ар. ОН КБ — среднее арифметическое значение ОН в КБ. Использование описанной методики рассмотрим на примере определения рейтингов ряда реальных КБ. Из этических соображений обозначим эти банки как КБ1, КБ2, ..., КБ9. Результаты расчетов внесем в таблицу 2.
Таблица 2
В таблице 2 обозначено:
ср. ар. ОН — среднее арифметическое значение ОН; СКО — среднеквадратическое отклонение ОН; Р — условный рейтинг КБ или вероятность соответствия КБ требованиям экономических нормативов ЦБ РФ. Проверка плотности вероятности f(OH) по известным критериям согласия показала хорошую сходимость этой плотности к плотности вероятности распределения Гаусса (Hauss), поэтому вероятности Р для различных КБ находились по таблицам этого распределения; W = P G — безусловный или абсолютный рейтинг КБ. Так как в аудиторских заключениях оценка рисков российских Аудиторов не указывается, то в таблице 2 эти риски параметрировались в виде: R = 0,5, 0,1 или 0,05. Напомним здесь, что R = 1 – G. В таблице 2 принято, что все 9 КБ проверялись одним Аудитором с риском 0,5, другим Аудитором — с риском 0,1 и третьим Аудитором — с риском 0,05.
ср. ар. ОН — среднее арифметическое значение ОН;
СКО — среднеквадратическое отклонение ОН;
Р — условный рейтинг КБ или вероятность соответствия КБ требованиям экономических нормативов ЦБ РФ. Проверка плотности вероятности f(OH) по известным критериям согласия показала хорошую сходимость этой плотности к плотности вероятности распределения Гаусса (Hauss), поэтому вероятности Р для различных КБ находились по таблицам этого распределения;
W = P G — безусловный или абсолютный рейтинг КБ. Так как в аудиторских заключениях оценка рисков российских Аудиторов не указывается, то в таблице 2 эти риски параметрировались в виде: R = 0,5, 0,1 или 0,05. Напомним здесь, что R = 1 – G. В таблице 2 принято, что все 9 КБ проверялись одним Аудитором с риском 0,5, другим Аудитором — с риском 0,1 и третьим Аудитором — с риском 0,05.
Данные таблицы 2 показывают рост рейтинга КБ с ростомвероятностей Р и G.
Проведенные исследования позволяют сделать следующиевыводы:
В масштабе российской банковской системы это означает, что банковская реформа в России проводится с КБ, действительное состояние которых не определено.
Возникают вопросы: «Кому и зачем нужен такой аудит, который не дает исчерпывающей информации о состоянии КБ и сопровождается для КБ потерей времени и солидных финансовых средств? Почему для оценки риска Аудитора не используются имеющиеся современные математические методы вообще и методы финансовой математики в частности?»
Безусловный или абсолютный рейтинг КБ является комплексным, т.е. вероятностью совместного выполнения двух событий: отсуствия в КБ нарушений российского законодательства и других нормативных документов и выполнения требований всех экономических нормативов ЦБ РФ.
Ввиду того что КБ функционирует в условиях воздействия на него большого количества внешних и внутренних случайных факторов, условный и безусловный рейтинги КБ являются динамическими вероятностными показателями состояния КБ.
Литература
Как подписаться >>>