Категории каталога
Каталог / Финансы и управление / Филиалы / «Обособленный» учет

«Обособленный» учет

"Московский бухгалтер" /

Данил ПОПОВ

По мере развития столичного бизнеса повышаются итребования работодателей к московским бухгалтерам. Теперь счетнымспециалистам недостаточно уметь вести учет только одной компании – онидолжны разбираться и в тонкостях бухгалтерии ее филиалов.

Бизнес любой успешной фирмы раноили поздно выходит за рамки родного офиса – компания открывает сначалаодно, затем второе обособленное подразделение... Руководствоорганизации может планировать создать, например, точки продажипродукции, закупки сырья или отделение главной конторы, которое будетзаниматься такой же или отличной деятельностью.

Поэтому всем счетным специалистам необходимо четкопредставлять, как поставить и вести учет в отделениях фирм. Ведь дажеесли бухгалтер пока не сталкивается с такой проблемой, завтра он можетустроиться на работу в компанию, которая имеет отделы. Поэтому,во-первых, ему нужно выяснить, что скрывается за понятиямиобособленного подразделения, филиала и представительства и есть лимежду ними отличия. И во-вторых, важно разобраться с особенностямибухгалтерского учета и отчетности «обособленцев». Этим вопросампосвящена данная статья.

Подразделение «по-граждански»...

О том, какие подразделения следует называтьобособленными, можно узнать из статьи 55 Гражданского кодекса. Еепервый пункт объясняет, что такое представительство, а второйрассказывает о филиалах.

Общее между этими понятиями то, что оба они –разновидность обособленных подразделений и должны быть расположены внеместа, где находится главная фирма. Есть и отличие: представительствамогут действовать тольков интересах основной конторы. Филиалы ужеспособны выполнять все или некоторые ее функции, а также делать и чисто«представительскую» работу.

Представительства и филиалы юридически несамостоятельны. Имуществом их наделяет головная организация, адействуют они на основе утвержденных ею положений. Об этом говоритпункт 3 статьи 55 Гражданского кодекса.

Руководство обособленных подразделений ведетдеятельность на основании доверенностей, которые им выдала главнаяфирма. Кодекс выдвигает еще одно обязательное условие легитимной«обособленности» – филиалы и представительства обязательно должны бытьуказаны в учредительных документах создавшей их компании.

Как уже отмечалось, «обособленное» имущество в любомслучае будет собственностью главной фирмы. Поэтому если основнаякомпания или филиал кому-то задолжает, в судебном порядке могут бытьизъяты ценности, находящиеся как на «главной», так и на «обособленной»территориях.

...и «по-налоговому»

Налоговый кодекс трактует «обособленность»по-своему. Понятие раскрыто в пункте 2 статьи 11 НК – это любоеподразделение вне территории фирмы, где компания оборудовала постоянныерабочие места, то есть на которых персонал трудится не меньше одногомесяца.

Заметим, в целях налогообложения обособленнымподразделением будет любой отдел, который удовлетворяет критериям 11-йстатьи. Поэтому в данном случае совершенно не важно, показала лиосновная компания новоиспеченный филиал в своих учредительныхдокументах, имеется ли соответствующее положение и обладает ли отделкакими-либо официальными полномочиями. Главное, чтобы «большая» фирмавела через него свою предпринимательскую деятельность.

Многих бухгалтеров волнует вопрос, что такоетерритория вне компании. Ведь от ответа на него зависит, будет линовообразованное подразделение обособленным.

Обратимся к понятию «местонахождение организации»,которое дано в пункте 2 статьи 54 Гражданского кодекса – это место еегосударственной регистрации. Границы административной территории,отделы за пределами которой будут считаться обособленными, проще всеговыявить по коду ОКАТО («Общероссийский классификатор объектовадминистративно-территориального деления ОК 019-95» утвержденпостановлением Госстандарта от 31 июля 1995 г. № 413). Для каждойместности он свой.

Если фирма создала, реорганизовала или закрылаобособленное подразделение, она обязана в течение одного месяца сначала его работы сообщить об этом в налоговую инспекцию по местусвоего нахождения. Такие требования к компаниям выдвигает пункт 4статьи 83 Налогового кодекса. Заявление нужно подать в налоговую поформе № 09-1-1 (утверждена приказом МНС от 3 марта 2004 г. №БГ-3-09/178).

Если «обособленцу» посчастливилось закрепиться натерритории той же налоговой, что и головной компании, отделение ненужно ставить на учет. Такой вывод подсказывает не только здравыйсмысл, но и мнение налоговых работников (например, письмо МНС от 8августа 2001 г. № ШС-6-14/ 613(a)). Инспекторы указали, что на учетнужно ставить налогоплательщиков, а не принадлежащее им имущество наподконтрольной одной инспекции местности.

С отдельным балансом...

Для того чтобы правильно вести бухгалтерский учет вобремененной подразделениями компании, счетному специалисту важноопределить, будут ли «обособленцы» иметь отдельные балансы.

В действующем законодательстве по бухгалтерскомуучету понятие отдельного баланса не раскрыто. Пролил свет на проблемуМинфин в своем письме от 29 марта 2004 г. № 04-05-06/ 27. Главныефинансисты заметили, что такое понятие, как «отдельный баланс», былоисключено из ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Поэтому,по мнению Минфина, организации могут самостоятельно устанавливатьсостав сведений для управленческих целей. В письме контролеры далиопределение отдельного баланса – это перечень сведений, установленныхфирмой для своих подразделений. На их основе главный бухгалтер и будетсоставлять бухгалтерскую отчетность по всей организации.

Рассмотрим ситуацию, когда головная компанияперевела филиал на отдельный баланс. В таком случае подразделение будетвести бухгалтерский учет своими силами.

При этом надо иметь в виду, что, согласно пункту 11ПБУ 1/98, нормы учетной политики компании будут справедливы и для ее«обособленцев». Например, для всей фирмы способы организациибухгалтерского и налогового учета должны быть едиными. Так же как иметоды начисления амортизации, например, основных средств.

Как известно, составной частью учетной политикиявляется рабочий план счетов. Это единственное, чем счетная методологияподразделения может разниться с основной компанией. В самом деле, такиесчета бухгалтерского учета, как, например, 80 «Уставный капитал», 75«Расчеты с учредителями» и 04 «Нематериальные активы», филиалу ни кчему. Рабочие планы счетов «родительского» и всех «побочных» отделовглавному бухгалтеру нужно прописать в приказе об учетной политикеосновной компании.

Чтобы отразить в учете расчеты основной фирмы иподразделения, бухгалтеру следует применить счет 79«Внутрихозяйственные расчеты». А для контроля за ценностями, которыеосновная компания «делегирует» представительству, ему лучше всегоиспользовать субсчет 79-1 «Расчеты по выделенному имуществу».Противоположный по направлению «поток» ценностей показывают по этому жесубсчету обратной проводкой.

Между тем при такой «циркуляции» реализации непроисходит. Ведь это понятие определено в пункте 1 статьи 39 Налоговогокодекса. А там четко прописано, что реализация должна быть возмездной.

«Круговорот» имущества между основной компанией и«обособленцем» бухгалтеру нужно показать в учетах обоих, при этом дляподразделения проводка должна быть обратной.

Кроме того, отделам с самостоятельным балансом,несмотря на то, что они составляют отчетность, сдавать ее в налоговуюне следует (п. 8 ПБУ 4/99). А счетные сведения подразделений должнывойти в отчетность главной компании.

Учет будет правильным в том случае, если остатки подебету счета 79-1 главной компании и кредиту этого же счетаподразделения будут одинаковы. При составлении отчетов по фирме дебет икредит счета 79 будут взаимно уничтожаться и поэтому в бухгалтерскомбалансе показаны не будут.

А как специалисту по учету поступить с остальнымисчетами? Когда бухгалтер составляет Отчет о прибылях и убытках и одвижении капитала, а также приложения к бухгалтерскому балансу и отчето движении денежных средств, ему надо просуммировать данные по счетамподразделения и главной фирмы. В последней форме счетному специалистуне нужно показывать «миграцию» средств между главной и подчиненнойкомпаниями – обороты по счетам 50, 51 и др. в корреспонденции с 79-мбудут отсутствовать в бухгалтерских отчетах.

Столичные контролеры требуют от подразделенийсдавать бухгалтерские отчеты в налоговые по всей компании. Такое мнениеони высказали в письме УМНС по г. Москве от 27 января 2004 г. №26-12/05494. В своих рассуждениях инспекторы сослались на пункт 1статьи 83 Налогового кодекса, в котором сказано, что компании должнывставать на учет как по месту нахождения главной фирмы, так и ееподразделений. И из этого они сделали вывод, что во все инспекции, гдесама организация или филиалы учтены, ей нужно сдавать полный комплектотчетных форм. Ведь, по мнению контролеров, на учете в налоговой стоитне обособленное подразделение, а сама головная контора.

Однако часто проверяющие требуют от подразделенийотчеты только по ним самим. Поэтому, с чем бухгалтеру прийти винспекцию, ему нужно выяснить в каждой конкретной налоговой.

...и без

Вышесказанное относилось к случаю, когдаподразделению главной фирмой был «дарован» отдельный баланс. А что еслиголовная контора решила не выделять филиал или представительство?

В таком случае весь учет будет вестись бухгалтериейглавной компании. Факты хозяйственной жизни филиала могут бытьпоказаны, например, в аналитике по счетам в ее учете. Или же наотдельных субсчетах – в зависимости от методологии учета, принятой нафирме, и предпочтений главбуха. Никакой бухгалтерской отчетности вданном случае отдельно по подразделению существовать не будет.

Мнение

Марат Смирнов, ведущий налоговый юрист столичнойкомпании «БухКонсульт»: «Специалисты по учету часто спрашивают меня,что можно считать стационарным рабочим местом. Скажу сразу, в Налоговомкодексе это понятие четко не определено. Поэтому обратимся кФедеральному закону от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ “Об основах охранытруда”. В статье 1 закона сказано, что рабочее место – территория, накоторой сотруднику нужно находиться или куда нужно прибыть для работы.При этом оно должно подпадать под контроль фирмы.

У большого числа бухгалтеров возникает закономерныйвопрос: если компания послала одного работника трудиться в другоемуниципальное образование, можно ли говорить о возникновении тамобособленного подразделения? Например, компания арендовала небольшуючасть площади в торговом центре под прилавок для одного продавца.

Инспекторы отвечают на этот вопрос утвердительно.Так, в письме МНС от 29 апреля 2004 г. № 09-3-02/1912 они заметили, чтои одного сотрудника достаточно, чтобы можно было говорить об“обособленности”».

Кстати

«Обособленцам», имеющим отдельный баланс и расчетныйсчет, которые самостоятельно рассчитываются со своими сотрудниками,недостаточно зарегистрироваться только в налоговой инспекции. Им нужноеще и «отметиться» в Фонде социального страхования и ПФР по местунахождения каждого из отделов.

Такие требования к фирмам прописаны в пункте 3раздела I Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лицпо месту нахождения обособленных подразделений (утвержденпостановлением ФСС от 23 марта 2004 г. № 27) и пункте 6 раздела IIПорядка регистрации в территориальных органах ПФР страхователей,производящих выплаты физическим лицам (утвержден постановлениемПравления ПФР от 19 июля 2004 г. № 97п).

Пример

Две столичные фирмы – ЗАО «Дулип» и ООО «Тканнон» –одновременно открыли по обособленному подразделению в Московскойобласти. Однако первое общество «даровало» ему отдельный баланс, авторое этого не сделало.

Перед бухгалтером ЗАО «Дулип» встала задача отразитьв учете перевод партии материалов из основной фирмы в подразделение насумму в 10 тысяч рублей. Он сделал такие проводки:

в учете главной конторы

Дебет 79-2 Кредит 10 – 10 000 руб. – показана передача материалов на склад удаленного отдела.

для подразделения:

Дебет 10 Кредит 79-2 – 10 000 руб. – оприходована партия материалов от «родительской» конторы.

Затем генеральный директор ЗАО «Дулип» принялрешение организовать еще одно подразделение в Санкт-Петербурге. Дляудобства учета бухгалтер компании завел такую аналитику на счете 79«Внутрихозяйственные расчеты»:

79-1 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу с подразделением в Московской области»;

79-1 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу с подразделением в Санкт-Петербурге»;

79-2 субсчет «Расчеты по текущим операциям с отделом в Московской области»;

79-2 субсчет «Расчеты по текущим операциям с отделом в Санкт-Петербурге».

В свою очередь счетный специалист ООО «Тканнон»,подразделение которого не имеет отдельного баланса, для контроля задвижением материалов в организации создал в учете такие аналитическиесубсчета:

10-1 субсчет «Материалы основной компании»;

10-1 субсчет «Материалы обособленного подразделения»;

90-1 субсчет «Выручка основной фирмы»;

90-1 субсчет «Выручка представительства в Московской области».

Справочно

Филиалы и представительства могут оформлять первичку только с реквизитами основной компании.

Требования к постановке учета в обособленномподразделении перечислены в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 21ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В целом они такие же,как и для других фирм, за исключением того, что за учетную политику иразработку правил документооборота между основной организацией и«обособленцами» отвечает генеральный директор головной конторы.

Материал предоставлен: Клерк.РУ

Реклама:
Где заказать рерайтинг текстов узнай на сайте eTXT.ru